Задачи изучения дисциплины

Цель преподавания дисциплины

Красноярск 2012

 

ББК 67.3

И 90

 

История государства и права зарубежных стран: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») – Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске, 2012. – 42 с.

 

Настоящая рабочая программа подготовлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр». Программа предназначена для студентов юридического факультета всех форм обучения.

Программа содержит цели и задачи изучения дисциплины, место дисциплины в ООП, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание аудиторных занятий (в том числе тематический план занятий, содержание разделов (модулей) и тем лекционного курса, практических занятий, другие виды аудиторных занятий, формы промежуточного и итогового контроля), содержание самостоятельной работы студентов, информационное обеспечение дисциплины.

Утверждена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Филиала «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске 19 декабря 2012 г., протокол №4.

 

Автор-составитель:

А.Г. Рогачев, профессор, доктор исторических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин филиала НОУ ВПО «Санкт- Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске.

 

Рецензенты:

В.С. Ткаченко, заместитель директора филиала СПб ИВЭСЭП в г. Красноярске, кандидат юридических наук, доцент;

Л.Ф. Малютина, кандидат исторических наук, профессор.

 

© Филиал СПб ИВЭСЭП в г. Красноярске, 2012

© А.Г. Рогачев, 2012

Содержание

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины……………. ………………………….5

2. Место учебной дисциплины в структуре ООО ВПО………………………..7

3. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………8

4. Содержание учебной дисциплины…………………………………………...11

4.1. Учебно-тематические планы…………….…………………………………11

4.2. Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)………………..18

5. Темы семинарских занятий…………………………………………………..27

6. Формы промежуточного и итогового контроля……………………………32

6.1. Методические рекомендации и задания для выполнения контрольных работ……………………………………………………………………………...32

6.2. Вопросы для подготовки к экзамену……………………………………..38

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля)…………………………………...………………………40

8. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)……………………….…………………………………………………41

 


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Изучение истории государства и права имеет важное значение для подготовки квалифицированных юристов. Оно содействует формированию общеправовой культуры, даёт возможность уви­деть всю сложность развития государства и права, глубже понять современную государственность и основные контуры ее развития в будущем.

Изучение курса начинается с понятия предмета истории го­сударства и права. Этот курс исследует возникновение государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю мировой го­сударственности. При этом изучаются как общие закономерности, так и специфические черты истории государства и права отдельных стран.

Таким образом, история государства и права изучает государство и право отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в определенной конкретно-исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общеисторических закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

История государства и права изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран хронологически в рамках че­тырех основных периодов: истории государства и права Древнего мира, Средних веков, Нового времени, Новейшего времени.

Древний мир (IV тыс. до н.э. - V в. н.э.) - время рабовладельческого общества, Средние века (с V по XVII вв.) - эпоха феодального общества, Новое вре­мя (с XVII в. до 1914-1918 гг.) – становление буржуазного общества, Новейшее время (с 1914-1918 гг.) - это современная эпоха, отмеченная социальными революциями, крушением колониальных империй, структурной трансформа­цией буржуазного общества.

Целью преподавания дисциплины «История государства и права зарубежных стран» является познание закономерностей эволюции государства и права, а также современных государственно-правовых реалий, так как все нынешние государственно-правовые инструменты, современная юридическая техника сформировались в прошлом и исторически обусловлены определенными объективными процессами, знание которых поможет юристам ориентироваться в современном правовом пространстве.

Задачами изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» в соответствии с требованиями ФГОС ВПО являются:

• способствование более широкой общей подготовке студентов в вопросах истории зарубежного государства и права, выработке у них юридического мышления, необходимого для усвоения и применения права;

• создание предпосылок для наилучшего усвоения таких дисциплин, как теория государства и права, история политических и правовых учений, государственное и международное право и др. юридических дисциплин;

• выработка научного суждения о процессах, происходящих в нашей стране и в мире;

• развитие умений здраво и гуманно судить о людях, ставших по собственной воле или по воле случая объектом или субъектом государственно-правовой деятельности;

• формирование навыков восприятия права как неотъемлемого в прошлом и настоящем времени элемента культуры и высокой результативности и пользы;

• ознакомление с лучшими образцами законодательного искусства и творчеством выдающихся политических реформистов.

Освоение дисциплины формирует следующие общекультурные компетенции:

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии (ОК – 1);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК – 8);

- способность анализировать социально значимые проблемы, понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК– 9).

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами профессиональных компетенций:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе разработанного правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

- основные направления, проблемы, и методы истории государства и права зарубежных стран;

- особенности и закономерности исторического развития государств и права;

- различные подходы к оценке и периодизации государств и права;

- основные этапы и события истории государства и права зарубежных стран с древности до наших дней; выдающихся государственных деятелей и правоведов;

- сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях исторического развития государств и права зарубежных стран;

- усвоить основные положения, понятия и термины истории государства и права зарубежных стран;

- понимать процесс возникновения особенностей развития государства и права в различные исторические эпохи;

- овладеть механизмом анализа причинно-следственных связей в истории государства и права зарубежных стран;

уметь:

- практически применять полученные знания при освоении других юридических наук, в практической общественно-политической жизни;

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми правовыми источниками;

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать историко-правовые процессы, события и явления в мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным историко-правовым проблемам;

- выявлять существенные черты историко-правовых процессов, явлений и событий;

 

владеть:

представлениями о событиях истории государства и права зарубежных стран;

- навыками анализа исторических источников;

- приёмами ведения дискуссии и полемики.