Основы теории принятия управленческих решений
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты управленческих решений:
- обоснованность;
- своевременность;
- комплексность подхода;
- законность;
- четкая формулировка задач;
- посильность исполнения;
- преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.
Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1) уяснение проблемы – включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена;
2) составление плана решений – включает в себя: разработка альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку по их экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения;
3) выполнение решения – включает в себя: доведение решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.
Работа менеджера над принятием решения состоит из ряда этапов:
- определение цели управления;
- диагностика проблемы;
- сбор информации, как основной, так и дополнительной;
- определение критериев и ограничений;
- подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных;
- оценка вариантов решений;
- выбор окончательного варианта.
Итак, управленческое решение – это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.
Классификация управленческих решений:
1) общие – затрагивают все предприятие, определяют коренные изменения, дальнейшее развитие производства;
2) частные – касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (дисциплина, увольнение, изменение графика работы);
3) решения для воздействия на внешнюю среду предприятия (касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов);
4) решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность);
5) по периоду действия:
- на длительный срок (штатное расписание);
- на короткий срок (авария, форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясение, ураган, пожар и т.д.);
6) по уровню иерархии;
7) по степени структурированности:
- слабоструктурированные (незапрограммированные);
- высокоструктурированные (запрограммированные);
8) по длительности действия:
- стратегические (долгосрочные и среднесрочные);
- тактические;
- оперативные (текущие);
9) индивидуальные и групповые;
10) по глубине воздействия:
- одноуровневые;
- многоуровневые.
Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:
- декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;
- диагностика – поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь.
Уровни принятия решений.
М.Вудкок и Д.Френсис выделяют четыре уровня принятия решений:
- рутинный – решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения (навыки: неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации);
- селекционный – уровень требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах (навыки: установление целей, планирование, соотношение анализа и развития, анализ информации);
- адаптационный – менеджер должен уметь выработать решение, которое может быть абсолютно новым (навыки: систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска);
- инновационный (самый сложный) – это может быть поиск решения проблемы, которую ранее плохо поняли или для решения требуются новые представления и методы. Руководитель должен уметь находить способы понимания совершенно неожиданных и непредсказуемых проблем, развивать в себе умение и способность мыслить по- новому (творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие).