ВРЕМЯ КАРОЛИНГОВ.

ПРАВЛЕНИЕ КАРЛА МАРТЕЛЛА И ПИПИНА КОРОТКОГО.После смерти Пипина Геристальского и новых усобиц его внебрачный сын Карл опять-таки с помощью австразийцев становится единым майордомом франков (715-741)[51]. С королями - Меровингами он обращается как с марионетками, а с 737 г. вообще правит без королей. Его влияние особенно возросло после того, как под его предводительством было остановлено продвижение арабов.

Дело в том, что, довольно легко захватив Пиренеи, с 720 г. арабы начали наступление на Галлию. Но в решительном сражении при Пуатье в 732 г. арабская конница не смогла сломить строй франкской пехоты, вооруженной боевыми молотами и после гибели своего командующего, принца Абдрахмана, отступила. Этим сражением, хотя оно велось со стороны арабов незначительными силами, был положен конец их набегам в Европе[52].

За эту победу Карла впоследствии прозвали Мартеллом (Молотом). Возвысившийся благодаря такому успеху, он сумел в 735 г. подчинить наиболее богатое во франкских землях герцогство - Аквитанию. Своими военными успехами Карл Мартелл был обязан изменением статуса земельных пожалований своих подчиненных. Прежде земли жаловались за службу в собственность и становились, по сути, аллодами. Это отдаляло землевладельцев, особенно крупных, от трона и даже толкало их к независимости. Арабская угроза подвигла Карла Мартелла заменить такой порядок дарений бенефициями[53]- земельными пожалованиями, даваемыми только на условиях несения военной службы. При отказе служить земли отбирались. Такой порядок не был изобретением Карла, но раньше он применялся эпизодически, теперь же превратился в правило. Это прочнее привязывало знать к правителю. Но для одарения слуг и воинов Карлу нужна была земля, много земли, единственного тогда платежного средства. Королевских земель, а также конфискованных у изменников-магнатов не хватало. И Карл провел секуляризацию значительных массивов церковных земель и ими расплачивался. В обоснование он ссылался на то, что земли давались церкви якобы во временное пользование до особой государственной необходимости. Теперь же она наступила. Карл стал также без согласования с папой назначать епископов. И церковь была бессильна бороться с этим, ибо Мартелл добился широкой социальной поддержки.

Политику раздачи бенефициев продолжил сын Карла Мартелла Пипин Короткий (741-768 гг.)[54]. Не очень еще многочисленный правящий слой вынужден был подчиняться. Лишь с церковью Пипин решил помириться и договорился с ней о том, что секуляризованные его отцом земли, оставаясь у держателей, признавались церковной собственностью, за что церковь получала двойную десятину. Укрепив, таким образом, свою власть, Пипин добился у папы римского признания его королем франков - вместо утративших реальную власть Меровингов. В ответ он обещал папе помощь против теснивших его лангобардов.

Получив от папы согласие, он в 751 г. собрал франкскую знать в Суассоне и добился своего избрания новым королем франков. Прежний король из Меровингов - Хильдерик и его сын были пострижены в монахи[55]. Но с обещанной помощью папе, которого теснили лангобарды, Пипин не торопился, ибо война с этнически близким германским государством не встречала сочувствия среди франков. Тогда папа сам прибыл с посольством к Пипину и совершил над ним, его женой и сыном обряд миропомазания, что сразу возвысило нового короля и его семью, ибо над Меровингами подобного не производилось[56]. Так Пипин стал королем с правом передачи титула по наследству, а папа, после успешной войны франков с лангобардами, получил светское владение - Папскую область в центре Италии (756 г.).

Обратившись к папе, Пипин Короткий, совершил переворот в сознании, ибо он отказывался от родовых традиций и прибег к авторитету церковной законности. Папа же, благодаря этому прецеденту, получил и в дальнейшем право отрешать от власти королей и целые династии.

КАРЛ ВЕЛИКИЙ И ЕГО ДЕЯНИЯ.Пипина сменил Карл, прозванный Великим (768-814 гг.). Первоначально власть по традиции разделили два сына Пипина - Карл и Карломан. Но после последовавший вскоре смерти брата, в 26 лет Карл стал единственным королем. Посмертное прозвище "Великий" он заслужил. Его величие отразилось даже в том, что от его имени и возникло слово "король". Из чего же это величие слагалось.

Отец рано стал привлекать его к делам. Уже в 11 лет Карл встречал папу Стефана II, затем участвовал в походах и совещаниях. Был он крупного и крепкого телосложения, с редким тогда ростом в 192 см; волосы имел длинные, слегка волнистые, лицо украшали густые, свисающие по франкской традиции усы. Пропорции его тела были столь гармоничны, что не замечались ни короткая шея, ни довольно солидное в зрелом возрасте брюшко. Обычно он носил традиционный костюм франка: льняную рубашку и кальсоны, поверх - тунику с шелковыми узорами, брюки, обмотанные ниже колен полосками ткани, зимой - жилет из кожи выдры или крысы. Поверх - синюю накидку, на боку - меч с перевязью. По праздникам добавлялись золотые украшениями.

Сохранившиеся описания свидетельствуют, что Карл был великодушен, ценил дружбу и верно ее хранил. Но отличался вспыльчивостью и в гневе был склонен к жестоким поступкам[57]. Современники, правда, заметили, что таким он был только во время жизни с очередной, очень злобной женой, ибо после ее смерти стал спокойнее. Любил Карл поесть, даже жаловался, что пост вредит его здоровью. Но сам не пил и не переносил пьянство в своем присутствии.

Несмотря на искреннюю религиозность, 6 раз женился и имел множество наложниц. Но был образцовым отцом по отношению к своим многочисленным детям, с которыми всегда старался делить досуг. Смерть кого-либо из них оплакивал, как женщина. Особенно он был привязан к дочерям. Чтобы удержать их при себе, так и не выдал ни одну замуж, но позволял иметь любовников. Вообще, на свободные нравы своих родственников и придворных смотрел сквозь пальцы.

Карл ценил образованность, создал своеобразную семейную академию, в которую пригласил знаменитых в то время ученых; учился сам и заставлял учиться членов своей семьи. Сам он говорил и читал по латыни, понимал на слух греческий, письмом, однако, овладел лишь в зрелом возрасте. Тогда же изучал логику, риторику, астрономию. Знал наизусть отрывки из знаменитого христианского богослова Августина, любил четкие донесения, написанные красивым почерком, чем стимулировал появление особого способа начертания букв, напоминающего будущий типографский. Немногие государственные деятели тех столетий имели такие характеристики. И все это отразилось в его деяниях.

Нуждаясь в землях для одаривания растущего служилого сословия, а также для поддержания величия своего государства, Карл проводил активную завоевательную политику. Воспользовавшись очередной жалобой папы на лангобардов, усмиренных Пипином, но сохранивших самостоятельность, он разгромил их окончательно и возложил на свою голову железную корону лангобардского короля. В ходе этой войны, в 774 г. он посетил Рим и получил от папы все те пожалования, которые были дарованы его отцу.

Но основные военные усилия Карла Великого были направлены на восток, где было много слабо организованных варварских племен. В 772 г. он начал войну с саксами, часть из которых еще в V в. переселилась в Британию, но основная их масса осталась на землях от Нижнего Рейна до Эльбы. Завоевание саксов растянулось на 32 года. Их упорное сопротивление вызывалось сплоченностью саксонского общества, находившегося еще на стадии разложения первобытных порядков. Франки же несли новые отношения, чуждые даже для молодой саксонской знати[58]. Отсюда и неприятие христианства: язычество воспринимались саксами как символ традиционных первобытных порядков. В конечном счете, франки завоевали Саксонию, а вслед за ней и Баварию, утвердив там свои феодальные порядки.

В процессе саксонских войн франки вошли в соприкосновение с жившими на Эльбе славянскими племенами, которых Карл использовал как союзников против саксов. В дальнейшем отдельные из них на время тоже были покорены франками[59]. На Среднем Подунавье франки в течение 791-796 гг. разгромили аваров и основали Паннонскую марку.

Одновременно Карл проявлял активность и на других направлениях. В 778 г., воспользовавшись усобицей среди арабов, он совершил поход на Пиренеи, но под Сарагосой потерпел поражение[60]. Но в итоге часть земель до р. Эбро осталась за франками и там появилась Испанская марка.

Так была создана империя, охватившая территорию современных Франции, Германии, Северных Италии и Испании, а также Венгрии, Чехии и Австрии.

В 800 г. Карл поддержал на папском престоле Льва III, который в благодарность во время торжественного богослужения по старинному обычаю поклонился Карлу до земли и возложил на его голову императорскую корону. Карл счел это вполне заслуженным всеми своими деяниями, которыми он вернул Риму власть над его бывшими провинциями. Тем более, что на Константинопольском троне тогда сидела женщина - императрица Ирина.

Но для получения международного признания своего императорского титула Карл стал все же хлопотать перед Византией. Он даже в свои 58 лет стал свататься к Ирине, не смущаясь тем, что она добилась единовластия в своей стране, организовав убийство собственного сына. Но этому браку не суждено было сбыться, ибо Ирину вскоре свергли с престола. Однако, византийское правительство, с неохотой, но отягощенное борьбой с арабами, в 812 г. все же признало за Карлом титул василевса (басилевса)[61].

В тогдашнем мире Карл Великий пользовался большой известностью и влиянием. В своем кочующем дворе[62] он принимал послов из многих стран. Соседние государи искали его покровительства. Между империей Карла и другими государствами, в том числе Византией и Арабским халифатом, налаживались торговые и культурные связи. Существует предположение, что знаменитый арабский халиф Гарун ар-Рашид поддерживал с ним дружеские отношения и прислал в подарок индийского слона, который произвел на франков большое впечатление[63]. При Карле окончательно оформляются новые структуры управления[64].

Стремясь возвысить роль церкви, Карл Великий активно вмешивался в ее дела. За 250 лет до собственно церковных решений, он издал несколько указов о безбрачии духовенства. Он также ввел обязательную десятину в пользу церкви. Во многом деятельность Карла заложила основу идеологии складывавшегося Западного мира. Его требования повсеместно организовывать бесплатные начальные школы способствовали превращению латыни в межнациональный язык Западной Европы. Многогранные интересы и кипучая энергия Карла способствовали консолидации западноевропейского общества. Возможно, правы те, кто утверждает, что Карл Великий заложил тот фундамент западноевропейского единства, на котором спустя 1200 лет, уже в наше время, было завершено строительство Евросоюза[65].

Умер Карл Великий в 72 года от воспаления легких, простудившись на охоте, пережив всех своих жен. От его имени произошло название новой династии - Каролинги. При нем были заложены основы западноевропейского феодализма.

ФЕОДАЛИЗАЦИЯ ПРИ КАРОЛИНГАХ. Продолжая бенефициальную политику своих предшественников, Карл Великий создал значительный слой людей, служивших в обмен на получение земельного держания - будущих рыцарей. Но, несмотря на многочисленные войны за расширение территории, свободных земель для раздач становилось все меньше. Но новых земель также не хватало, и власти начинают расплачиваться иммунитетами, дававшими право осуществлять административные, судебные и финансовые функции на определенных территориях от имени монарха и вместо него. Это вызывалось и катастрофической нехваткой грамотных администраторов для управления огромной империей. Но иммунитеты, как и бенефиции, были минами замедленного действия. Они постепенно закрепляли права держателей на землю, которая стала переходить по наследству. Бенефиции превращались в феоды. Империя покрывалась сетью разных по размерам сеньорий[66]. Крупные сеньоры, имевшие иммунитетные права, жаловали феоды своим слугам. Так складывались будущее рыцарство[67] феодальная иерархия: сеньор - вассал[68]. В итоге масса землевладельцев, не только крупных, но и мелких переставала зависеть от монаршей власти. Это возродило стремление к сепаратизму. И оно было более сильным, чем при поздних Меровингах. Ибо раздача феодов и иммунитетов приводила уже к переходу под власть правящего слоя общинных земель с жившими на них крестьянами. Сеньоры теперь управляли ими от имени короля (императора). Рыхлая община-марка не могла защитить крестьян от экономического подчинения, а порой и разорения феодалами. Слабевшая от постоянных земельных раздач королевская власть также была бессильна предотвратить закабаление крестьян. Они, особенно при Карле Великом превращались в наследственных держателей земли, а постепенно и в лично зависимых - крепостных.

Попадание крестьян в зависимость осуществлялось несколькими способами. Наиболее распространенный - через прекарий[69], при котором крестьянин передавал свое право на владение аллодом какому-либо господину и превращался в держателя, платившего за пользование своим бывшим наделом оброк и выполнявшего некоторые виды барщины на время действия сделки (пожизненно, наследственно, обычно до третьего колена). Зато крестьянин, при сохранении личной свободы, избавлялся от произвола королевских людей и государственных повинностей. Если же крестьянин оказывался не в состоянии обеспечивать свое существование, он мог попросить у господина покровительства, что означало ограничение и личной свободы (т. наз. коммендация). Обилие прекарных сделок, актов о комендации и подобных кабальных актах, широко распространенных в IХ-Х вв., свидетельствовало о массовом обеднении и закабалении франкских крестьян. Землевладения церкви росли также и за счет многочисленных завещаний, в которых страшившиеся ада верующие отписывали свои наделы монастырям, зачастую лишая наследства своих детей. Раздача иммунитетов крупным землевладельцам, уже подчинивших себе многочисленных крестьян, приводила к усилению частной власти знати и возможностям произвола вплоть до прямых захватов крестьянских земель. Это тем более становилось осуществимым, ибо параллельно происходило устранение крестьян из военной службы. Способным снарядиться в поход считался лишь владелец 3-4 крестьянских наделов (мансов[70]). Это означало разоружение рядового населения и постепенно вело к монополизации военной службы рыцарями. Теряя землю, крестьяне постепенно становились и лично зависимыми от своих господ - развивалось крепостничество.

Нельзя, однако, преувеличивать роль насилия в закрепощении. Ибо обеднение крестьян - объективный процесс того времени, вызванным ростом сельского населения в условиях крайне примитивного земледелия и аллодной системы. В IХ в. свободными угодьями уже распоряжались король и землевладельцы-иммунисты. Крестьяне при семейных разделах могли рассчитывать только на свои аллоды, которые в результате дробились. И вскоре на одном полном мансе уже оказывалось несколько родственных, но отдельных крестьянских семей. Испытывая земельный голод, крестьяне и вступали в прекарные сделки с землевладельцами, а если не имели в достатке инвентаря или рабочего скота, что тоже бывало нередко при имущественных разделах, они попадали в более кабальные условия типа коммендации, залога земли и других аналогичных форм поземельной и личной зависимости. То есть преобладали чисто экономические формы формирования зависимого крестьянства.

Землевладельцы, вследствии указанных процессов получали дополнительные крестьянские руки и могли расширять размеры своих обрабатываемых угодий уже и без короля. Особенно легко это было делать владельцам иммунитетных прав, которым король (император) поручал вести дела на определенных территориях от своего имени. Они могли бесконтрольно, всяческими притеснениями и даже насилием заставлять крестьян отдаваться им под покровительство, особенно, когда они округляли свои владения. Короли осознавали это. Даже Карл Великий издал ряд декретов в защиту крестьян от притеснений знати, но контролировать их выполнение было некому, ибо вся власть на местах уже концентрировалась в руках иммунистов, а других чиновников у королей просто не было. Поэтому иммунитет распространяется на все больше число землевладельцев, которые в результате превращаются в шателенов, обладавших всей полнотой политической власти на местах.

Сеньории становятся основой и политической, и хозяйственной жизни. Из них состоит вся обрабатываемая территория государства. Вне их уже нет подданных. В 847 г. внук Карла Великого - Карл Лысый предписал, "чтобы каждый свободный человек в нашем королевстве признал над собой сеньора, кого захочет, в нашем лице, или в лице наших вассалов". Такой строй, возникший у франков в IХ в., принято называть сеньориальным.

Каждое феодальное владение делилось, обычно на две части: господские земли - домен[71],который обрабатывался зависимыми крестьянами в форме барщины и крестьянские мансы, за пользование которыми их держатели несли оброки. В правовом положении крестьяне в поместьях делились на свободных арендаторов - колонов и зависимых: литов - лично зависимых наследственных держателей мансов и сервов - не имевших наследственных прав на землю и пользовавшихся ею лишь по личной воле господина. Колоны возникли из прекаристов, литы - из комендировавшихся к господам, сервы - из бывших рабов.

Среди поместий появились крупные - до 8 тыс. мансов, но бывали и небольшие - в несколько крестьянских хозяйств, располагавшиеся чересполосно с владениями других феодалов.

В повинностях первоначально преобладала барщина. С ее помощью землевладельцы вовлекали в оборот необрабатываемые земли и повышали свои доходы. К тому же такая эксплуатация была привычней, ибо применялась еще при Меровингах. Но постепенно феодалы заметили, что меньше хлопот доставляют оброки: они не требовали повседневной организации хозяйственной жизни и позволяли сохранять контроль лишь за регулярностью и объемами платежей, что позволяло содержать лишь минимальную поместную администрацию. К ХI-ХII вв. начинают преобладать оброки. Но это уже - другая история.

Жизнь крестьян была тяжелой. Преобладала - в основном - растительная пища (каши, похлебки, овощи), мяса производилось мало и оно, в основном, уходило в оброк. Систематическое недоедание, тяжелый труд, поборы, войны приводили к тому, что в погребениях Центральной Франции почти не встречалось людей старше 30 лет. Велика была детская смертность, выживало в семьях не более 2-3-х детей, хотя рождалось много больше. Но, в целом, население медленно, но неуклонно росло. Так в VIII-IХ вв. у франков формировались феодальные порядки.

КАРОЛИНГИ ПОСЛЕ КАРЛА ВЕЛИКОГО.Уже в конце правления Карла отмечены случаи неповиновения со стороны его непосредственных вассалов - крупных феодалов. А его сыну Людовику Благочестивому (814-840) пришлось вести с сепаратизмом постоянную борьбу. Она завершилась уже после смерти Людовика так называемым Верденским разделом империи 843 г. между внуками Карла Великого.

Людовика в литературе также называют Добродушным или Благодушным. Во многом он был противоположен своему отцу. Всех своих сестер он отправил в монастыри "для укрепления их целомудрия", а их любовников изгнал из дворца, превратив его, как тогда говорили, в ризницу. Наведя порядок в распустившейся при Карле семье, на политику отца Людовик силы воли уже не имел. Да и ресурсы были не те. Окрепшие в своих владениях сеньоры-иммунисты не желали контроля центральных властей. В таких условиях и церковь не только не подчинялась франкскому монарху, но, наоборот, стала влиять на Людовика. Поэтому судьба его была драматичной, если даже не трагичной.

Любитель порядка, набожный и миролюбивый, он жил в жестокое время. Людовик - единственный из переживших Карла сыновей, выживший из двойни. Выше среднего роста, со светлыми глазами и открытым лицом, широкоплечий, легко натягивал тетиву лука, хорошо знал латынь и греческий, умеренный в еде, простой в одежде, никогда громко не смеялся, быстрый на милость. Таким его видели современники.

Карл, тоже верующий, прежде всего был политиком, по потребности мог забывать о морали. Отсюда и снисхождение к нравственности при дворе, где, кроме любовников его дочерей, было много проституток, содержанок, мальчиков. Людовик же унаследовал от отца, кроме физической силы, лишь страсть к охоте и меткость стрельбы. Сыновей своих он рано женил, чтобы избавить от искушения плоти. Но, кроме целомудрия и набожности, он отличался нерешительностью в поступках, был внушаем.

В первые годы царствования Людовик как бы по инерции продолжал завоевательную политику отца. Завершено было покорение Бретани, несколько походов было совершено за Эльбу, против славян. Но вскоре все внимание монарха было направлено на борьбу с ростом сепаратизма магнатов, уже не сдерживаемых авторитетом прежнего императора. Людовик решил бороться с этим традиционно - разделив империю между своими сыновьями, что соответствовало древнегерманским, и вообще древним традициям раздела имущества.

Но после того как в 817 г. на Людовика со свитой упала галерея, его обуял страх смерти и опасения за судьбу семьи и народа. В результате появился документ Ordinatio imperii (обустройство империи), в котором делалась попытка урегулировать проблемы престолонаследия по иному: империя не делилась между сыновьями (как можно делить единый христианский народ!). Имперский титул даровался старшему - Лотарю, ставшему соправителем, а 2 других сына получили: Пипин - Аквитанию, Людовик - Баварию и должны были подчиняться старшему. Окружению это не понравилось. Дети обиделись за нарушение традиции. Вспыхнуло восстание, жестоко подавленное. Но вскоре Людовик раскаялся в проявленной жестокости, что знать сочла за слабость императора. Он же как раз в это время овдовел, и, не желая иметь наложницу, решил выбрать невесту по византийскому обычаю. Был устроен смотр невест (своеобразный конкурс красоты) среди самых знатных красавиц королевства. Но слабовольный император попал в руки властной жены и начал раздавать земли и привилегии ее родственникам. Их вскоре родившегося сына дальновидная жена настояла назвать Карлом (в честь деда), а спустя 6 лет заставила переделать Ordinatio imperii и уже Карл получил Швабию. Естественно, это вызвало недовольство Лотаря и других. Императрицудаже отправили в монастырь. Но вскоре ее влияние восстановилось. Однако старшие сыновья объединились, взяли отца в плен и даже судили в 833 г. за лицемерие, вероломство, излишнее доверие негодяям - приближенным, неспособность управлять государством. Лишенный всех регалий, Людовик в рубище, на коленях, стоял перед обвинителями из числа архиепископов и признал себя виновным. Но затем: мобилизация сторонников Людовика, ссоры в среде сыновей - новая коронация Людовика в 834 г. Но он простил сыновей, что опять было расценено как слабость. В последние годы Людовик Благочестивый все больше времени посвящал псалмам и молитвам, а политикой занимались жена с приближенными. Но из-за любви к младшему - постоянно перекраивал наследство[72].

О его смерти никто не сожалел, сыновья стали выяснять отношения между собой, заключив спустя 3 года знаменитое соглашение в Вердене. Западные земли остались за Карлом Лысым (и стали называться Францией), восточные - за Людовиком (Людвигом) Немецким. Третий сын Людовика Лотарь, при жизни отца бывший соправителем - унаследовал императорский титул и земли в Италии и по Рейну (совр. Лотарингия). Такое разделение было вызвано этнокультурными, экономическими и политическими особенностями этих территорий.

Императорская власть сделалась чисто номинальной. К западу от Рейна побеждает сеньориальный строй, основанный на полном господстве феодалов в своих владениях. Имея иммунитетные права, они превращаются в независимых от королей властителей. При Карле Лысом переход бенефициев в феоды стал массовым. И к 886 г. у Каролингов почти не осталось земель. Они, как и последние Меровинги, не имели никакой реальной власти. И после случайной смерти (на охоте) в 888 г. последнего Каролинга - Карла Толстого - знатью был избран королем граф Парижский Эд, у которого тогда была реальная власть. Это было нарушением традиции престолонаследия. Но уже укоренившаяся идея обязательности королевской власти и иерархичности в феодальной среде толкнула знать вручить корону человеку авторитетному, ибо последние Каролинги уважения не имели, занимались своими личными делами и унижали сам королевский титул. Затем корона перешла к сыну Эда - Роберту Сильному и, наконец, к его сыну - Гуго Капету(987-996) - не столь авторитетному, как его дед, но тоже энергичному и продемонстрировавшему личную храбрость. От него новая династия получила свое название - Капетинги. Важно отметить, графы Парижские еще и потому устраивали французскую знать, что при личном авторитете они были беднее многих других, то есть их авторитет не мог перерасти в политические амбиции, в стремление к господству над остальными.

В Х в. процесс феодализации во Франции завершился массовым оседанием на землю мелких военных слуг сеньоров - появились многочисленные замки рыцарей. Так в эпоху Каролингов (VIII-Х вв.) у франков сформировалась специфическая форма феодализма - сеньориальный строй. В IХ-ХI вв. он распространяется на соседние земли.

К IХ в. произошло слияние галло-римлян и франков в единую французскую народность, сложился и новый, более близкий к романским диалектам язык. Но еще долго более романизированный юг сохранял свои этнические и языковые особенности, отличавшиеся от испытавших большее варварское влияние северных земель Франции.