СЛАВЯНЕ.

РЕГИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.

ТЕМА 9.

ЮЖНЫЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ:

РАССЕЛЕНИЕ. Южная ветвь славянства сложилась, как отмечалось, в результате расселения в VI-VII вв. в Среднем и Нижнем Подунавье и далее на Балканах. На западе они распространились до Альп, на севере соприкасались со славянами Паннонии и лишь приход туда венгров в Х в. их окончательно разделил. На юге славяне расселились по северу Балканского полуострова. На очерченной территории небольшими островками проживало местное население. Наиболее компактным и многочисленным оно было на территории нынешней Румынии (потомки даков, фракийцев). Там оно и сохранилось. В остальных местах царило запустение из-за многочисленных войн еще со времен гуннского нашествия, а небольшие анклавы аборигенов были ассимилированы славянами. В процессе расселения формировались племенные и межплеменные объединения, так называемые Славинии. Но еще, очевидно, не произошло отделение дружинного слоя и преобладали догосударственные формы управления: народные собрания, старейшины. Достоверный переход к государству произошел во второй половине VII в. лишь у славян правобережья Нижнего Дуная, по соседству с Византией.

ПЕРВОЕ БОЛГАРСКОЕ ЦАРСТВО. В 70-е гг. VII в. на Нижний Дунай из Причерноморских степей пришел племенной союз болгар - кочевников тюркской группы во главе с ханом Аспарухом[96]. Они расселялись среди славянского земледельческого населения и составили первоначально господствующую военную прослойку. Но уже к середине VIII в. болгары растворились в более многочисленном и высокоразвитом славянском населении, дав, однако, ему свой этноним и некоторые антропологические черты. В 681 г. Византия официально признала новое государство, просуществовавшее 350 лет и получившее у историков название Первого Болгарского царства.

К середине IХ в. в условиях упадка Византии Болгария овладела большей частью Балкан. Причина успехов та же, что и у других варварских государств раннесредневековой Европы: активность правящего слоя при массовой поддержке свободного крестьянства, которому тоже перепадали плоды побед. Феодализация началась при хане Борисе (852-889). Дружинники-боляре начинают оседать на землю и ограничивать права крестьян. Укрепление знати отражается в христианизации, начавшейся в 865 г. Новая религия была принята от византийцев, но Борис оговорил право создать свое независимое архиепископство. Тогда же хан стал именоваться по-славянски - князем. Спустя 20 лет здесь нашли прибежище ученики Кирилла и Мефодия и с помощью властей распространили созданную еще в Моравии славянскую письменность.

Вскоре после этого способный как политик, но неграмотный Борис ушел в монастырь и после нескольких лет смут престол занял его младший сын Симеон(893-927). Он получил разностороннее образование в Константинополе и основной целью своей деятельности видел занятие византийского престола. В своих великодержавных устремлениях он многого добился. Болгария стала доминировать на Балканах. Византия признала за Симеоном титул царя. Но в разгар приготовлений к осаде Константинополя Симеон умер. Затем начался упадок Болгарии при одновременном усилении Византии. И в 1018 г., в условиях усобиц, византийцы захватили Болгарию.

Эпоха Симеона была завершением процесса формирования болгарской народности и становления феодального общества. Знать укреплялась в своих владениях и начинала закабалять крестьян. Исчезновение свободного крестьянства ослабило военные силы страны после Симеона. А укоренившиеся на земле боляре уже тяготились службой и переставали подчиняться царской власти. Рост сепаратизма означал победу феодальных порядков, но и ослаблял страну перед внешней опасностью.

Особенностью Болгарии стала более быстрая, чем у западных славян, феодализация, что объяснялось, особенно в IХ-Х вв., византийским влиянием. Другие, не испытавшие этого влияния югославянские племена эволюционировали значительно медленнее и вышли из первобытности лишь к концу раннего средневековья.

СЕРБЫ, ХОРВАТЫ, СЛОВЕНЦЫ.Они расселились на Северо-западе Балкан, по правым притокам Дуная в VII в. Здесь, после нескольких столетий постоянных войн и переселений земли почти обезлюдели и лишь кое-где сохранились небольшие анклавы древнего кельтского и иллирийского населения. Последнее компактно сохранилось ближе к Адриатическому побережью и стало основой албанцев.

Славяне в условиях горной местности селились небольшими родоплеменными группами, порой мало связанными между собой. Находились на поздней стадии первобытности. Основные занятия населения - экстенсивное земледелие и скотоводство, которое в отдельных горных местностях играло ведущую роль.

В начальный период своего пребывания здесь, в 30-40-е гг. VII в. потребности борьбы с аварами способствовали вхождению многих племен в созданный Само обширный племенной союз. После его распада более столетия племена здесь были предоставлены сами себе. В конце VIII в. словенцы и хорваты попали в подчинение франков. После Верденского раздела 843 г. словенцы оказались под властью территориальных правителей - маркграфов. В дальнейшем они так и не добились независимости.

Хорваты в борьбе с франками сумели освободиться и в середине IХ в. создать свое раннее государство. Свидетельством обособления знати стало принятие Хорватией в конце IХ в. христианства, чему во многом способствовали ученики Кирилла и Мефодия, переселившиеся на Балканы из Великой Моравии. И хотя они вели проповеди на славянском языке, в следствии, очевидно, тех же причин, которые были отмечены выше для Моравии, с Х в. у хорватов утвердилось римское, латинское богослужение, позднее названное католическим. В конце Х-ХI в. в Хорватии началась борьба за престол, которая привела к ослаблению их государства, значительную часть которого захватила Венеция.

Наиболее многочисленным славянским населением региона были сербы. У них первые государственные объединения возникли в IХ в. и до ХI в. наиболее крупным из них была Рашка[97]. Первоначально ее правители - жупаны признавали власть Болгарии. Но с 931 г. жупан Чеслав освободился от болгарского господства и подчинил себе соседние земли. Однако, в конце Х в. начался распад Рашки и ее земли вновь оказываются в подчинении болгар. Тогда же внутри сербских земель происходит консолидация близкого, но обособившегося этноса - боснийцев. Сербы Рашки попадают под культурное влияние Византии, и христианство принимают от нее, в отличие от этнически близких хорватов, воспринявших западное влияние. Деятельность последователей Кирилла и Мефодия способствовала распространению у сербов кириллицы. Так, при наличии по сути одного языка, у хорватов он стал развиваться на основе латинской графики, у сербов - на славянской.