НАСЕЛЕНИЕ МЕЖДУРЕЧЬЯ ДУНАЯ И ДНЕСТРА.

Территория от южных отрогов Карпат на севере и до Нижнего Дуная на юге, от Правобережья Днестра на востоке и р.Тисы на западе в раннем средневековье отличалась этнической неустойчивостью. В начале I тыс. н.э. большая часть очерченного региона входила в состав Римской провинции Дакии, чье название перешло и на жившее здесь фракийскоенаселение, которое стали также называть даками. Они принадлежали, как и их западные соседи - иллирийцы, к средиземноморской языковой группе и были сильно романизированы. После ухода римлян в II в. сюда, напомним, поочередно устремлялись готы, гунны, гепиды, авары. С VI в. долины Днестра и Прута стали одним из основных путей проникновения на Дунай и Балканы славян. По Днестру установилась граница между склавинами и антами. Последние занимали территорию нынешней Молдовы. Так на Днестре образовалось смешанное славянско-фракийское население. Причем, если у славян преобладало земледелие, среди фракийцев-даков было распространено скотоводство.

Разгром антов аварами в начале VII в. и нашествие тюрок-болгар в конце VII в. привело к существенным изменениям в характере славянской заселенности края. Создание на Дунае Болгарского государства препятствовало движению славян за Дунай, и они стали оседать в Днестровско-Прутском междуречье. В IХ в. северные и центральные районы данной территории вошли в состав древнерусских княжеств, южные - в состав Первого Болгарского царства.

В VI-IХ вв. на рассматриваемой территории расселились и волохи[98] - пастушеское население, прародиной которого, скорее всего, были Восточные Альпы (Римская провинция Норик) и ведут они свое происхождение от кельтов. Занимались они преимущественно отгонным скотоводством и долгое время жили в горных селах, редко спускаясь в долины, где проживали даки и славяне. Говорили они на так называемой народной латыни, близкой языку даков.

Вот в этом этническом котле "варилась" будущая румынская народность, сложившаяся к концу I тыс. из местного, автохтонного восточнофракийского населения (даков) и волохов, ассимилировав другое пришлое население, включая славян. В Карпатах в результате всех указанных перемещений и смешения, прежде всего местных славян с волохами, возникли русины - предки современных закарпатских украинцев.

Социальное развитие жителей этих земель в таких условиях происходило замедленно. В IХ-начале Х в. большая их часть оказалась под властью Болгарии, через которую в 865 г. было принято христианство. Под ее же влиянием с Х в. начинает оформляться территориальное управление в виде кнезатов, которые подчинялись имевшему обширные земельные владения наместнику-князю, обладавшему административной, военной и судебной властью. Несколько кнезатов составляли воеводствово главе с воеводами или господарями. На Приднестровских, будущих молдавских землях, подобные процессы ускорялись соседством Древней Руси. Христианство там было принято спустя год после крещения киевлян, в 989 г. Но основная масса населения все еще оставалась свободными крестьянами. Дальнейшее формирование феодальных порядков приходилось на последующие столетия.

ВЫВОДЫ. Таким образом, за исключением более развитой Болгарии, воспринимавшей импульсы феодального развития от соседней Византии, у остального населения региона преодоление первобытности и переход к новым, феодальным порядкам начался лишь с IХ-Х вв. Спецификой региона, опять таки, за исключением Болгарии, была прочная община и отсутствие индивидуальных наследственных прав на землю, что сближает эти порядки с западнославянскими.