Факторы качества управленческих решений

Качество управленческих решений - сово­купность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение иполучение определенного эффекта. В составе свойств управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность,непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.

Обоснованностьуправленческого решения проявляется в не­обходимости учета всей совокупности факторов и условий, свя­занных с его разработкой. При этом важное место отводится ка­честву используемой информации, ее достоверности и полноте, своевременности поступления. Решения обосновываются не только по организационным, техническим, правовым, но и по психологическим критериям. В частности, опытные руководите­ли до объявления решения создают благоприятную психологи­ческую обстановку, чтобы вызвать у подчиненных положительное впечатление. Не рекомендуется «нагонять страх», так как соз­дается оппозиция руководителю.

Обоснованность решения не должна вызывать сомнения у исполнителей. Наряду с ответом на главный вопрос, что необхо­димо сделать, исполнителям должны быть ясны и другие: почему нужно сделать именно так, а не иначе; чем лучше прежнего новый порядок вещей; насколько это соответствует не только интересам предприя­тия, но и каждого работника.

Эффективностьуправленческого решения подчеркивает обя­зательность соотношения ожидаемого и достигнутого экономи­ческого и социального эффекта с затратами на его разработку реализацию. Соблюдение данного требования является основной предпосылкой выживания и процветания предприятия в услови­ях рыночной экономики.

Отдельные авторы рассматривают управленческий труд как сумму решенных управленческих ситуаций, а качество решений, как определяющий критерий эффективности этого труда. Оче­видно, критерием качества решений выступает их практическое внедрение.

Решения должны приниматься в срок. В этом смысле значе­ние своевременности принятия решений подчеркивает утвердив­шееся мнение хозяйственников, предпочитающих недостаточно обоснованно; решение его отсутствию вообще.

Своевременность решения - важное условие эффективности. Запоздалое решение не исправляет положения. Если возникает проблема на предприятии, события не ждут, они направленно развиваются. На разрешение проблем требуется определенное время. За этот период изучается обстановка, собираются необхо­димые данные, чтобы подготовить решение, принять и реализо­вать его. Чем больше времени отводит себе руководитель на под­готовку и принятие решения, тем меньше остается его для испол­нения. Ставя подчиненных в ограниченные временные рамки, руководитель заведомо наносит ущерб эффективности собствен­ных решений Время принятия решений необходимо соотносить с состоянием морально-психологического климата в коллективе, поэтому полезно проводить целенаправленную психологическую подготовку к новому решению.

Непротиворечивостьуправленческого решения выражается в необходимости его предварительного согласования с ранее при­нятыми в данной фирме, а также проверки соответствия норма­тивно-правовом документам органов управления и контроля (федеральным, региональным, ведомственным).

Чтобы решение было правомочным,оно должно приниматься органом (лицом), имеющим на это соответствующие полномо­чия, законное основание, право.

Конкретностьуправленческого решения проявляется в четком указании: кто что и когда должен выполнить.Решение должно быть простым по форме и ясным по содер­жанию, чтобы быть понятным не только лицу, его принимающе­му, но и адресату исполнения.

Итак, основные элементы, влияющие на качество процесса разработки и реализации управленческого решения - это инфор­мация, набор целей управления, методы разработки управлен­ческого решения, набор объектов, входящих в концептуальную модель предприятия, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки управленческого решения, форма его подачи, организационный аудит управленческого решения. Дополнительно к уже рассмотренным элементам необ­ходимо добавить и общесистемные: законы управления и органи­зации и законы для организаций. Посредством этих законов осу­ществляется процесс разработки и реализации управленческого решения. Все перечисленные элементы должны усиливать действия друг друга, т.е. составлять систему, обладающую свой­ством эмерджентности.