Принципы выборов

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов (см. рис. 10.1).

Рассмотрим основные демократические принципы избирательного права:

Рисунок 10.1 – Основные демократические принципы избирательного права

Всеобщность – все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, образования, языка, уровня дохода, богатства, конфессии или политических убеждений имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) право на участие выборах. Всеобщность ограничивается определенным набором цензов. Этот набор в значительной мере и характеризует уровень демократичности избирательного права.

Избирательные цензы – требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участвовать в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, при достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше.

Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением.

Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы.

Во многих избирательных системах существует ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности. Например, для парламентских выборов требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе: в США – 1 мес., в ФРГ – 3 мес., в Канаде – 12 мес., в Ирландии – иметь “место для сна”, в Норвегии – проживать в стране не менее 5 лет.

Долгое время во многих странах избирательное право было привилегией мужского пола и совершенно не распространялось на женщин, то есть существовал ценз пола. Впервые этот ценз был отменен в Новой Зеландии в1893 г., в 1920 г. ценз пола отменили в США, в 1928 г. – в Англии, в 1944 г. – во Франции, в 1956 г. – в Греции, в 1971 г. – в Швейцарии.

Равенство каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя.

Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого. Поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются.

Тайна выборов – решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой бюллетеней для голосования или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальной техники, обеспечивающей тайну избирательного решения и облегчающей процесс голосования и подсчет его результатов. Тайна выборов обеспечивается также опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

Прямое (непосредственное) голосование – избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность. Между избирателями и кандидатами нет никаких опосредующих инстанций.

Наряду с принципами избирательного права политическая практика выработала принципы организации выборов:

Свобода выборов. Имеет ряд аспектов. Это прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры политического давления – расправы с противниками, с активистами или сторонниками партий-конкурентов; административного – угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших “организовать” победу правящей партии, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения заинтересованного кандидата и т.п.; социально-экономического – подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий и т.п., обещания льгот и привилегий для отдельных регионов и т.п.; психологического – запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями и т.п. в случае победы на выборах и прихода к власти партии-оппонента; информационного – систематическая однобокая и/или искаженная подача информации.

Наличие выбора альтернативных кандидатов. По самому своему значению термин “выборы” предполагает отбор из различных предложений. В том случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, а не о выборах в полном смысле этого слова.

Состязательность, конкурентоспособность выборов. Должны быть созданы условия для всех кандидатов и политических сил для борьбы за доверие избирателей: ознакомление их со своими программами, убеждение в преимуществах предлагаемых решений актуальных проблем и т.д. При этом должны соблюдаться определенные этические принципы, обязывающие сдержанно, терпимо относиться к политическим конкурентам, не допуская оскорблений в их адрес, фальсификации фактов и т.д.

Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. На это направлены такие меры, как установление для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничение размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставление им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.