БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА.

КУЛЬТУРА МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ

ТЕМА 5.

РЕЛИГИЯ.Хотя в средневековую эпоху большинство народов региона пришли со своими древними культурными достижениями, со своими специфическими верованиями и культами, все они в результате арабских завоеваний попали под воздействие ислама, в исторически короткое время превратившегося в третью, после христианства и буддизма, мировую религию. Мусульманство оказало решающее влияние на повседневную жизнь, культурный облик и дальнейшую историю региона вплоть до наших дней.

Ислам был несложен, общедоступен и понятен даже неграмотным кочевникам. В нем не было стольких мудрствований, сложных философских концепций, как иудействе, христианстве, зороастризме. Поэтому он получил быстрое распространение среди восточных народов, легко вытеснив другие верования. В мусульманстве имеется 6 основных заповедей:

1. Исповедование главного догмата - "Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк его".

2. Необходимость молиться 5 раз в день (салат - арабск., намаз - перс.).

3. В течении месяца рамадан соблюдать пост с утра до захода солнца в память о том, что в одну из ночей именно этого месяца Мухаммад услышал откровение ангела о Коране и о своей миссии пророка. Так как у мусульман был принят лунный календарь, в котором каждый месяц насчитывает по 30 дней, каждый следующий год начинался на 10 дней раньше предыдущего и дата поста - плавающая (называется он у арабов - саум, у иранцев - рузе, тюркских народов - ураза).

4. Обязанность творить милостыню. На это направлен особый налог (закят), составляющий около 2,5% стоимости имущества мусульманина.

5. Желательно хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

6. Обязанность участвовать в священной войне с неверными (джихад - рвение). Эта заповедь появилась уже после смерти Пророка.

Мусульмане верят в страшный суд, воскрешение мертвых, ад, рай и чистилище. В основе религии лежит фатализм: путь человека определен Аллахом. Он установил рамки поведения[201].

Все это содержится в главной книге мусульман - Коране[202]. Написан он на древнеарабском (теперь мертвый язык). По исламской традиции он существует вечно. Но доказано, что он был написан после смерти Мухаммада на основе оставшихся в памяти его сподвижников и записанных на листьях финиковой пальмы, камнях и костях высказываниях Пророка. Опасаясь, что эти изречения забудут, халиф Абу Бекр поручил бывшему секретарю Мухаммада собрать все варианты пророчеств учителя. При халифе Османе, в 651 г. текст был канонизирован, а иные его варианты - уничтожены. По форме Коран - диалог Аллаха с иноверцами - делится на 114 сур (глав), каждая из которых содержит разное количество стихов. Примерно 2/3 текстов основаны на идеях Нового Завета[203].

По сравнению со священными текстами иудеев, христиан, буддистов, писавшихся многими поколениями, догматика Корана, созданная в короткий промежуток времени, менее противоречива и потому более жестко канонизирована. В нем меньше разночтений и не содержится разделение светской и духовной сфер. Как более поздняя религия, ислам поначалу был более восприимчив к рациональным знаниям, философии и науке вообще, более веротерпим.

В отличие от христианства, в исламе нет первородного греха. Добро в мусульманстве - в послушании Богу, но следовать ему, как в христианстве, нельзя. Бог недоступен, трансцендентен. Можно лишь следовать его закону. Без этого закона человек беспомощен. Мусульманство требует от верующих не бесконечного совершенства, а безусловной преданности, что легко, кстати, воспринималось многими народами[204].

В отношении к поступкам людей в Коране сказывалось человекоподобие Аллаха. Его действия подобны поведению капризного тирана. Вместо предупреждения дурного поступка (при всемогуществе Бога) - наказание за совершенный поступок. Хотя, с другой стороны, в этом - определенная свобода воли: мусульманину предоставляется право на выбор и, соответственно, ответственность за результаты своих действий.

Кроме религиозных, в Коране, как отмечалось, есть судебные, бытовые и гигиенические предписания. В частности, там осуждает употребление вина, которое названо там "мерзостью сатаны", посредством которого он "желает заронить вражду и ненависть"[205]. Согласно повелению Мухаммада, умерший пьяным пребывает в аду. За появление пьяным в 3-й раз полагалось 80 ударов хлыста, в 4-й раз - смертная казнь[206].

Отношение к женщине - патриархальное (как и в христианстве). Многоженство - от первобытных обычаев кочевого мира[207]. Сохранилась традиция и временных браков - от нескольких часов до 99 лет, что тоже связано с кочевым бытом: нерегулярной семейной жизнью, постоянными войнами и насилием. Безбрачие не поощрялось, Пророк не видел в нем доблести. Поэтому ислам - против монашества. Отсюда же - распространенность гаремов[208] - особой части дома, в которых жили жены и куда никто, даже другие домашние, кроме мужа и его детей не имели доступа. Окна гаремов не выходили на внешнюю сторону усадьбы. Обычно в богатых домах каждая жена имела обособленное помещение с отдельным входом. Оберегали гарем и следили там за общим порядком евнухи[209]. Вне гарема женщины были весьма ограничены, должны били скрывать за паранджой от посторонних свое лицо. Их семейные права были необеспечены. Развод для мужа был весьма прост - достаточно было трижды при уважакемых свидетелях произнести: "Она мне не жена". Мужчина был практически безнаказан за насилие по отношению к жене, как, кстати, и к детям.

О некоторых других бытовых положениях Корана. Мухаммад говорил, что мусульманин должен работать сам и кормить себя трудом своим. Он не должен ждать от кого-либо помощи. Запрет есть свинину - из-за того, чтобы при этом в кровь человека не попадала кровь сатаны, которая есть в свинине. Это - от евреев, считавших свинью нечистым животным. Курение не запрещалось, но и не поощрялось, ибо, как и вино, одурманивает человека.

Полумесяц на мусульманской символике - от исламского летоисчисления, которое началось тогда, когда Луна на небе была в такой форме. В этом сказалось и становление ислама именно в городах, ибо земледельцы не применяли лунный календарь, который не совпадал со временами года. Поклонение Каабе, в которую вставлен "Лунный камень" - от космических, звездных божеств древних иудеев и финикийцев.

Помимо Корана у мусульман еще есть Сунна (Образ действий), состоящая из "хадисов" - рассказов о жизни, чудесах и поучениях Мухаммада и его подвижников. В хадисах есть заимствования из Библии, евангелий, древнееврейских. Эллинистических, персидских и индийских трактатов. Свод десятков тысяч хадисов был составлен в Х в. и стал затем одним из источников мусульманского права. Сторонников этой книги называют суннитами, их противников - шиитами[210].Шииты отрицают достоверность и святость Сунны.

Зародился шиизм при халифе Османе как партия, поддерживавшая Алии его потомков от дочери Мухаммада Фатимы. К ХIII в. шиизм превратился в особое религиозное течение в исламе, противоположное суннизму. Шииты толковали и толкуют ислам не буквально, а аллегорически. Распространился шиизм на востоке мусульманского мира, в Ираке и Иране, где часто становился знаменем антиарабской борьбы. В основе его как учения - тезис, что законными преемниками Мухаммада - имамами - могли быть только его потомки, а не избранные общиной халифы - узурпаторы. Шииты признавали и признают в сунне только те хадисы, которые подтверждены шиитскими имамами. По вопросам культа расхождения шиитов и суннитов незначительны. Особенностью поведения шиитов является признание верховенства духовной власти над светской.

В раннем исламе сложилась и секта хариджитов(вышедших). Они выражали традиции ранней арабской военной демократии. Название возникло от того, что первоначально они, участвуя на стороне Али в борьбе с Муавией, вышли из войска Али в знак протеста против переговоров его с Омейядами. Они - радикальнее шиитов и признавали только двух законных халифов: Абу Бекра и Омара. Согласно их учению, община верующих должна была сама выбирать халифа на свободных выборах, причем кандидатура определялась не знатностью и богатством, а личными качествами претендента. Поэтому, считали хариджиты, халифом мог стать любой мусульманин, даже раб. Они отвергали Сунну, в которой писалось, что халифом мог стать только курейшит. Их отличала наибольшая в исламе строгость в оценке поведения верующих.

В начале ХI в. появились и друзы, признававшие переселение душ. Как и шииты, они существуют и теперь.

Несмотря на отрицательное отношение Мухаммада к монашеству, аскеты, своего рода монахи, в исламе появились. Это суфиты[211]. Возник суфизм в VIII в. в Ираке, Сирии и оттуда распространился. Его носителями были дервиши[212], не придававшие значение обрядности. Они не идентичны христианским монахам, ибо, например, не давали обета безбрачия, хотя и старались воздерживаться семейной жизни. Обычно суфиты вели нищенствующий образ жизни. По взглядам они - мистики, считали, что божественная воля может проявляться в разных формах, что приближает их к пантеизму. Для этого течения характерны сложные философские концепции. Постепенно суфизм сложился как идеология средних и бедных горожан, недовольных официальной религии. Со временем суфийские братства оказались владельцами земель, а главы их общин, несмотря на традиции бедности, становились крупными собственниками-феодалами. С ХI в. создаются суфийские организации более сложного порядка, похожие на христианские монашеские ордена.

Кроме религиозных заповедей, мусульмане живут и по требованиям шариата- свода религиозно-этических и нравственных предписаний[213]. На основе шариата сложилось исламское право - фикх, за выполнением которого следят особые судьи - казии, в которых выбирали самых уважаемых людей. Их решение - окончательно, как приговор последней инстанции. По шариату, в соответствии с Кораном, жена и дети находятся в собственности мужа. Жена не имела права выхода из дома без разрешения супруга. Дети были в полной власти от отца (вплоть до освобождения от наказания за их убийство). Впрочем, доисламские традиции были еще более жестокими. У бедуинов рождение девочек считалось несчастьем и их нередко живьем закапывали.

Спецификой ислама являлось то, что он, в отличие от большинства других вероучений, изначально был встроен в общественную жизнь, государственное управление, подчинял политику, был руководством в быту, то есть, как отмечалось, охватывал все стороны жизни мусульманина. Еще одной особенностью было то, что в отличие от других проповедников, Мухаммад был не только вдохновенным создателем учения, но и, к концы своей жизни, воином, что оказало серьезное влияние на развитие ислама. И в дальнейшем ислам распространялся, по большей части, в ходе завоеваний и военных походов. Так, в ХI в. ислам распространился в Африке, Северной Индии, в ХIV в. - в Золотой Орде, позднее - на Северном Кавказе и Западной Сибири. Среди редких примеров мирного распространения ислама можно назвать Индонезию, куда его занесли арабские купцы. А в завоеванных землях, где у арабов не было численного превосходства, они сумели удержаться не столько благодаря военной силе, сколько своей религии. В отличие от христиан и буддистов, ставивших своим верующим очень тяжелые требования морального и этнического характера, пропагандировавших идею, что только полное отрешение от мира и человеческих страстей может дать человеку спасение, бремя ислама было легче. Вместо, например, выучивания сложного Credo (Верую), от мусульманина требовалось знать и повторять краткую формулу Первой заповеди. Да и в быту, в противоположность христианскому подавлению полового инстинкта, ислам рекомендует множество жен и не снисходителен к мужским вольностям[214].

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИСКУССТВО, БЫТ.В раннее средневековье ислам еще не полностью подчинил духовную культуру арабов и их соседей. В интеллектуальной среде сохранялся дух свободомыслия и даже атеизма. Это объяснялось наследием древних цивилизаций. Ученые изучали и комментировали Аристотеля, который в значительной степени благодаря арабам стал известен в средневековой Западной Европе. Они изучали, комментировали и переводили геометрию Евклида, географию Птолемея, медицину Гиппократа, Галена. Они, однако, не только усваивали культурные ценности прошлого, но и двигали науку вперед. Причины этого - в исторических условиях территорий, покоренных арабами. В состав халифата вошли земли, где античное наследие сохранилось в наиболее чистом, не нарушенном христианством, виде: бывшие эллинистический Египет, Сирия, Малая Азия. Вследствии гонений на языческую культуру в христианской Византии многие ученые, философы, литераторы бежали в Египет, Месопотамию и Иран. Здесь, на чужбине, в Багдаде и других центрах Востока правители с готовностью принимали этих беглецов, окружая их почетом и щедро одаряя подарками[215]. В результате, в мусульманских странах появились многочисленные переводы греческих сочинений, на арабский, сирийский и персидский языки. До прихода арабов была развита наука и в Средней Азии, особенно астрономия, сложившаяся еще под влиянием древневавилонских астрономических методов.

Арабские завоеватели, как уже отмечалось, особенно на первых порах, проявили известную терпимость к религии и обычаям покоренных народов[216]. Возникновение централизованного государства на месте разрозненных мелких стран, экономическое, языковое и религиозное объединение способствовало свободному обмену духовными ценностями. В итоге возникла своеобразная культура, которую принято называть мусульманской, расцвет которой приходится на IХ-ХIV вв.[217] В городах строились обсерватории, при дворцах, мечетях и медрессе (духовные учебные заведения) создавались библиотеки.

Важное значение в процессе усвоения и передачи научных знаний имела активная международная торговля, которую вели арабы с Индией, Китаем, Византией и другими странами средиземноморья. Арабские купцы поднимались вверх по Волге, достигали Балтийского моря, проникали в Центральную Африку, плавали вдоль ее западного побережья, на Мадагаскар.

Ведущим научным центром стал Багдад. В конце VIII-начале IХ в. в городе была создана крупная библиотека, в которую поступали рукописи научных трудов, в том числе даже из враждебной Византии. Были и более мелкие библиотеки. В первой половине IХ в. под покровительством халифа аль-Мамуна в Багдаде возникает своеобразная академия наук - "Дом мудрости" - с обсерваторией. Помимо Багдада, крупными научными центрами в разное время были Каир, Дамаск, Бухара, Самарканд и другие города.

Особую известность и на Востоке, и, позднее, в Европе, приобрел врач, физиолог, физик, поэт и философ Абу Али ибн Сина(около 980-1037), в Европе известный как Авиценна - таджик, писавший на арабском языке. Из более 160 написанных им книг наибольшей популярностью пользовался "Канон врачебной науки", еще в ХII в. переведенный на латынь и использовавшийся европейскими врачами почти до ХVI в. С изобретением книгопечатания он переиздавался в Европе более 30 раз. В этом трактате были обобщены достижения греческой, индийской иранской и арабской медицины.

Родился ибн Сина близ Бухары, в семье сборщика налогов. К 18-ти годам, по собственному признанию, он освоил основы всех современных ему наук и приступил к изданию собственных научных и философских трактатов. С 16-ти лет начал он медицинскую практику: исцелил государя из династии Саманидов и стал придворным медиком. Привлекался к государственной деятельности, участвовал в походах. Но из-за своего независимого характера не раз попадал в немилость, многие годы провел в скитаниях и тюрьмах. Но даже в неволе продолжал писать книги.

Тематика его произведений обширна: философия, в которой он развивал учение Аристотеля; поэзия и рассуждения о поэтическом творчестве, в том числе трактат о любви. В отличие от многих средневековых мыслителей, ибн Сина не был аскетом, не чурался застолий с друзьями и иных земных радостей, рекомендуя при этом всегда соблюдать умеренность. Обращался он и к педагогике: в одной из его книг есть специальный раздел "Обучение и воспитание детей в школе", в котором проводится идея всеобщего обучения, сочетания умственных занятий с физическими упражнениями. Все виды занятий он рекомендовал проводить только в коллективе, где дети "начинают дружить и уважать друг друга…, перенимают друг от друга хорошие привычки" под руководством учителя, которому надо отдавать ребенка с 6 лет. Но в вопросах семейного воспитания и вообще во взглядах на семью он - человек своего времени: главным в воспитании должен быть отец, ибо матери слишком мягкосердечны и лаской портят характер ребенка. Отец вправе применять и физические методы воздействия. Но женщина "своим поведением должна удалять всякие неприятности из души своего мужа". Это - от шариата. Большое внимание ибн Сина предлагал уделять закаливанию и соблюдению режима умеренности питания ребенка с самого раннего детства. Он разработал целый комплекс физических упражнений для каждого органа и мышцы.

Среди других крупных ученых того времени можно выделить земляка ибн Сины, астронома, географа, историка и математика Ал-Хорезми (IХ в.), одного из основателей современной алгебры[218], математика и астронома Ал-Бируни(Х-ХI вв.), высказавшего идею о вращении Земли вокруг Солнца, философа ибн Рушда(ХII в.), известного в Европе как Аверроэс. Он родился в в Испании, в Кордове, в семье судьи, создал философское учение (аверроизм), в котором отстаивал идею о неуничтожимости материи, выступал за отделение науки от религии. Он подчеркивал, что доводы разума важнее веры, но полагал, что Бог - это образ гармонии, поэтому религия нужна для поддержания всеобщего порядка.

В математике арабы развили индийскую цифровую систему, введя в нее знак "0", что дало возможность изображать цифрами любые по величине числа[219]. Вообще, индийская цифровая система стала известна в Европе через арабов.

В связи с развитием торговли развивались астрономия и география. Как правило, мусульманские географы не были кабинетными учеными. Географ Масуди, например, писал, что для изучения стран и людей, он бывал и монахом, и проповедником, и переписчиком, и медиком, и торговцем, и воином, и студентом, даже грабителем и еретиком. И описал он Иран, Египет, Индию, Китай, Цейлон, Мадагаскар, бывал и Западной Европе. Он знал, что Каспийское море - на самом деле - озеро, первым из арабов описал Аральское море. Географ Ал-Идриси составил для короля Роджера II Сицилийского географическую карту Европы, над которой работал 15 лет. Ибн Баттутаобъездил земли от Сахары до Сибири. Ибн Ходрадбе, Ибн Дасти Ибн Фадланоставили много ценных сведений о славянах VIII-Х вв. Среди историков выделялся Табари, написавший подробную историю от "сотворения мира" до 915 г. В Иране, при монголах, был задуман обширный труд по истории всех народов, вошедших в монгольскую империю. Его частично выполнили под руководством принявшего ислам еврея Рашид ад-Дина два китайских буддийских отшельника, несколько персидских ученых и францисканский монах[220].

Была усовершенствована античная клепсидра - водяные часы, в которых время измеряется по уровню воды, вытекавшей капля за каплей; они сделали ее со звоном. Песочные часы применялись лишь для измерения коротких промежутков времени.

Расцвет науки был бы невозможен без налаженной системы образования. Среди мусульман грамотность была значительной. Коран высоко ценил знания, грамотность была возведена в религиозные добродетели: "Кто едет ради науки, тот достоин рая". Мухаммаду приписывают изречение: "Ищите знания, даже если вам придется для этого дойти до границ Китая". В Кордове 976 г., например, насчитывалось 27 бесплатных государственных школ. В многочисленных университетах царила веротерпимость. Среди преподавателей и студентов, помимо мусульман, были христиане и иудеи, проводились диспуты представителей разных религий. Кстати, именно через мусульманские научные центры в арабской Испании европейцы узнали, в переводах на средневековую латынь с арабского, многие произведения античных ученых.

Начальные школы - мактаб - открывались при мечетях и финансировались церковным приходом. Учителя, однако, жили только от нерегулярных подношений учеников. Становились учителями окончившие мактабы или школы средней ступени - медрессе. Занятия велись индивидуально: каждому задавали текст и спрашивали его усвоение. Изучали обычно упрощенные части Корана. Сначала учились читать без понимания текста. В некоторых мактабах учили и письму. Девочек из состоятельных семей учили грамоте на дому жены имама или муллы. Но у них образцами для чтения были художественные тексты, стихи; Коран им читать запрещалось, писать не учили. Азбуку зубрили 1-2 года, Коран - 3-9 лет. В медрессе изучали арабский язык, риторику, историю, чтение и толкование Корана, богословие, основы законоведения и юридической практики (о разделах имущества). Основными методами обучения были лекции и диспуты. В некоторых медрессе преподавали и правители. Летом не учились. Принимали в медрессе тех, кто окончил мактаб или самостоятельно научились читать и писать. Платили за учебу (всего - за 19-20 лет) сами ученики. Бедные, чтобы заработать, обслуживали богатых. Основная цель медрессе - подготовка духовенства. Возникли эти заведения еще в VII в.

При всей консервативности и единообразии этой системы, сложившейся еще при раннем исламе и опиравшейся на догматы Корана, она развивалась и имела локальные варианты. Известным новатором в образовании был правивший в ХV в. в Средней Азии внук Тимура Улукбек. Он ратовал за физическую подготовку и изучение точных наук. В созданном им медресе было строгое расписание, велся учет посещаемости. За счет сокращения времени на изучение религии была введена математика, медицина, история, география. Сроки обучения сократились с 20-25 лет в традиционных медресе до 8 лет. Ученикам платили стипендии. Плохо успевающим задавали на дом меньше. Для изучения какого-либо пособия формировали группы по 10-15 человек.

В отличие от европейской университетской практики, в мусульманских учебных заведениях не было корпоративной ответственности за обучение. Прослушав курс у определенного учителя, арабский студент получал от него "иджаза" - свидетельство о квалификации. Чем известнее были учителя, тем больше у слушателя было шансов споследствии проникнуть в научную мусульманскую элиту: стать преподавателем в религиозных школах, придворным врачом, астрологом или домашним учителем. Поэтому студенты переходили от одного учителя к другому и накапливали иджазы. Во времена расцвета арабской культуры (VIII-ХII вв.) люди науки пользовались в обществе большим уважением. Ученый был окружен почетом, даже если происходил из бедных: "Без четырех вещей не может обойтись человек даже из знати - нельзя не вставать перед своим отцом, нельзя не услужить гостю, нельзя не заботиться о своем коне и не почитать ученого". В Коране сказано: надо стремиться к науке "даже если бы на ее поиски пришлось бы отправиться в дальние края". Ученый в средние века считался образцом для всех мусульман, ибо он забывал обо всем мирском и очищал свои мысли от дурных помыслов.

Не следует преувеличивать "свободомыслие" в средневековом исламе. Традиционный суннизм во все времена с недоверием и даже с враждебностью относился ко всякой философии. Поэтому арабо-мусульманская философия зародилась и первоначально развивалась почти исключительно среди шиитов, в сектах, более свободных в IХ-Х вв. от догм и с более образованными людьми.

Высокого уровня достигла литература, особенно поэзия. Еще у древних аравийских бедуинов сложилась традиция слагать в устной, дописьменной форме стихи - экспромты. Затем, уже при Аббасидах у арабов стала складываться и собственно литература. Особенность арабского языка - многозначность смысловых значений слов (часто слова имели до нескольких десятков значений). Отсюда - внимание к слову, письменности. Популярными стали библиотеки, которые были не только в церквах, но и во дворцах. Книги в библиотеках выдавали на дом (прежде всего - студентам, остальным - ограниченно), часто - под залог. В ХII в. окончательно сложился знаменитый сборник "Тысяча и одна ночь" - собрание новелл, сказок, легенд всего мусульманского мира и даже, отчасти, древнеегипетских (времен Среднего царства). Особое место в нем заняли иранские сказки, объединявшиеся в сборники с VI в. Первая арабская редакция появилась в городах Ирака в Х в. С ХII в. в собрание вливаются рассказы египетского происхождения. Новеллы этого цикла ярче более ранних, багдадских рассказов и повествуют о быте и нравах горожан ХIV-ХVI вв. Развивалась и литература на персидском языке. В Х-ХI вв. творил знаменитый Фирдоуси, написавший около 1000 г. ставшую очень популярной на Среднем Востоке поэму "Шах наме" (Книга царей), состоявшую из 60 тысяч стихов. В ХI-ХII вв. творил Омар Хайям, поэт и ученый, прославившийся философскими четверостишьями - рубаи. Был он также крупным ученым: астрономом и математиком. Будучи создателем и руководителем обсерватории в Исфахане (Иран), он разработал самый точный из известных солнечных календарей, в котором ошибка в один день набегала лишь за 4500 лет (в современном григорианском календаре такая ошибка накапливается за 3333 года). Но доработать и упростить его Хайям не успел. Для средневековой арабской авторской прозы характерна точность. Ее авторы не признавали права на вымысел и стремились придать всякому, даже самому невероятному рассказу, видимость достоверности. Этим авторская литература отличалась он народной, в которой царила богатейшая, порой необузданная фантазия

Большого расцвета достигла архитектура, в которой сложился так называемый арабский стиль, характерный легкими, ажурными постройками. Наиболее полно этот стиль проявился в общественных зданиях - мечетях, банях, во дворцах, мавзолеях. Для обычных жилых построек были характерны дома с глухими наружными стенами, скрывавшие внутренние дворики. Планировка поселений была хаотичной, но многие путешественники подчеркивали, что при отсутствии растительности из-за жары и недостатка влаги, причудливо извивавшиеся улицы и переулки располагались так, чтобы всегда на одной из их сторон была тень.

В изобразительном искусстве распространились прежде всего различные причудливые орнаменты (арабески), но станковая живопись почти не развивалась из-за запрета Корана изображать человека и животных (боязнь возрождения идолопоклонства). Наиболее строго этого запрета придерживались сунниты. Шииты допускали изображение животных и человека, особенно в книжных миниатюрах. Нашествие монголов на Иран способствовало распространению там с ХIII в. китайской миниатюрной плоскостной живописи (тушью на бумаге).

Высокого уровня достигло художественное ремесло. Арабские и персидские ремесленники славились производством оружия и военного снаряжения. В Иране делали знаменитые на Востоке железные панцыри, в Дамаске - стальные мечи. Высококачественное оружие изготавливали в Йемене, в Толедо. В Кордове уже в IХ в. знали секрет хрусталя. Из изобретенной в Севилье кыфары появилась гитара. В мусульманских странах узнали китайский секрет изготовления бумаги из хлопка. Центром хлопчатобумажного производства стал среднеазиатский Самарканд. Ткани умели делать также из шелка и шерсти. Особое искусство было достигнуто в изготовлении парчи, украшенной арабесками и вплетениями в них изречениями из Корана. В высоком развитии художественного ремесла сказались восточные традиции красивой жизни, порождавшие необходимый спрос.

Значительными были агрономические познания арабов. Они завезли из Китая культуру хлопка, из Индии - рис, распространив его даже на Пиренеи способствовали появлению в Европе льна, конопли, пальмы. В арабской Испании в IХ в. сложилась традиция праздничных обедов, состоявших из супов, мясных блюда с гарниром и пряностями, сдобных печений. Оттуда она распространилась по Европе. Высокий уровень экономики и науки отразился в заимствованиях из арабского: магазин, тариф, базар, алхимия, алгоритм, алгебра[221] и др.

Быт в значительной степени испытывал влияние кочевых традиций. Даже в городских домах почти не было мебели, ее заменяли многочисленные ковры, создававшие атмосферу уюта. На них сидели, на них, облокотясь на подушки, возлежали мужчины во время трапез. Среди развлечений были распространены нарды, шахматы, конное поло – игра в мяч верхом на лошадях. Известна популярность бань.

Богатый горожанин имел много слуг, в том числе и из невольников. Дети рабынь-наложниц и их хозяев обычно получали свободу, так же как и сами рабыни после смерти их господ. Смешанные браки и внебрачные отношения рабовладельцев с их рабынями, возможно, объясняются слабым распространение расовых предрассудков в средневековом исламском обществе, да и сами халифы часто были плодами подобных связей.

Бурный расцвет мусульманской культуры, в котором связующим элементом стали арабы и их язык, был связан и со смешением разных этносов из-за легкости принятия ислама, многочисленных гаремов, в которых оказывались женщины из разных, часто весьма отдаленных мест. Продолжался этот расцвет, как отмечалось, до ХIV-ХV вв. Затем начался упадок, вызванный целым комплексом хозяйственных, природно-географических и политических причин, присущих всему азиатскому региону и они будут рассмотрены в заключительной теме пособия.

***

Рассмотренные в разделе судьбы стран Ближнего и Среднего Востока свидетельствуют о формировании здесь во второй половине I тыс.н.э. особой цивилизации, называемой обычно мусульманской. Хотя большинство земель региона, за исключением Аравии, уже имели несколько тысячелетий истории цивилизованного развития, хотя именно здесь сложились почти все основные из древнейших очагов земледельческой культуры, именно принесенное арабами мусульманство объединило в средние века все территории региона в единое культурное пространство, сохранившееся и доныне. Прежние цивилизационные достижения оказались органически включенными в эту новую общность. Так произошло, думается, прежде всего благодаря единству природных условий, нивелировавших разный культурный уровень обитавших здесь с древности и пришедших со стороны народов, создававших предпосылки для формирования общего, единого для региона хозяйственного и социального уклада. Вероятно, ислам лучше и полнее отразил эти специфические особенности региона и потому стал единым мировоззрением и единым жизненным укладом, вытеснив все предшествовавшие представления о мире и модели поведения в нем. Устойчивость и сохранение возникших связей в течении всего II тыс., несмотря на периодически возникавшие и возникающие этно-политические и социальные противоречия, "переваривание" кочевников, волнами накатывавшихся на регион, подтверждают вывод об устойчивости возникшей в средние века мусульманской цивилизации.

¤¤¤

 

РАЗДЕЛ II.