Основы теории принятия управленческих решений

 

Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.

Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений:

- обоснованность;

- своевременность;

- комплексность подхода;

- законность;

- четкая формулировка задач;

- посильность исполнения;

- преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.

Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1) уяснение проблемы – включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена;

2) составление плана решений – включает в себя: разработка альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку по их экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения;

3) выполнение решения – включает в себя: доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

Работа менеджера над принятием решения состоит из ряда этапов:

- определение цели управления;

- диагностика проблемы;

- сбор информации, как основной, так и дополнительной;

- определение критериев и ограничений;

- подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных;

- оценка вариантов решений;

- выбор окончательного варианта.

Итак, управленческое решение – это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.

Классификация управленческих решений:

1) общие – затрагивают все предприятие, определяют коренные изменения, дальнейшее развитие производства;

2) частные – касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (дисциплина, увольнение, изменение графика работы);

3) решения для воздействия на внешнюю среду предприятия (касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов);

4) решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность);

5) по периоду действия:

- на длительный срок (штатное расписание);

- на короткий срок (авария, форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясение, ураган, пожар и т.д.);

6) по уровню иерархии;

7) по степени структурированности:

- слабоструктурированные (незапрограммированные);

- высокоструктурированные (запрограммированные);

8) по длительности действия:

- стратегические (долгосрочные и среднесрочные);

- тактические;

- оперативные (текущие);

9) индивидуальные и групповые;

10) по глубине воздействия:

- одноуровневые;

- многоуровневые.

Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:

- декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

- диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь.

Уровни принятия решений.

М.Вудкок и Д.Френсис выделяют четыре уровня принятия решений:

- рутинный – решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения (навыки: неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации);

- селекционный – уровень требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах (навыки: установление целей, планирование, соотношение анализа и развития, анализ информации);

- адаптационный – менеджер должен уметь выработать решение, которое может быть абсолютно новым (навыки: систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска);

- инновационный (самый сложный) – это может быть поиск решения проблемы, которую ранее плохо поняли или для решения требуются новые представления и методы. Руководитель должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по- новому (творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие).