Ссудный процент.

· Отдавая определенную сумму денег, кредитор имеет право требовать вернуть ему лишь равную сумму.

· Ростовщик несправедливо продает одну и ту же вещь дважды.

· Осуждал ростовщичество, называя его "постыдным ремеслом": давая деньги в рост, кредиторы требуют процент как плату за время, предоставляемое им заемщику. Однако время - это всеобщее благо. Т.о., ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога.

· Ростовщики недостойны честного имени и излишни для общества, так как не доставляют ему необходимых для жизни предметов.

· Случаи, когда взимание процентов возможно:

~ когда должник использовал ссуженные ему деньги с целью извлечения прибыли;

~ кредитор может получать от должника "бескорыстный подарок";

~ лишения кредитора, порождаемые задержкой денег у должника;

~ неполучение кредитором возможного дохода от этих денег;

Т.е. процент должен рассматриваться как плата за риск, связанный с предоставлением ссуды

10) Экономическая мысль Древней Индии (законы Ману, трактат «Артхашастра»).

За что отвечает го-сво:

~ Колонизация окраин

~ Строительство иррегационных систем

~ Сторительство новых деревень и колодцев

~ Организация прядильно-ткацкого производства( работали в основном вдовы,дети,старики)

~ В трактате закреплено кастовое деление общества.(брахманы-жрецы,кшатрии-правители и воины, квалиф.ремесленники,шундры-свободные люди). Существовали еще и рабы..

Дхармашастры Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Сборник свидетельствует о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.

Варновое деление.

∆ Общественный стой Древней Индии определялся системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения.

∆ 4 варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы) и шудры (почти бесправные батраки).

∆ Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав.

∆ Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма.

∆ Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков. Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне.

∆ Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии. Ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Раб -отсутствие права на личную жизнь: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого.

Права собственности:

∆ Уделялось внимание охране частной собственности.

∆ 7 способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение милостыни. Первые 3 способа доступны для всех каст, то 4й - для кшатриев, 5й и 6й - для вайшьев, 7й - брахманов.

∆ Давность владения (10 лет) - только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника.

∆ Приобретать вещь можно было только у собственника.

∆ Основной вид собственности - земля. Земельный фонд страны - земли царские, общинные, частных лиц.

∆ При рассмотрении споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах прежде всего учитывалось мнение родственников и соседей. Они имели право преимущественного приобретения земли.

∆ Община стремилась ограничить частное землевладение. За незаконное присвоение чужой собственности -большой штраф, присвоившего объявляли вором.

∆ Вмешиваться в дела собственника запрещалось.

∆ Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь.

∆ Имущественная дифференциация в общине и появление индивидуальных земельных владений.

Обязательственные отношения:

∆ Договор не действительный, если он заключен:

~ человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком,

~ лицом, не уполномоченным к заключению договора.

~ рабами. Но, если договор был заключен в пользу хозяина раба, от договора не следовало отказываться

∆ Добровольное согласие сторон при вступлении в договор => соглашение, заключенное обманом или на насилии - недействительно.

∆ Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно.

∆ Условия заключения договора со свободными наемными работниками зависели от работодателей. Неисполнение договора - штраф, жалованье виновному не выплачивалось. Если невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.

∆ Договор аренды земли получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники были вынуждены арендовать землю.

∆ Договор купли-продажи:

~ Действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи.

~ Запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу.

~ В течение ≤ 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без уважительных причин.

~ Торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

∆ Упоминается в законах Ману договор дарения.

∆ Обязательства из причинения вреда: виновный должен возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

∆ Договор займа: расцвет ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, кредитор имел неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила.

∆ Договор личного найма: Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни. Тяжелые условия личного найма. Наемник, не выполнивший работу - штраф.

В Индии одним из первых экономических трактатов античности является «Артхашастра», описывающий деяния индийского властителя Чандрагупты (IV в. до н.э.). Ученые, изучавшие этот труд, называют его «Инструкцией по материальному процветанию» или «Наукой об управлении и богатстве».

Автором «Артхашастры» считается Каутилья — советник и министр императора Чандрагупты.

В отличие от обычных законов и правовых норм «Артхашастра» — прежде всего, общее руководство по общим принципам политики (в т.ч. экономической) и права.

Трактат состоит из нескольких разделов, в частности раздела об управлении и раздела о богатстве; они содержат подробное изложение экономических вопросов, как правило, в виде нормативных положений и рекомендаций по управлению и хозяйственному развитию древнеиндийского государства.

«Артхашастра» показывает:

© Огромную роль древнеиндийского государства в хозяйственной жизни страны. Глава государства должен быть деятелен и установить твердый распорядок своей работы в течение дня и ночи.

© Государственный аппарат составляли чиновники-надзиратели, контролировавшие те или иные отрасли хозяйства страны.

© На особом положении — сельское хозяйство, и прежде всего земледелие.

© Государство должно проводить заселение и устройство новых областей. Насколько важным для него было земледелие, говорит тот факт, что Каутилья советовал «сажать» на землю и шудр, которым разрешалось заниматься только ремеслом. Земля предоставлялась поселянам в личное пользование при условии уплаты налогов.

© Идея «защиты земледелия» как основной сферы производства реализовалась и в политике государственного строительства оросительных систем или помощи общинам в этом деле.

© Решение финансовых проблем государства. Чтобы финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать казнокрадство чиновников.

© В «Артхашастре» говорится о застройке укрепленного города («в наилучшем месте застройки, куда возможен доступ всем четырем кастам, должно быть жилище царя»), о прокладывании дорог (намечено, где должны быть главные дороги и караванные пути; водные, сухопутные и секретные пути; пути для слонов и полевые; путь для крупного скота и путь для мелкого скота и людей).

© Упоминается о размещении и поселении в городе представителей различных каст и профессий..

Создание первых государственных образований (городов-государств) было обусловлено наряду с другими причинами потребностью обеспечения общих условий хозяйственной деятельности, например, необходимостью строительства оросительных систем, создания защиты от частых наводнений, сооружения укреплений и рвов для обороны от внешних вторжений.

Государство выполняло роль координатора и регламентатора общих усилий соплеменников.

© Одной из обязанностей верховной власти было создание страховых запасов «на несколько лет пользования». «Артхашастра» демонстрирует круг забот правителя и его чиновников — «управляющих городом», «заведующих хлебом, торговлей, материалами», «военных надзирателей».

« Повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты.

« В "Артхашастре" описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения. Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения, развивались ремесла, торговля.

« Большую роль трактат отводил строительству, поддержанию оросительныхсистем,которые квалифицировались как основа урожая. Ущерб, наносимый оросительной системе, рассматривался как тяжкое злодеяние.

"Артхашастра" уделяла большое внимание толкованию экономической роли государства. В ней проводилась типичная для экономической мысли стран Древнего Востока идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений

11) Экономические идеи раннего средневековья в Западной Европе («Салическая правда», «Капитулярий о поместьях»).