СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
СТАНОВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА.Появление севооборота, сначала нерегулярного (перелог), потом паровой системы (двух- и трехполье), выделение из деревенских жителей ремесленников, означало формирование из живших на земле людей профессионального сельскохозяйственного населения - крестьян. Их особый статус закреплялся и тем, что с превращением королевских дружин в постоянное войско и складыванием раннегосударственного административного аппарата крестьян все реже отвлекают на другие занятия (походы, участие в управлении). Существует точка зрения, что крестьянство стало формироваться, когда в варварских обществах наступило осознание того, что землю надо не завоевывать, в том числе и для пропитания (для чего древние германцы нападали на Рим), а возделывать. То есть формировалось иное отношение к земле и труду на ней (ценна только обработанная земля)[130]. Все это началось, как уже было рассмотрено, с VI-VII вв. Параллельно с этим происходило и формирование знати, что окончательно утвердило очередное разделение труда, теперь уже в раннесредневековой Европе, на крестьянский и административно-управленческий.
ФОРМИРОВАНИЕ ФЕОДАЛЬНО-ЗАВИСИМОГО КРЕСТЬЯНСТВА.Оформление раннесредневековых европейских государств, расширение их функций, увеличение служилого слоя, превращавшегося в правящее сословие, оседание последнего на землю вели к постепенному подчинению полноправных свободных крестьян. Они оттеснялись не только от участия в управлении и военном деле, но и, как было показано выше, от безусловных ранее прав на свои земельные наделы. Теряя эти права, крестьяне оказывались и в различных формах личной зависимости от землевладельцев.
В разных регионах Европы превращение основной массы крестьян в зависимых имело хронологические особенности. На западе, в области германского расселения, где сформировалась община-марка с широкими правами на землю крестьян-аллодистов, процесс феодализации заключался в лишении крестьян их прав на аллод. Эти аллодисты превращались в держателей господских наделов с целым рядом повинностей. Во Франции свободных крестьян не осталось к Х в., в других странах Западной Европы - к ХI-ХII вв.[131] В Скандинавии, славянских землях, отчасти, в Византии, процесс закабаления свободных крестьян затянулся и на последующие века. Причем, на значительной части скандинавских территорий и в некоторых местах Европы, где не было крупных земледельческих массивов, и не сложились феодальные домены, крестьяне так и оставались свободными. У славян, где, как отмечалось, общинные связи были более сильными и не сформировались индивидуальные права на землю типа аллода, закабаление крестьян и сложение частнофеодального землевладения отмечено с начала II тыс. и происходило значительно медленнее. Таким образом, степень и интенсивность закабаления крестьян обуславливались темпами и характером складывания феодальной собственности на землю, что быстрее происходило в Западной Европе.
Превращение ранее свободных западноевропейских земледельцев в зависимых предопределило различные формы несвободы. Нередко, особенно в юридических источниках, по римской традиции всех поземельно и лично зависимых называли старым термином серв. При этом основой крепостничества на Западе была именно поземельная зависимость, а не собственность феодала на личность крестьянина (как, например, в позднефеодальной России).
Средневековые юристы различали личную, поземельную и судебную зависимость. Личная зависимость - от рабства (серв, посаженный на землю). Состоявший в ней не имел права передачи надела по наследству без большого взноса землевладельцу (сначала - натурального, затем - денежного[132]), платил поголовный налог как знак своего подчинения, не мог заключать брак с человеком другого сеньора без специального взноса[133]. Большинство других повинностей такого серва носили произвольный характер. Поземельная зависимость - от принадлежности сеньору крестьянского надела (как части сеньории). За это - несение повинностей, объем которых закреплялся традицией, занесенной в кадастр вотчины. Судебная зависимость - исходила из иммунитетных прав сеньора, которые часто выходили за пределы вотчины. Часто эта зависимость выражалась в том, что крестьянин подлежал высшему суду (убийства, разбой) у короля, среднему (основная масса уголовных преступлений) - сеньора, низшему (мелкие преступления гражданского характера) - у вассала. Такая иерархия особенно была характерна для Франции. Сюда входили и всевозможные платежи за пользование рынками, переправами, которые контролировали феодалы, а также баналитеты- обязанность выполнять определенные работы только на господских приспособлениях[134]. Собственно крепостничество - это сочетание всех трех видов зависимости и от одного феодала. Но в жизни чаще крестьянин имел отдельные обязанности, да еще от разных господ. Характерно, что повинности настолько закреплялись за наделом, что они сохранялись даже при попадании его дворянину. Но в этом случае сервильные повинности выполняли зависимые от благородного владельца люди.
Фиксированные повинности в средние века основывались на традиции, то есть определялись тем, что именно такие же работы и оброки выполняли отцы и деды зависимого крестьянина. Это приводило к неизменности, фиксированности ренты, что при благоприятных условиях позволяло крестьянам даже накапливать излишки. Но традиции, по выражению М.Блока, были обоюдоострым оружием, одинаково служившим и крестьянину, и феодалу, который мог настаивать на полной выплате ренты даже в условиях неурожая. Это, кстати, усиливало крестьянскую консолидацию для отстаивания их прав, что привело к упрочению до того довольно рыхлой общины.
Мы до сих пор подчеркивали слабость западноевропейской общины. Но здесь следует отметить, что с победой сеньориального строя в Западной Европе и отмеченным усилением нажима на крестьян, да еще в условиях наступившей политической раздробленности и слабости королевской власти, община становилась для крестьян единственным средством защиты своих интересов. Уже с Х-ХI вв. отмечены совместные действия крестьян для охраны своих прав на пастбища, угодья. Даже родственные, по сути, родовые связи в общинах усиливались. И сеньория, со своей стороны, тоже усиливала общину, ибо через нее удобнее было руководить хозяйством и охранять социальную однородность зависимых крестьян.
Таким образом, основным элементом общества становилась сеньория. Ее основными признаками были:
ü Разбросанность, а иногда и удаленность на значительные расстояния земельных владений одного сеньора;
ü Разбросанность крестьянских держаний в каждом имении или деревне;
ü Чересполосица домена с крестьянскими наделами;
ü Фиксированность барщины на уровне, обычно, не более половины рабочего времени крестьянина;
ü Превышение совокупной пахотной земли крестьян над господской в 2-3 раза.
ü В сеньории обычно не только крестьяне, но и феодалы подчинялись общинному распорядку.
Важнейшим фактором феодального общества было наличие мелких крестьянских хозяйств. Именно они делали сеньории устойчивыми. Пожары, наводнения, военные опустошения, эпидемии не разрушали домениальное хозяйство, если хоть отчасти сохранялись хозяйства зависимых крестьян. Феодал кормить крестьян не был обязан. Тогда как рабовладельческие латифундии погибали, если не было продовольствия для рабов. В этом - одна из основ устойчивости феодализма. Могли меняться правители и границы, но местное население - феодалы и крестьяне - продолжали жить и сохранять основные элементы своей культуры.
Основной, самый распространенный вид ренты - оброк. Он - основа феодальной эксплуатации. Привлекает внимание чрезвычайное разнообразие оброков. Они платились почти всеми сельскохозяйственными продуктами, включали много ремесленных изделий, дрова,хворост, строительные материалы, навоз, рыбу, птицу, мех, воск, ягоды, грибы и т.п. Видом оброка была и церковная десятина[135].
Но коренные проблемы домениального хозяйства решались с помощью барщины. Именно она давала возможность мобилизовать трудовые ресурсы крепостной деревни, подчинить определенной дисциплине и использовать на пользу господину. Барщинные повинности крепостных крестьян тоже были весьма разнообразны. Этому благоприятствовало то, что в условиях натурального хозяйства крестьянин был "мастером на все руки". Помимо земледельческих и скотоводческих обязанностей, в барщину входили строительные, ремонтные и транспортные работы, заготовка леса и др. Интересны примеры стимулирования крайне непопулярного барщинного труда: закуска и вино или пиво (в зависимости от традиций местности) во время работ, что, кстати, сокращало и время обеденного перерыва; премирование в конце работ (охапкой сена для дома после сенокоса, сноп колосьев во время жатвы). Но все равно на барщине крестьяне работали хуже. По наблюдению немецкого медиевиста У.Бентцина, если у себя крестьянин, например, вспахивал 83 акра, то за аналогичное время на господском поле он пахал лишь 55 акров[136]. Это связано с тем, что барщиной первоначально обязывались рабы - дворовые и посаженные на землю. С закрепощением свободных она распространялась и на них, но воспринималась последними именно как унизительная повинность, демонстрировавшая их личную несвободу. Тогда как оброк означал как бы форму арендного платежа за пользование господской землей. В дальнейшем в Западной Европе барщина была изжита.