Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении

Тема 3.1 Коммуникационный менеджмент

Лекция 12

Цель: раскрыть сущность коммуникаций в процессе управления.

План:

1. Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении.

2. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Модели коммуникаций.

3. Виды коммуникаций.

4. Значение организационных коммуникаций в функционировании организации. Формы и методы организационных коммуникаций.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Балашов А. П. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / А. П. Балашов. – М. : Вузовский учебник, 2009. – 281 с.

2. Виханский О. С. Менеджмент : учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2005. - 670 с.

3. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. – пер. с англ. - 6-е изд. - СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 864 с.

4. Оксинойд К. Э. Организационное поведение : учебник / К. Э. Оксинойд. – М.: КНОРУС, 2009. – 480 с.

5. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. - СПб. : Питер, 2008. - 464 с.

6. Основы теории управления : учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкого. – М. : Финансы и статистика. - 2004. – 560 с.

7. Рой О. М. Теория управления : учеб. пособие / О. М. Рой. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.

8. Теория управления : учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – 3-е изд. доп. и перераб. - М. : РАГС, 2008. - 557 с.

 

Невозможно переоценить важность коммуникаций в управ­лении. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информа­цией, т.е. коммуникаций. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации, и если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, то она прекратит свое существование.

Проблемы коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще Аристотель считал, что способность вступать в общение (коммуникацию) отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ».

Коммуникации представляют собой один из наиболее дис­куссионных процессов в области управления, по отношению к которому четкости и ясности в понимании пока не достигнуто.

На практике эффективные коммуникации являются основным необходимым условием успешного достижения стоящих перед организацией целей. Вместе с тем именно коммуникации составляют сейчас одну из наиболее сложных проблем в менеджменте и являются еще недостаточно отработанными.

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio – делаю общим, связываю. Этот термин появился в научной литературе в начале ХХ века, и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации:

· средство связи любых объектов материального и духовного мира;

· общение как передача информации от человека к человеку;

· передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Коммуникация – это универсальная и одна из основных характеристик человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгранична, без нее не обходится ни один акт человеческого взаимодействия.

Суть коммуникации - обмен информацией, знаниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью.

Коммуникации являются основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности.

Представляется вполне правомерным вывод о том, что эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. По данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% - профессиональными знаниями.

Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:

· руководители тратят большую часть своего времени на ком­муникации (по данным экспертов около 75-95% времени), по­этому они заинтересованы в улучшении данного вида деятель­ности;

· коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организацион­ной эффективности;

· мастерство коммуникации необходимо также для выражения действенности авторитета и воли руководителя.

Коммуникации обеспечивают реализацию основных функ­ций управления - планирования, организации, мотивации и контроля.

Эффективные коммуникации способствуют повыше­нию показателей деятельности организации и уровня удовлетво­ренности работников трудом, формированию чувства сопричаст­ности к работе организации.

Выделяют следующие функции коммуникаций:

· Информационная – проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков;

· Интегративная – выражается в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности;

· Дестабилизирующая – направлена на создание напряженности и конфликтности обществе;

· Культурологическая – проявляется в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта;

· Экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний;

· Контактная – установление и поддержание коммуникативного контакта;

· Регулятивная – социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм.

Необходимо отметить, что многие из этих функций взаимосвязаны. Так, например, интеграция в обществе немыслима без социального наследования, которое, в свою очередь, может быть действенным лишь при условии его упорядоченности, определенной организации, что во многом обеспечивается системой социальной коммуникации.

Руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, помимо управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль). Т.к. обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, то коммуникации называют связующим процессом. Поэтому одна из главных сфер возникновения проблем в организаци­ях - неэффективные коммуникации.

Опросы показали, что 73% американских, 63% английских , 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Во многих случаях передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и, следовательно, обмен информацией – неэффективным. Считается, что лишь 50% попыток обмена информацией приводит к согласию общающихся. Если у людей нет возмож­ности обмениваться информацией, они не смогут работать вмес­те и достигать общих целей. Поэтому основная цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание передаваемой информации.

Коммуникация – это процесс социального взаимодействия и обмена сообщениями, информацией между двумя и более людьми.

Коммуникации осуществляются в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями) в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.