Тема 16. Советское государство и право в период либерализации общественных отношений

СЕНАТ

Совестные суды

Судебные палаты
ДВОРЯНСКИЕ
Верхний земский суд МЕЩАНСКИЕ
Губернский магистрат КРЕСТЬЯНСКИЕ
Верхняя расправа
Уездные суды
Городские магистраты
Нижняя расправа

"Устав благочиния", опубликованный в 1782г., регламентировал как структуру полицейских органов, так и их компетенцию. Руководство полицией на местах возлагалось на губернские правления, а полиция в столицах контролировалась Сенатом. Этим органам управления полицией подчинялись коллегиальные городские управы благочиния. Города делились на части и кварталы обслуживаемые частными приставами и квартальными надзирателями. Не все правонарушения, относящиеся к ведению полицейских органов, влекли за собой применение полицией четко определенных в законе санкций: в большинстве случаев полиция ограничивалась проведением предварительного следствия.

Права, привилегии и обязанности благородного сословия нашли отражение в "Жалованной грамоте дворянству". В ней закреплялся особый статус дворянского сословия (делившегося на потомственное и личное) в области личных, имущественных и судебных прав. Кроме того, регламентировалось устройство дворянского самоуправления и составление дворянских родословных книг.

Статус "среднего рода людей" (горожан) определялся "Жалованной грамотой городам", которая предоставляла им некоторые гражданские права. Городское сословие делилось в указанном документе на 6 категорий с единым правовым статусом, но особыми привилегиями для отдельных категорий.

 

Тема 6. Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)

 

Вопросы:

1. Преобразования в государственном и общественном строе России в первой половине XIX в.

2. Систематизация Российского законодательства в первой половине XIX в. Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.

1. Преобразования в государственном и общественном строе России
в первой половине XIX в.

Еще в конце XVIIIв. в российском обществе начали формироваться серьезные противоречия, порожденные конфликтом между феодально-крепостническими реалиями и набиравшими силу капиталистическими тенденциями. На протяжении всей первой половины XIX в. кризис крепостнической системы усиливался и приметы этого были видны во всех отраслях жизни российского общества.

В сфере промышленного производства капиталистические предприятия, укомплектованные наемными рабочими по всем фронтам теснили феодальные мануфактуры с их внеэкономическими методами принуждения рабочих к труду. Кроме того, одним из важнейших факторов победы капиталистических методов хозяйствования было введение машинного оснащения в производственной сфере.

В сельском хозяйстве также налицо были признаки глубокого кризиса. В рассматриваемый период серьезно возросла потребность в товарном хлебе для внешнего и внутреннего рынка. Однако при этом урожайность зерновых в России вследствие применения устаревших и неэффективных методов крепостнического хозяйствования за прошедший век существенно не изменилась. Применение сельскохозяйственной техники в некоторых помещичьих имениях положительный результат могли дать лишь вкупе с применением наемного труда, что противоречило самому духу российской действительности. Таким образом, землевладельцы были вынуждены поправлять положение за счет все большего нажима на крестьянское сословие, что приводило лишь к серьезным социальным конфликтам. Необходимо, однако, признать, что некоторые пути выхода из кризиса помещиками были найдены. Во-первых, широкое распространение получила практика перевода крестьян на денежный оброк с отходом таких крестьян в города, что создавало необходимую социальную базу наемных рабочих для капиталистических предприятий. Во- вторых, феодальная мануфактура все чаще стала принимать форму «рассеяной»: хозяин раздавал работникам задания на дом, не заботясь, таким образом, о помещении, оборудовании и организации процесса труда.

В течение всей первой половины XIXв. укреплялся статус России как многонационального государства: в результате очередной войны со Швецией к России была присоединена Финляндия, по решению Венского конгресса к России отошла часть герцогства Варшавского, кроме того под власть России перешли часть Армении, Азербайджана и Бессарабии, добровольно присоединилась и Грузия. Некоторые из этих земель имели особый правовой статус. Так, Великое княжество Финляндское имело собственные органы власти, денежную, судебную и правовую систему. Царство Польское, сформированное из земель герцогства Варшавского и Белостокской области, имело собственную армию, герб, парламент и даже Конституцию. Однако после серьезных волнений 1830-1831гг. все существовавшие в Польше привилегии были отменены.

Социально-экономическая обстановка создавала объективные предпосылки для внесения изменений в государственный и общественный строй. Поэтому в период правления Александра I (1801-1825 гг.) был осуществлен ряд важных государственных преобразований. По заданию императора проект государственных реформ был подготовлен М.М.Сперанским.

Предполагая изменить государственный механизм в либеральном духе, Сперанский предложил создать законодательную Государственную Думу и Государственный совет, координирующий все ветви власти. При этом все разрабатывавшиеся законы могли вступить в силу только после одобрения их императором. Но даже при таких ограничениях предложения Сперанского встретили препятствия и в итоге в 1810г. был создан только Государственный совет. Председателем Совета являлся лично император или назначенный им член Совета. Состоял новый орган из 40-80 крупных чиновников и помещиков, в обязанности которых изначально входила разработка различных законопроектов. Совет делился на пять департаментов, заседавших как отдельно, так и совместно.

К началу правления Александра I административная система страны пребывала в плачевном состоянии. Авторитет и влияние Сената находились на низком уровне. Попытка молодого императора реанимировать влияние Сената была вызвана давлением определенных слоев дворянства. Этому органу были в 1802г. подчинены все коллегии, губернаторы, было дозволено представлять царю доклады о благоустройстве законодательства. Однако в силу низких моральных и деловых качеств членов Сената, все эти функциональные обязанности были от него изъяты, и он остался только высшим судебным органом.

В 1802г. произошли знаменательные перемены в структуре центральных органов управления: в 1802г. коллегии были заменены отраслевыми министерствами, образованными на принципе единоначалия, а «Общее учреждение министерств» (1811г.) завершило формирование министерской системы в России. Некоторые министерства при этом не имели аналога в предшествовавшей российской истории: Министерство внутренних дел, Министерство просвещения и др. В соответствии с манифестом 1802г. об учреждении новых центральных органов управления министры были подотчетны Сенату, но реально они подчинялись непосредственно императору. В то же время было объявлено о создании Комитета министров под председательством царя для решения вопросов, входивших в компетенцию нескольких министерств. В 1812г. в Комитет министров стали входить также председатели департаментов Государственного совета и другие назначавшиеся императором чиновники.

В начале своего правления Александр I всерьез предполагал ввести в России конституционную форму правления, о чем он официально заявил на заседании польского сейма в 1818г. М.М. Сперанский, а впоследствии и Н.Н. Новосильцев по предложению императора подготовили проекты Российской конституции. По проекту «Государственной уставной грамоты Российской империи» Новосильцева- Вяземского (1821г.) предполагалось создание представительного законосовещательного двухпалатного, а не однопалатного, как у Сперанского, органа (верхней палатой при этом становился Сенат). Россия должна была получить федеративное устройство с разделением на 12 наместничеств, имевших собственные представительные органы. Однако Александр I, настороженный революционными событиями в Италии и Испании, освободительным движением в Греции, а так же натолкнувшись на сопротивление консервативной части дворянства, предпочел отложить принятие столь значимого документа. После восстания декабристов на Сенатской площади (1825г.) вопрос о конституции попал в России в разряд крамольных.

После вступления на престол Николая I самую значительную роль в стране приобрела «Собственная его Императорского величества канцелярия», состоявшая из шести отделений. В задачи первого отделения входил контроль за деятельностью министров и министерств, подготовка законопроектов к рассмотрению.

Второе отделение занималось кодификационной деятельностью.

Третье отделение было создано для борьбы с государственными преступлениями.

В компетенцию четвертого отделения входил контроль за благотворительными и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение занималось подготовкой реформы управления государственными крестьянами.

Шестое отделение специально было сформировано для подготовки материалов по управлению Кавказом.

Принимая во внимание события, предшествовавшие восхождению нового императора на престол, можно понять, почему особая роль была отведена третьему отделению, ведавшему политическим сыском. Этому структурному подразделению канцелярии был придан Отдельный корпус жандармов шефом которого являлся начальник самого третьего отделения. Долгие годы эти должности совмещал А.Х.Бенкендорф, подчинявшийся непосредственно императору. В соответствии с царским указом вся страна была разделена на 7 жандармских округов со своими управлениями. Кроме того, существовали Главное управление, координировавшее деятельность всех жандармских подразделений, и губернские управления.

Общественный строй. Серьезные изменения произошли в первой половине XIX в. и в сословной структуре русского общества. Они были связаны как с объективно- необходимыми изменениями во всем обществе по мере развития капитализма, так и с субъективными желаниями и пристрастиями монархов.

Памятуя о том, при чьей поддержке он смог воссесть на престол, Александр I в самом скором времени восстанавливает действие «Грамоты на права и преимущества благородного российского дворянства» («Жалованной грамоты») 1785г., отмененной при Павле I. Ко всем восстановленным правам и привилегиям теперь добавлялись новые: возможность иметь крупные промышленные предприятия в городах, вести широкую торговлю наравне с купечеством и пр. При этом впоследствии было издано несколько законодательных актов, укреплявших положение крупного дворянства: манифест 1831г. устанавливал высокий имущественный ценз для занятия дворянами общественных должностей, а по закону 1845г. майораты не могли дробиться и обязаны были переходить к старшему сыну. Если принять во внимание также то, что еще с 1798г. из армии были уволены все офицеры, не имевшие дворянского достоинства, то становится понятным, что царское правительство, таким образом, вело планомерную политику по ограничению доступа в дворянское сословие извне и поддерживало интересы крупных представителей внутри этой сословной группы.

Отражением той же политики стало создание в 1832г. новой сословной группы — почетных граждан. Таким образом, правительство стремилось воспрепятствовать проникновению в ряды дворянства представителей городского населения, прежде всего зарождавшейся буржуазии и купечества. Почетное гражданство, также как и дворянство, было двух видов: потомственное и личное. В первую категорию попали крупные промышленники, ученые, деятели искусства, дети личных дворян, а во вторую- низшие чиновники и лица с высшим образованием. Все категории почетных граждан не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности и были освобождены от телесных наказаний.

Купечество теперь делилось не на три, а на две гильдии: оптовых и розничных торговцев. Все купцы при этом сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами.

Отражением феодальных традиций являлось цеховое устройство ремесленного производства. Представители цехов делились на мастеров и подмастерьев. Для перехода в разряд мастеров человек должен был не менее трех лет проработать подмастерьем, достичь совершеннолетия и выдержать особый экзамен на «профпригодность». Все цехи имели собственные органы управления.

Большую часть городского населения составляли мещане, в большинстве своем работавшие на различных предприятиях. Их правовое положение практически не изменилось по сравнению с предшествующим периодом.

К низшей части городского населения относились «порочные и подозрительные лица дурного поведения». Они не принимались в состав мещанства за различные проступки и уклонение от уплаты налогов и сборов. Эта группа городского населения находилась под постоянным наблюдением полиции.

Правовое положение лиц духовного звания в рассматриваемый период существенно изменилось. Прежде всего, представители духовенства получили новые значительные привилегии. С 1801г. их запрещено было подвергать телесным наказаниям, а с 1835г. то же распространилось на их детей. В 1807г. вышел указ об освобождении служителей церкви от уплаты поземельного сбора, а с 1821г. они были освобождены от постойной повинности.

К первой четверти XIX в. духовенство окончательно оформилось как служилое сословие. С этого времени царское правительство предпринимает множественные шаги к ограничению круга лиц, входивших в данное сословие, собственно священниками, составлявшими административную структуру церкви. Такое положение было вызвано желанием упростить управление этим сословием и уменьшить количество лиц, наделенных вышеперечисленными привилегиями. Методы таких преобразований носили как добровольный, так и принудительный характер. В 1803- 1805гг. всем лицам, не имевшим штатных мест в церковной иерархии, было разрешено самостоятельно избирать себе любой род деятельности. В 1828г. детям духовенства было предложено добровольно избрать себе службу на гражданском или военном поприще. В случае неисполнения такого предписания в течение года дети священнослужителей принудительно приписывались к одной из податных социальных групп. Немного позднее они составили значительную часть потомственных почетных граждан.

Необходимо отметить, что по вопросу владения землей представителями церкви царское правительство проводило избирательную политику. После секуляризации церковных земель во второй половине XVIII в., в 1822г. представители духовенства, вышедшие из дворянского сословия получили возможность приобретать в собственность как крестьян, так и мастеровых. При Павле I была введена практика, когда в случае награждения служителя церкви орденом, он также приобретал дворянские права. И если белое духовенство приобретало, таким образом, наследственные привилегии, то представители черного духовенства, давшие обет безбрачия и потому не имевшие возможности передать движимое и недвижимое имущество по наследству, получали в пожизненное владение участок населенной земли, так называемое командорство.

В положении самого многочисленного крестьянского сословия также произошли существенные изменения, продиктованные как развивавшимися капиталистическими отношениями, так и либеральными взглядами Александра I в начальный период его правления. В первую очередь необходимо отметить его запрет на награждение дворян государственными крестьянами. Кроме того, в 1801г. представителям всех слоев крестьянства, кроме помещичьих, было предоставлено право покупки земли (в 1848г. такое право получили и частновладельческие крестьяне). В 1803г. был принят царский указ «о вольных хлебопашцах», согласно которому помещики имели право освобождать своих крестьян за выкуп с обязательным наделением их землей.

Представители Негласного комитета выдвинули, кроме того, предложение запретить продажу крестьян без земли. Однако, натолкнувшись на упорное противодействие высших сановников, Александр I отступил. В дальнейшем было лишь запрещены объявления в газетах о покупке- продаже людей.

После завершения Отечественной войны 1812г. Александр I поручил Аракчееву составить проект освобождения крестьянства от крепостной зависимости. В основе его лежало предложение скупки государством поступающих в продажу дворянских имений с последующим освобождением проживающих на его территории крестьян. Освобождавшиеся крестьяне должны были получать маленький земельный надел. Проект не был принят из- за нехватки средств в казне на его реализацию: требовалось 5 млн. руб. ежегодно.

В 1818г. был создан новый секретный комитет для разработки еще одного проекта освобождения крестьян. Согласно составленному документу государство не несло никаких расходов в деле освобождения крестьян, однако процесс этот мог продолжаться неопределенно долгое время.

Не удовлетворенный этими проектами Александр I оставил мысли о проведении крестьянской реформы.

В 1818г. императорский указ позволил всем без исключения крестьянам создавать фабрики и заводы. В 1842г. появился указ об «обязанных крестьянах», согласно которому помещики имели право предоставлять крестьянам в пользование землю за повинности, определявшиеся в специальном договоре. Однако экономический эффект от подобной инициативы правительства был еще ниже, нежели от указа «о вольных хлебопашцах».

Крестьянство Прибалтики в рассматриваемый период добилось определенных успехов в борьбе за свое освобождение. В 1804г. был издан указ, согласно которому крестьяне закреплялись не за помещиком, а за землей, отныне они гарантированно не могли стать безземельными даже в случае продажи другому владельцу. Однако десятилетием спустя Александр I издал новый указ, который закреплял освобождение крестьян трех прибалтийских губерний без земли. В результате сложилась ситуация, когда крестьяне попадали в тяжелую экономическую зависимость от помещика и несли повинности за пользование землей, причем у помещика оставалась вся полнота судебной власти над зависимым населением.

В то же время существенно изменилось положение государственных крестьян. С 1816г. получили распространение так называемые военные поселения, детище ближайшего советника царя, генерала от артиллерии, графа А.А. Аракчеева. Их создание было попыткой создать такую систему набора в армию, которая позволяла бы в военное время резко увеличивать численность армии, а в мирное также оперативно ее сокращать. Мысль о создании военных поселений рассматривалась в свое время еще Павлом I, а первые поселения были созданы по указанию Александра I еще до Отечественной войны 1812г. Военные поселения начинались от Чудова и основная их часть располагалась на территории Новгородской губернии. Многочисленные волнения в этих поселениях (крупнейшее произошло в 1831г. в районе Старой Руссы), вызванные нечеловеческими условиями обитания, заставили правительство в 1837г. пересмотреть отношение к этой категории крестьянства. Было создано Министерство государственных имуществ для управления государственными крестьянами, разрешалось создавать органы крестьянского самоуправления. Военные же поселения просуществовали вплоть до 1857г.

2. Систематизация Российского законодательства
в первой половине XIX в.
Полное собрание законов и Свод законов Российской империи.

К середине XIX в. неразбериха в российском законодательстве поставила под угрозу само существование законности. В судах царил произвол, порожденный невозможностью разобраться в существующих нормативно- правовых документах. Подобное положение было вызвано тем, что со времени Соборного уложения 1649г. не было проведено ни одной систематизации существовавшего законодательства. До начала царствования Николая I предпринималось в общей сложности десять попыток создания нового Уложения, но все они по тем или иным причинам потерпели неудачу. Очередная комиссия была создана по распоряжению Николая I путем преобразования ее во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Фактически всей работой по систематизации российского законодательства руководил М.М. Сперанский, расставшийся с либеральными воззрениями молодости. Сперанский разработал поэтапную схему работы, которая включала в себя создание Полного собрания законов, затем на основании его необходимо было составить Свод действующего законодательства и последним этапом было создание нового Уложения. Было реализовано лишь два этапа. В 1830г. было опубликовано 46-томное Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), а в 1832г. — Свод законов Российской империи, состоявший из 15 томов. В отличие от ПСЗ, Свод законов Сперанский построил не по хронологическому, а по отраслевому признаку, изучив предварительно многочисленные западноевропейские кодексы. Это предопределило деление законов на гражданские и государственные, что являлось отражением европейской традиции деления права на публичное и частное. Первые две части работы, проделанные под непосредственным руководством Сперанского, являлись следствием не кодификации, как часто ошибочно думают, а инкорпорации, т.е. соединением уже существующих правовых норм. К созданию нового Уложения (что являлось бы кодификацией) Сперанский не смог приступить из-за противодействия со стороны царя, не желавшего вносить какие- либо нововведения в законодательство. Можно лишь сказать, что в 1845г. как часть работы над новым Уложением было издано Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (см. ХИОГиП.Под ред. В.А.Томсинова. М., 1998. С.222-240.). Зачаточное состояние теоретической базы привело к сохранению казуальных традиций в законодательстве и как следствие- к громоздкости первого в России уголовного кодекса. Противозаконные деяния в Уложении делились на преступления (всякое нарушение закона, являющееся посягательством на права верховной и любой другой власти или на права и безопасность как общества, так и частных лиц) и проступки («нарушение правил, предписанных для охранения... общественной или личной безопасности или пользы»). На первом месте в системе преступлений стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления и преступления по должности. Наказания за проступки и преступления разделялись по разрядам, родам и степеням и делились на уголовные и исправительные. Необходимо отметить, что в Уложении по- прежнему доминировал сословный принцип применения наказаний.

 

СТУДЕНТАМ :: Лекции (УМК) :: История отечественного государства и права   Тема 7. Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX века)   Вопросы: 1. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIXв. 2. Контрреформы 80-90-х гг. XIXв. 3. Развитие права в пореформенный период. 1. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIXв. Закончившаяся подписанием в 1856г. Парижского мирного договора русско-турецкая война была проиграна Россией и показала как слабость империи, так и необходимость срочных и решительных изменений во всех сферах жизни общества и государства. Именно неуверенность и растерянность вследствие сокрушительного поражения в войне, наблюдавшиеся в кругах дворянства, позволили Александру II совершить то, что не удалось Александру I, а именно отменить крепостное право. Воспитанник Жуковского, он видел не только тормозящее действие крепостного строя, но и его безнравственность. Либеральные устремления императора привели к появлению множества частных записок, посвященных актуальным проблемам России и передававшимся из рук в руки. Особого внимания заслуживает «Записка об освобождении крестьян», написанная в конце 1855г. наставником наследника престола К.Д. Кавелиным. Основные положения этой записки: обязательное освобождение крестьян с землей с вознаграждением помещиков, закрепление за крестьянами того количества земли, которым они обладали на момент освобождения, разработка и контроль правительства за проведением выкупных операций. По мнению автора, крестьянская реформа должна была стать лишь первым шагом на пути к неизбежным либеральным реформам. Такая позиция Кавелина привела его к отлучению от двора, но «Записка» легла в основу многих положений крестьянской реформы. В начале 1857г. по приказу императора был создан Негласный комитет для обсуждения программы освобождения крестьянства, составленной Министерством внутренних дел. В том же году Негласный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу, работа его стала открытой. К лету 1858г. практически во всех губерниях были созданы дворянские комитеты для обсуждения проекта крестьянской реформы и внесения своих предложений по этому поводу в редакционные комиссии, возглавлявшиеся Я.И.Ростовцевым. Вся же текущая деятельность по подготовке проекта реформ была возложена на товарища (заместителя) министра внутренних дел Н.А.Милютина, большую помощь которому оказал Ю.Ф.Самарин. Они пришли к мысли о необходимости внесения особых изменений в проект реформы отдельно для черноземных и нечерноземных областей страны, так как в первых основную ценность представляла собой сама земля, а во вторых — оброк, как результат крестьянского труда. 19 февраля 1861г. Александр I подписал Манифест об отмене крепостного права и 17 законодательных актов о реформе (два из них: «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Положение о выкупе» — см. ХИГП СССР. М., 1990, С.384-403.). С момента опубликования Манифеста все помещичьи крестьяне получили права свободных сельских обывателей с возможностью самостоятельного заключения любых договоров, заключения сделок, ведения судебных дел и проч. Крестьяне, проживавшие в пределах одного поселения, объединялись в сельское общество с собственными органами самоуправления — сельскими сходами. Исполнителем решений схода был выборный на три года сельский староста. Несколько соседних сельских обществ объединялись в волость, выполнявшую полицейско-административные функции. Волостной сход, на котором избирался волостной старшина, состоял из сельских старост и выборных от сельских обществ. Деятельность крестьянских органов самоуправления, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками, назначавшимися Сенатом из местных дворян. Мировые посредники не были подчинены ни губернаторам, ни министру и обязаны были руководствоваться исключительно положениями закона. Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов между крестьянами создавались волостные суды, принимавшие решения на основании неписаного обычного права. Волостной суд и мировые посредники имели право выносить решения о телесных наказаниях виновных. В соответствии с нормативными документами крестьянской реформы вся земля в имении дворянина признавалась его собственностью до тех пор, пока крестьяне не заключат с ним выкупную сделку, уплатив единовременно 1/5 часть суммы за выкупаемый надел. Остальную часть расходов временно брало на себя государство, кредитуя крестьян на 49 лет с обязательной выплатой 6% годовых. До заключения выкупной сделки крестьяне имели право пользоваться своими наделами за барщину или оброк. Такое положение называлось временнообязанным. Размеры и стоимость выкупаемых крестьянами наделов фиксировались в уставных грамотах, вводившихся под контролем мировых посредников. Разница между приоритетами ценностей в черноземных и нечерноземных губерниях привела к тому, что в последних земля стоила дороже ее реальной цены, так как в ее стоимость была заложена некоторая сумма оброка, которого лишались помещики вследствие освобождения крестьян. Чтобы воспрепятствовать оставлению крестьянами своих неплодородных и дорогих наделов, законодательно было запрещено крестьянам покидать места своего проживания в период проведения выкупных операций. За отсутствующего крестьянина ежегодную выкупную сумму платило все сельское общество. Кроме того, помещики настояли на законодательном разрешении безвозмездно передавать крестьянам во владение часть подлежавшей выкупу земли, а остальную часть забирать себе. Такие «дарственные» земли, естественно, не могли прокормить крестьянские семьи и согласившиеся на такой порядок приобретения земли крестьяне вскоре обнищали. В 1863 и 1866гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян, однако условия для них были более льготными, нежели для частновладельческих. Буржуазные тенденции в развитии России в рассматриваемый период не могли не наложить отпечаток на государственный механизм страны. Но в его высшем звене изменения были незначительными. Созданный в 1861г. новый высший орган — Совет министров в составе министров, начальников главных управлений и других высших сановников под председательством императора имел совещательный статус. Комитет министров при этом сохранялся, но в его ведении находились только текущие дела. Вследствие проведения огромных выкупных операций в масштабах всей страны усилилась роль Министерства финансов. При нем было создано Главное выкупное учреждение. Проводилась реорганизация полицейских органов и пенитенциарной системы. В большой мере изменения коснулись местных органов управления. По причине отсутствия в казне средств на благоустройство жизни в сельской местности правительство пошло навстречу пожеланиям либеральной общественности и 1 января 1864г. была начата земская реформа. В компетенцию создававшихся органов местного самоуправления как раз и входило руководство всеми хозяйственными делами на подведомственной территории. Распорядительными органами земств, создававшихся на уровне губерний и уездов, были соответствующие земские собрания, а исполнительными — земские управы. Выборы гласных (депутатов) уездных земских собраний проходили по трем куриям (см. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» // ХИГП СССР. М.,1990. С.406-410.), а уже уездные земские собрания выбирали гласных губернского уровня. Предполагая в составе земств опереться на представителей дворянства, правительство не пошло на введение земских учреждений в Сибири и Архангельской губернии, где представителей этого сословия практически не было, а также в Астраханской, Оренбургской губерниях и в Области войска Донского, где существовало казачье самоуправление. Подобные преобразования были проведены в 1870г. на основе «Городового положения» в городах, где в качестве распорядительных органов создавались Думы, а исполнительных — городские управы. Городская управа и городской голова избирались думой, последний при этом возглавлял и думу и управу (см. ХИГП СССР. М., 1990. С.427-428.). Судебная реформа. Одновременно с земской реформой начала проводиться судебная реформа 1864 г. Основными нормативно-правовыми актами этой реформы были Учреждение судебных установлений (см. ХИОГП. Х век - 1917год. М.,1998.С.300-308.), Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Проведение судебной реформы было объективно предопределено рядом обстоятельств: практически все слои населения России высказывали свое недовольство судебной системой страны, которая к тому же отставала в своем развитии от европейских стран; судоустройство было чрезвычайно громоздким и сложным; в результате крестьянской реформы появился обширный слой мелких собственников, интересы которых нуждались в защите. Высшей судебной инстанцией по-прежнему являлся Сенат. Суды делились на общие (окружные суды и судебные палаты) и местные (мировые и волостные суды). Центральное место в судебной системе занимал окружной суд. Обвинение в нем поддерживал прокурор, а интересы подсудимого отстаивал защитник (присяжный поверенный). В уголовном судопроизводстве присяжные заседатели в количестве 12 человек, избранные по жребию из представителей всех сословий, по окончании судебного разбирательства выносили вердикт («виновен», «не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта коронный суд выносил приговор. Судебные палаты рассматривали апелляции на решения окружных судов. Решения окружных судов по уголовным делам, вынесенные на основании вердикта присяжных, мог пересматривать только Сенат в порядке кассации. В качестве суда первой инстанции судебные палаты рассматривали дела о государственных и должностных преступлениях. Мелкие уголовные и гражданские дела подлежали ведению мирового суда, состоявшего из одного человека, избиравшегося земскими собраниями или городскими думами на три года. Для судов всех уровней был характерен принцип несменяемости судей. Во главе российской прокуратуры находился генерал-прокурор, в каждом департаменте Сената появились обер-прокуроры. Обязательным являлось присутствие прокурора в составе общих судов, где в их задачу, кроме поддерживания обвинения, входило вынесение протестов на приговоры и решения судов. Важным новшеством судебной реформы стало создание независимой адвокатуры. Предварительное следствие поручалось судебным следователям. Военные реформы. В 1861г. военным министром был назначен генерал Д.А.Милютин. Учитывая итоги Крымской войны, он понимал необходимость создания многочисленного обученного резерва на случай военных действий. Рекрутская система набора в армию не могла предоставить такой контингент. Идея военных поселений, отвергнутая еще в 1857г., после отмены крепостного права окончательно изжила себя. Это отчетливо показал опыт франко-прусской войны. Военной реформой предусматривался отказ от рекрутских наборов и переход к всеобщей воинской повинности. 1 января 1864г. был принят закон, согласно которому мужчины всех сословий, достигшие 20 лет и годные по состоянию здоровья, обязаны были проходить военную службу: 7 лет на флоте и 6 лет в пехоте. Для лиц, имевших высшее образование, срок службы сокращался до полугода, для окончивших гимназию — до полутора лет, имевших начальное образование — до четырех лет. Многие нерусские народы освобождались от действительной военной службы. 2. Контрреформы 80-х-90-х годов XIX в. После трагической гибели Александра II от рук народовольцев в 1881г. на престол вступил Александр III. В высочайшем манифесте о вступлении на престол было заявлено, что новый царь восходит на престол «с верой в силу и истину самодержавной власти». Такой поворот во внутренней политике заставил уйти в отставку либерально настроенных сановников: министра внутренних дел М.Т. Лорис- Меликова, практически добившегося от царя согласия приступить к подготовке проекта созыва сословно- представительного органа, военный министр Д.А. Милютин, председатель Государственного совета великий князь Константин Николаевич. В том же году было опубликовано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», позволявшее в любой момент вводить в губерниях России чрезвычайное положение, дававшее представителям власти чрезвычайные же полномочия. Особенно сложная ситуация сложилась с крестьянской реформой. Нерешительные и неполные шаги правительства к превращению крестьянина в полноправного члена общества не могли удовлетворить самое многочисленное сословие страны и требовали продолжения. Сначала новый император по инерции продолжил либеральный курс своего отца: в 1882г. был создан особый Крестьянский банк. В его функции включалась обязанность выдавать крестьянам ссуды на покупку земли. С 1 января 1883г. все крестьяне, до того момента не заключившие выкупных сделок, переводились на обязательный выкуп. Сумма выкупных платежей была несколько снижена. Однако впоследствии, с приходом на пост министра внутренних дел Д.А. Толстого, правительство начинает прокладывать курс на всемерную поддержку власти дворянства над крестьянами. В 1885г. создается Дворянский банк. Любой дворянин мог получить в нем льготный кредит под залог имения. Допускался перезаклад земельной собственности. На такие меры правительство вынуждено было пойти, чтобы предотвратить обнищание дворянства (своей социальной базы) в условиях формирования капиталистических тенденций в стране. В то же время в ответ на жалобы помещиков на почувствовавшее свободу крестьянство, правительство в 1889г. вводит «Положение о земских участковых начальниках». Согласно этому «Положению» институт мировых судей упразднялся. Каждый уезд отныне делился на участки, в которых административная и судебная власть сосредотачивалась в руках земских (но при этом не имевших никакого отношения к земствам) участковых начальников. На такие должности обычно назначали представителя местных помещиков, руководил работой земских начальников уездный предводитель дворянства. Земские начальники имели полномочия приостанавливать любые приговоры сельских и волостных сходов, арестовать главу крестьянского самоуправления любого уровня, наложить штраф на участников схода. С приходом на пост министра внутренних дел графа Д.А.Толстого начались повсеместные притеснения земств. Было предложено превратить земские собрания в совещательный орган при губернаторе, а в земские управы чиновников назначать. Учитывая однако зародившийся либеральный опыт земской общественности, император на подобные шаги не решился. Лишь в 1890г. было издано новое «Положение о земских учреждениях». В соответствии с новым законом изменялся имущественный ценз на право занятия постов гласных: для дворян- землевладельцев понижен, для горожан — повышен. Таким образом, земство приобретало сословную структуру, чего удавалось избегать ранее. Крестьянские же гласные стали назначаться губернатором из числа кандидатов, заявленных на волостных сходах. В соответствии с новым городовым положением (1892г.) также повышался имущественный ценз для выборщиков. 3. Развитие права в пореформенный период. Направление развития права в рассматриваемое время определялось буржуазными тенденциями в развитии государства и общества. Источники права практически не изменились: были выпущены второе и третье издания Полного собрания законов, регулярно выпускались обновленные своды законов. Действовавшее с 1845г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных подверглось редактированию в 1866 и 1885гг. В результате трансформации российского общества произошли серьезные изменения в гражданском праве. Вследствие освобождения крестьян от крепостной зависимости изменился их правовой статус. Отныне все подданные государства, пусть и не в равной степени, являлись полноправными субъектами права. Каждое физическое лицо обладало правоспособностью с момента рождения и дееспособностью по достижении 21 года. Дееспособность могла быть ограничена только по решению суда для душевнобольных лиц и находящихся под опекой расточителей. Сформировался статус юридического лица нескольких видов: публичные, частные, соединения лиц, учреждения. Имущество делилось в двух плоскостях: на движимое и недвижимое, родовое и благоприобретенное. Различалось наследование по закону и по завещанию. При этом для собственности в ее благоприобретенной форме применялись оба вида наследования, а родовая собственность могла переходить лишь к наследникам. В области семейно-брачных отношений непререкаемым авторитетом оставалась церковь. Она заключала и расторгала браки, осуждала (иногда на тюремное заключение) детей, вступивших в брак без согласия родителей. В семейных отношениях главную роль играл мужчина, жена и дети обязаны были подчиняться главе семьи. К сфере ведения государства относилось регулирование имущественных отношений членов семьи. Обязательственное право того времени явно несет на себе отпечаток буржуазных отношений. В качестве основных принципов заключения договоров можно выделить их добровольность, обязательность исполнения, возможность защищать свои нарушенные интересы в суде. Незаконные способы заключения договоров делали договоры недействительными. Для смягчения постоянной социальной напряженности в промышленном секторе экономики правительство пошло на некоторое законодательное ограничение произвола молодой буржуазии. В частности, рабочий день в соответствии с законом не мог превышать 11,5 часов, ограничивался труд детей и подростков. Для надзора за исполнением этой части законодательства были созданы фабричные инспекции. Уголовное право в этот период получило дальнейшее развитие, что было связано с неуклонным движением страны от феодализма к капиталистическому строю. В "Уложении о наказаниях уголовных и исправительных" 1885г. повышается уровень теоретической базы раздела о соучастии, в котором начинают различать скоп, сговор и шайку. Несмотря на устрашение, как главную цель наказания, сохраняется применение смертной казни, основной упор делается на тюремное заключение, ссылку и каторгу. Наказание ставилось в зависимость от стадии покушения на преступление.

Тема 8. Государство и право России в начале XX века (1900 - февраль 1917 гг.)

 

Вопросы:

1. Эволюция общественного строя на рубеже XIX-XX вв. Формирование политических партий.

2. Изменения в государстве и праве в годы первой русской революции.

3. Государство и право в годы первой мировой войны.

1. Эволюция общественного строя на рубеже XIX-XX вв.
Формирование политических партий.

Рубеж XIX-XX вв. для России являлся завершающим этапом переходного периода от феодального к буржуазному строю. Именно в этот момент все противоречия между изжившими себя формами хозяйствования, государственного устройства, общественного строя и перспективными буржуазными тенденциями достигли своего пика, что привело к складыванию классической схемы революционной ситуации в стране. Революция 1905-1907гг. являлась одновременно прозрачным предупреждением власть предержащим о необходимости изменения внутригосударственного курса на преимущественное сохранение традиционной модели государства и общества, а также первой пробой сил в борьбе за свои интересы молодых классовых образований рабочих и капиталистов.

Дворянское сословие, бывшее главной опорой самодержавия, по-прежнему оставалось господствующим сословием, имевшим всю полноту власти в государстве. Между тем его финансовое положение непрерывно ухудшалось: земля, бывшая основой благосостояния и независимости дворянства, уже давно была неоднократно перезаложена в государственных банках. Это заставляло потомственных дворян заниматься несвойственным им ранее делом — капиталистическим производством.

Молодая российская буржуазия, имевшая большой финансовый потенциал, не имела никакого влияния на политику государства. Таким образом, все ее усилия и предпринимавшиеся в начале ХХв. шаги были направлены как раз на завоевание такой политической значимости и власти.

Социальный слой рабочих вместе с крестьянством составлял самый бесправный элемент социальной структуры российского общества. Ни у тех, ни у других не было как потомственных привилегий, так и достаточного количества финансов, которые смогли бы дать им определенный уровень независимости и политического влияния на ситуацию в стране.

Необходимость завоевания или отстаивания своих политических и экономических интересов привела практически все социальные слои российского общества к необходимости выработки соответствующей стратегии и тактики. Такое положение вызвало появление политических партий. В общем виде все партии можно разделить на: партии правительственного лагеря (ратовали за сохранение абсолютизма в стране, выступали не только против революции, но и против реформ); либерально-оппозиционные (поддерживали идею проведения в России демократических реформ, выступали за конституционную форму правления ) и революционно-демократические (стремились к проведению буржуазно- демократической, а затем и социалистической революции).

В 1898г. состоялся первый съезд РСДРП. Но о реальном создании Российской социал-демократической рабочей партии можно говорить только после II ее съезда в 1903г., на котором произошло разделение ее членов на большевиков и меньшевиков.

В 1902г. на базе народнических кружков была создана партия социалистов-революционеров, отстаивавших интересы крестьянства. В борьбе за реализацию своих идей эсеры сделали ставку на индивидуальный террор.

В 1904г., по инициативе П.Н.Милюкова, на съезде либеральных представителей земства была создана первая в стране либеральная партия "Союз освобождения". Либеральные реформы при этом земцами рассматривались как противоядие против революции.

!7 октября 1905г. в период наивысшего подъема первой российской революции император подписал высочайший манифест "Об усовершенствовании государственного порядка". В соответствии с первым пунктом этого документа, провозглашавшего "действительную свободу союзов", в России стало возможно создание легальных политических партий. Но еще за пять дней до издания манифеста прошел учредительный съезд конституционно- демократической партии, которая считается первой легальной партией в России. Ядро партии составляли члены "Союза освобождения". Политическим идеалом было конституционное устройство при обязательном введении всеобщего избирательного права.

Вскоре после опубликования манифеста был сформирован "Союз 17 октября" (партия октябристов), члены которого полностью поддерживали указанный документ.

Консервативные реакционные силы оформились в несколько политических объединений. Наиболее известными из них были: "Союз русского народа", "Союз Михаила архангела", "Русское собрание", и т.д. Представители этих политических объединений поддерживали царизм в его абсолютистском варианте.

2. Изменения в государстве и праве в годы первой русской революции.

Манифест 17 октября 1905г. включал в себя целый ряд чрезвычайно важных положений. Так, всем гражданам страны гарантировались гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов), вводились основы всеобщего избирательного права (к выборам в Государственную думу привлекались те классы населения, которые "ныне совсем лишены избирательных прав"), Государственная дума являлась обязательной инстанцией на пути к изданию любого закона в Российской империи, выборным представителям от народа предоставлялась возможность участия в надзоре за деятельностью государственных властей. Император имел закрепленное в законе право роспуска Думы до истечения срока ее полномочий. В перерывах между заседаниями Думы он мог издавать законы, которые после начала новой сессии Думы требовали ее обязательного утверждения.

В соответствии с Манифестом 11 декабря 1905г. был принят новый избирательный закон, которым вносились изменения в Положение о выборах. Выборы в Думу проходили по четырем куриям: землевладельцев, городских жителей, крестьян и рабочих. Для городских жителей и рабочих выборы были трех-, а для крестьян четырехступенчатыми. При этом ответственности депутата перед избирателями не существовало. Первые выборы в Думу состоялись в начале 1906г. и весной она начала свою работу. В ее компетенцию по закону от 20 февраля 1906г. входили такие насущные вопросы периода развивающегося капитализма, как: строительство железных дорог, организация акционерных обществ, а также разработка и обсуждение законопроектов, утверждение государственного бюджета. При этом вопросы государственных долгов и займов обсуждению в Думе не подлежали. Просуществовала первая в истории России Государственная дума чуть больше двух месяцев и была распущена вследствие острого конфликта с царским правительством по аграрному вопросу.

Государственная дума являлась нижней палатой парламента, а верхней был Государственный совет, получивший такие полномочия в соответствии с императорским указом от20 февраля 1906г. "О переустройстве учреждения Государственного Совета". Ранее совещательный орган при императоре с назначаемым царем составом, теперь он превратился в законодательный орган, членство в котором было наполовину назначаемым и наполовину выборным. При этом выборы производились по специальным спискам различными общественными организациями, научными обществами, Синодом и др. Большинство в Государственном совете составляли дворяне. Председателя Государственного совета и его заместителя назначал лично император.

23 апреля 1906г. произошло другое знаменательное событие в российской истории: были изданы «Основные государственные законы», обязательные для исполнения всеми без исключения гражданами государства. В тексте Основных законов присутствовали разделы о существе самодержавной власти, правах и обязанностях российских подданных, о законах, компетенции и устройстве Государственного совета, Государственной думы, Совета министров. Таким образом, можно говорить о создании в России прообраза конституции, пусть не во всем последовательного и четкого. Отныне власть императора потеряла неограниченность, хотя следует признать, что практически вся полнота власти при этом осталась в руках монарха.

В исполнение положений Манифеста 17 октября в Основных законах закреплялись: права и свободы граждан на собрания и митинги; свободное выражение в любой форме своих мыслей; образование любых обществ и союзов, в целях не противоречащих действовавшему законодательству; свобода вероисповедания; юридическая неприкосновенность и др.

Комитет министров в 1906г. был упразднен, а его полномочия частично перешли в ведение Совета министров, который в это время стал выполнять функции правительства. Все министры во главе с премьер- министром назначались императором и были перед ним ответственны.

Вторая Государственная дума в России просуществовала почти три месяца и находилась в еще большем конфликте с царской администрацией, нежели ее предшественница, поскольку наибольшее количество ее членов было представителями социалистических и либеральных партий. Такое положение не устраивало правительство, практически во всех своих инициативах встречавшее оппозицию Думы. В результате правящие круги вновь пошли на роспуск Думы. В этот раз поводом для него был отказ большинства членов думских фракций освободить от неприкосновенности членов фракции РСДРП, обвиненных в подготовке государственного мятежа. Это дало правительству формальный повод обвинить Думу в антиправительственных настроениях. В итоге 3 июня 1907г. II Дума была распущена, что и считается завершением первой российской революции. В этот же день был опубликован новый закон о выборах, в соответствии с которым преимущество получали представители землевладельческой (по-существу, дворянской) курии. Данный основополагающий нормативный акт был принят без рассмотрения в Думе. Дума третьего созыва была сформирована на основании этого нового закона, а значит вполне лояльна к царскому правительству. Таким образом, мы вправе поддерживать мысль о мирном государственном перевороте, совершенном царской администрацией. Четкая направленность III Думы на поддержку царских инициатив и пожеланий позволила ей практически бесконфликтно и очень плодотворно проработать весь установленный законом срок.

Развитие права. Вследствие непрерывного развития буржуазных отношений во всех сферах жизни общества и государства существовавшее к началу ХХв. законодательство не могло адекватно реагировать на изменившиеся условия жизни, что требовало широкой законотворческой работы.

Уголовное право рассматриваемого период было представлено несколькими крупными нормативно- правовыми документами предшествующей эпохи, а также Уголовным уложением 22 марта 1903г. Последний документ в отличие от ранних актов в соответствии с европейской правовой традицией выделял три вида преступных деяний: 1. тяжкие, наказывавшиеся смертной казнью, ссылкой, либо каторгой; 2. преступления, наказывавшиеся заключением в тюрьме или крепости; 3.проступки, влекущие за собой штраф или арест.

Высшей мерой наказания по-прежнему являлась смертная казнь, широко использовались экономические меры воздействия (штраф и конфискация). Кроме того, не были до конца изжиты телесные наказания, в рассматриваемое время использовавшиеся по отношению к каторжанам и ссыльнопоселенцам.

Гражданское право России имело в своей основе большое количество различных источников, что сильно затрудняло практическую работу в этой области. В тоже время работа по очередной кодификации гражданского права находилась в зачаточном состоянии. Результатом отставания предложения от спроса явилась особая роль Сената, взявшего на себя обязанность толковать законодательство.

3. Государство и право в годы первой мировой войны.

Следуя советам отца, Николай II на протяжении первой части своего царствования избегал вмешиваться в европейские разногласия, сфера его интересов лежала на Востоке. Однако после поражения в русско-японской войне Восток для России в значительной степени был закрыт. Поневоле внимание императора вернулось к Европе. Популярная в то время идея панславизма (объединения всех славянских народов под властью России) предполагала активную внешнюю политику именно в Европейском и Ближневосточном регионе.

19 июля 1914г. Россия вступила в Первую мировую войну на стороне своих давних соперников — Англии и Франции против Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Стратегическими целями России в этом конфликте было завоевание и отторжение от Турции черноморских проливов Босфора и Дарданелл, присоединение Галиции и турецкой Армении. Кроме геополитических интересов, эти стремления как нельзя больше затрагивали желания российской буржуазии поучаствовать в переделе сфер экономического влияния в Европе.

Не воспользовавшись печальным опытом русско-японской войны, царское правительство привело страну к войне в неподготовленном состоянии, надеясь недостаток всех необходимых ресурсов покрыть быстротой действий. Однако уже в первые месяцы войны стало понятно, что она приобретает затяжной характер, а значит почти наверняка отстающая в своем экономическом развитии, как от союзников, так и от противников, Россия не выдержит войны на истощение. Такая ситуация потребовала реорганизации всего экономического механизма.

Прежде всего, вся экономика была милитаризирована: даже самые малые предприятия осваивали выпуск военной продукции, что неизбежно приводило к падению уровня жизни граждан, а значит зарождению новой волны недовольства. Кроме того, сфера военного производства априори является убыточной, поскольку вся произведенная продукция не приносит никакой прибыли. Для слабой российской экономики это была невыносимая ноша. Такая ситуация привела к широкому привлечению как буржуазных капиталов, так и самих представителей буржуазии для участия в различных экономических проектах. Весной 1915г. было положено начало созданию особых общественных организаций: военно-промышленных комитетов (ВПК) из представителей буржуазии для содействия государственным структурам в снабжении российской армии. Для успешного функционирования ВПК получили широкие экономические и правовые льготы, а, кроме того, добились частичного перевода промышленности и транспорта на военное положение, что еще более ухудшило положение рабочих.

В том же 1915г. были созданы Особые совещания — специальные межведомственные образования для координации действий различных частей государственного и экономического аппарата. Подчинялись Особые совещания непосредственно императору и имели право издавать временные правила и осуществлять реквизиции. Основными такими структурами были Особые совещания по обороне, топливу, транспорту, продовольствию. В губернских городах местными органами Особых совещаний являлись соответствующие комиссии, а в уездных и губернских городах — уполномоченные. Таким образом, в форме Особых совещаний происходило сращивание представителей финансового капитала с государственным аппаратом.

Еще одной формой участия буржуазии в экономическом аспекте ведения войны явилось создание Всероссийского союза земств и городов (Земгор). Если в начале деятельности в компетенцию нового органа входила в основном организация здравоохранения на фронте, то впоследствии его представители добились возможности выполнять заказы по снабжению фронта снаряжением и продовольствием.

Одной из важнейших задач любого правительства во время войны является обеспечение порядка вне зоны военных действий. В соответствии с этим тезисом все регионы страны, не находившиеся на осадном или военном положении, указом 24 июля 1914г. переводились в положение чрезвычайной охраны.

В армейских условиях действовал неоднократно измененный в сторону ужесточения наказаний за все виды преступлений и проступков Воинский устав 1869г. В районах боевых действий создавались новые структурные элементы судебной системы — полковые, военно-окружные, этапные суды, а также Главный военный суд. Кроме того были созданы органы, обладавшие чрезвычайными полномочиями — военно-полевые суды.

Для обеспечения более твердого порядка в тылу в 1914г. правительство пошло на крайне непопулярную меру — был введен "сухой" закон. Однако, как и много позже, своей цели он не добился. Итогом этой компании стало повальное самогоноварение и как следствие — уничтожение большого количества зерна.

Тяжелое положение с продовольствием как в армии, так и в тылу усугублялось повсеместным воровством. В результате в ноябре 1916г. правительство издало указ о продовольственной разверстке: принудительном изъятии продовольствия у крестьян по твердым ценам. Было введено нормированное карточное распределение продуктов. Однако, встретив сильнейшее противостояние своей политике, правительство, не имевшее достаточно сил для усмирения недовольных, вынуждено было отказаться от столь непопулярных мер.

Государственный аппарат пребывал в глубочайшем кризисе. Российский император Николай II не обладал качествами, способными привести к сотрудничеству различные слои общества. Для большинства народа признаком кризиса власти стали не столько постоянные кадровые перестановки в аппарате управления, которые только усугубляли положение, а деятельность при дворе Г.Е.Распутина, имевшего практически неограниченное влияние на царскую семью, а значит, и на все сферы политики.

Именно в этот момент в стане либеральной буржуазии рождается уверенность в обреченности императорской власти в стране. Дабы попытаться спасти страну от окончательного развала и военного поражения ряд представителей IV Государственной думы и членов Государственного совета объединились в оппозиционный царю Прогрессивный блок. Большинство городских дум страны поддержали позицию нового блока и этим предрешили судьбу IV Думы. В середине 1915г. она была распущена.

 

 

Тема 9. Государство и право России после Февральской революции (февраль - октябрь 1917 года)

 

Вопросы:

1. Форма российского государства между февралем и октябрем 1917 года.

2. Законодательство Временного правительства.

1. Форма российского государства между февралем и октябрем 1917 года.

К началу 1917г. даже в столице России сложилась сложная обстановка со снабжением населения продовольствием. Начиная с 23 февраля, петроградцы стали стихийно митинговать, выдвигая экономические лозунги. Правительство и сам император, бывший в Могилеве, не придали особого значения этому факту, а между тем на следующий день, кроме экономических, стали появляться и политические антиправительственные лозунги. Высшее руководство страны отреагировало на такие факты подтягиванием в столицу дополнительных армейских частей.

В ходе февральских событий в Петрограде сформировалось сразу два органа, попытавшихся взять в свои руки контроль над происходящим: Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов.

28 февраля Временный комитет издал приказ, предписавший войскам вернуться в казармы и безоговорочно выполнять распоряжения своих командиров. Петросовет в свою очередь публикует свой приказ №1, в котором отменялось титулование и отдача чести старшим по чину и т.п. и солдаты призывались выполнять только те приказы Временного комитета, которые не противоречат постановлениям Петросовета.

Таким образом, в России сформировалось два центра руководства событиями, но ни один из которых не мог в одиночку взять всю полноту власти в стране.

Между тем, 2 марта, после отречения Николая II от престола в пользу брата Михаила Александровича (тот в свою очередь на следующий день тоже отрекся от престола), Временный комитет был преобразован во Временное правительство. В его составе преобладали представители партии конституционных демократов (4 члена из 11), что в дальнейшем обусловило изменения во всех сферах жизни государства и общества в соответствии с программными установками кадетов. Председателем и одновременно министром внутренних дел стал глава всероссийской земской организации, монархист по убеждениям, князь Г.Е.Львов. Единственным представителем "революционной демократии" был министр юстиции эсер А.Ф.Керенский.

Состав Петросовета, возглавлявшийся меньшевиком Н.С.Чхеидзе, был в основном умеренным, эсеровско-меньшевистским. Большевиков в руководящем органе Совета было всего два. Такой состав Петросовета привел к складыванию некоторого двоевластия: Временное правительство обеспечило преемственность власти и де-факто было официальным высшим органом управления, в то же время Совет имел большое влияние на войска петроградского гарнизона и мог эту власть перехватить. Однако представители социал-демократической (меньшевистской) партии предпочитали видеть дальнейшее развитие России в рамках классической марксистской теории. Согласно ее положениям, после буржуазно- демократической революции власть должна была перейти к буржуазии, а общество должно было бы развиваться по капиталистическому пути. Впоследствии, с накоплением противоречий в буржуазном обществе, неминуема была бы революция социалистическая. Таким образом, меньшевики и эсеры не предполагали захватывать власть у буржуазии, а свою роль видели в направлении ее деятельности по демократическому пути вплоть до созыва всероссийского выборного органа — Учредительного собрания, которое должно было окончательно определить дальнейшие пути развития страны. Такая самоустраненность Совета от активного управления страной дает возможность некоторым ученым подвергать критике концепцию "двоевластия". Существует так же концепция множественности властей в первые послереволюционные месяцы.

Временное правительство объявило о своем намерении осенью 1917г. созвать Учредительное собрание, которое должно было решить все важнейшие вопросы, стоявшие перед российским обществом. До созыва такого собрание Временное правительство считало себя не в праве решать вопросы о форме государственного устройства и форме правления. Таким образом, можно сказать, что в период между двумя революциями 1917г. в России существовала переходная от монархии к республике форма правления. В марте 1917г. по указанию Временного правительства был образован орган, ответственный за разработку законодательства — Юридическое совещание. Совещание в свою очередь образовало комиссию, которой было поручено разработать проект российской конституции. В проекте предусматривалось существование президента и двухпалатного парламента. Республика, с учетом специфики российской государственности, предполагалась президентская.

Существенным изменениям в этот период подверглась структура государственных органов. В первый же месяц после революции была повсеместно ликвидирована полиция, отдельный корпус жандармов, охранные отделения и Особое присутствие Сената. Общегосударственное постановление «Об учреждении милиции» Временное правительство издало 17 апреля 1917 г., а 15 июня Временное управление по делам общественной полиции МВД было переименовано в Главное управление по делам милиции (Главмилицию).

В марте была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию должностных преступлений представителей чиновничьей аристократии. Скромные итоги деятельности этой комиссии объясняются отсутствием состава преступления в деятельности упомянутых сановников по существовавшим нормативно- правовым документам.

Определенные изменения произошли также в системе органов местного самоуправления. Были упразднены должности всех царских чиновников на местах и введены должности губернских, уездных и городских комиссаров Временного правительства. Структура земств расширилась как в территориальном отношении (земские учреждения появились во всех регионах, где они не были созданы по реформе 1864г.), так и в организационном (земские органы самоуправления появились на уровне самой маленькой административно-территориальной единицы — волости).

В июле 1917г. большевики, ободренные очередным кризисом Временного правительства, попытались в первый раз захватить власть в свои руки. Попытка эта закончилась неудачей и привела к жестким мерам правительства против сторонников социалистической революции. 8 июля премьер- министром Временного правительства стал А.Ф.Керенский, провозгласивший курс на построение сильной власти. В конце июля двоевластие было мирно ликвидировано с полного согласия Петросовета, члены которого испугались огромной ответственности за судьбу страны.

После ликвидации двоевластия Временное правительство в поисках «сильной руки» обратило внимание на главнокомандующего русской армией генерала Л.Г.Корнилова. Тот в свою очередь вскоре пере