МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ.

ТЕМА 17.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ:

 

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ. В Центральной Европе, к которой следует отнести Польшу, Чехию и Венгрию, в первой половине II тыс. тоже продолжалось бессинтезное развитие феодальных порядков. Но, в отличие от Скандинавии, природные условия здесь способствовали земледелию. К общим чертам региона относится также более позднее, чем на западе, складывание сеньориального слоя и лично–зависимого крестьянства. Причины этого уходят своими корнями в особенности раннесредневекового развития региона.

Вспомним, что в раннем средневековье здесь при более редком населении долго сохранялось верховенство общины в земельных правах и не сложилось индивидуальное крестьянское землевладение типа западного аллода. Это ограничивало и права знати, в том числе и князей, на землю. Аристократия распоряжалась землей как административная и политическая власть. Но не могла, в отличие от западных сеньоров, иметь землю в личном владении и раздавать ее на таких же правах своим приближенным. То есть не складывалась вассально–ленная система. Военные слуги оставались при княжеских дворах и не могли превратиться в военно-служилое сословие.

Лишь с ХI–ХII вв. положение стало меняться. Усиливаются индивидуальные права крестьян на наделы, знать начинает получать от князей землю и иммунитетные привилегии, принятые в Западной Европе. Такое развитие во многом было связано с западным влиянием: через политические и личные контакты (Чехия вообще с Х в. была вассалом Священной Римской империи), через католичество, через немецкую колонизацию и экспансию. Сказывалась общая логика развития европейского феодализма с индивидуализацией хозяйственной деятельности и личных прав.

Но переход на западную модель феодализма спустя примерно 200–300 лет сказался на всем дальнейшем развитии региона. Рыцарство здесь оседает на землю лишь с ХII–ХIII вв. И только с этого времени начинается процесс закабаления крестьянства. Но окончательно оно закрепощается только в ХV-XVI вв.

Столь медленное течение социального развития в деревне притормозило и развитие городов. Оставаясь лично свободным, сельское ремесленное население не стремилось отрываться от земли. Население городов росло медленно. Власти, заинтересованные в развитии городов из фискальных соображений, прибегали к поощрению колонизации городов с запада, прежде всего из более многолюдных немецких городов, что способствовало позднее национальным конфликтам. Более интенсивно города стали развиваться с ХIII–ХIV вв.

Развитие городской экономики, однако, отрицательно повлияло на положение крестьян. Как и на Западе, феодалы оказались заинтересованными в увеличении доходов. Но западный вариант с коммутацией повинностей был невозможным из-за того, что большинство крестьян, как отмечалось, еще оставалось лично свободным. Произвольно повышать ренту было и затруднительно, и опасно, ибо нарушало традиции. Но растущий спрос городов на продовольствие сулил землевладельцам большие выгоды. И начался процесс наступления на земельные права крестьян, на общинные угодья. Заинтересованные в рабочих руках, феодалы добивались от власти прикрепления крестьян к земле, что и привело к появлению крепостного права в ХV-XVI вв.

Таким образом, развитие городов в Центральной Европе в силу медленного формирования феодальных порядков в деревне привело не к реорганизации, как на Западе, форм крестьянской зависимости, а к укреплению ее в той форме (крепостничество), которая в западноевропейских странах была уже изжита. В итоге феодальное общество в регионе укрепилось, что при переходе к новому времени отрицательно сказалось и на развитии городов. Общие социальные процессы региона замедлились, и он надолго превратился в аграрный придаток Западной Европы.

В политическом развитии региона происходило его постепенное сближение с Западной Европой: формировалась королевская власть и сословно представительные монархии, система вассалитета. Но раздробленность здесь отличалось от западноевропейской тем, что не вызывалась усилением сеньоров, а превращением региональных группировок в княжества. С середины ХII в. сеньоры появляются, что при слабости городов вело к перманентно возникавшей слабости центральной власти, особенно в Польше и Венгрии. Но зато общая католическая идеология, а также вышедшая из нее латинская культура сближала центральноевропейское население с западным.

Таким образом, развитие центральноевропейского региона шло в направлении сближения с западной моделью, но разница в исходных условиях и темпах привела к отставанию народов рассматриваемой территории, что спровоцировало хозяйственную и политическую экспансию более "продвинутого" Запада с ликвидацией государственной самостоятельности Чехии и Венгрии в ХVI в., а Польши - в ХVIII в.

Близким было развитие южнославянских народов – болгар, сербов, хорватов. Но из-за турецкой агрессии в XIV в. их дрейф к западной модели был прерван, и они разделили судьбы других балканских народов, прежде всего жителей Византии.

ВИЗАНТИЯ.Х–ХV вв. – эпоха угасания специфической византийской модели развития. В целом и там обозначалось некоторое движение в сторону западных порядков, прежде всего за счет усиления частновладельческих прав на землю. Усиливается независимость феодалов от центральной власти. Укрепляются и частные права крестьян на землю. Но община продолжала контролировать отвод и продажу земельных участков Государственная власть и крестьянство взаимно защищались от аппетитов крупных землевладельцев. Но длительная взаимная борьба ослабляла обе ветви господствующего сословия: императоров и знать (крестьяне тоже ничего не выигрывали). Следовательно, слабела и страна в целом: и ее экономика, и политическая система.

В итоге Византия сначала попала под влияние бурно развивавшегося итальянского купечества, затем (после Четвертого крестового похода), ослабленная своим неспешным и противоречивым развитием (медленным изживанием восточно-деспотических черт) страна стала жертвой турецкой экспансии. Падение в 1453 г. Константинополя – печальный, но в тех условиях неизбежный финал тысячелетней истории империи.

***

Итак, Центральная Европа, территориально и культурно близкая Западу, постепенно воспринимала западноевропейские ценности. Но разные исходные уровни предопределили отставание, интенсивно изживаемое уже в наши дни. Таким образом, современная направленность развития и интересов центральноевропейских народов по вхождению в западную цивилизацию определена их историческим развитием, истоки которого идут из средневековья.

Византия в развитом средневековье так и сохранила свои прежние двойственные черты, обращенные и к Западу, и в Востоку (как в гербе Палеологов – двухглавом орле). Очевидно, восточные элементы в ней все же перевесили. Отсюда традиционная обособленность от Запада православной культуры. Для этого были и объективные условия. В раннем средневековье культура страны превосходила западноевропейскую. Четвертый крестовый поход и временное господство латинян в ХIII в. усилило всенародное отторжение западной, католической культуры. Но и Восток был ей чуждым. Так Византия оказалась в тупике.