Аристотель о богатстве, стоимости и торговле.
«Существует ли предел богатства?». Отвечал: «Да, существует, если обеспечены условия для нормальной жизни, люди защищены от голода, холода и ненастья, значит, богатство существует в достатке, следовательно, у человека есть время на умственный труд.
2 вида хозяйственной деятельности (по целям):
o Экономия (искусство ведения хозяйства);
o Хремастика (искусство запасаться в хозяйстве, умение обеспечить себя предметами необходимости).
Богатство состоит из благ, в том числе и экономические блага. Добывание этих благ – основная задача 2х видов хозяйственной деятельности.
2 способа приобретения богатства:
1. Присвоение естественных продуктов земли (сходство с физиократами):
· Рыбная ловля;
· Земледелие;
· Охота;
· Скотоводство;
· Разбойничество;
· Война;
2. Искусственное создание благ при помощи обмена (учение о искусственном приобретении благ – хрематистика).
2 вида хрематистика:
Ø Обеспечение запасов, необходимых для ведения хозяйства;
Ø Накопительство сверхпотребностей (перепродажа, получение барыша).
Запасы обычных продуктов имеют разумный предел (свою естественную границу): портятся от времени хранения, требуют много места для хранения и т.д. Увеличивать эти запасы сверх меры (мера задается разумом) – действовать себе в убыток.
Главное назначение денег – способность к обмену. Накопление денег, в отличие от материального продукта, не имеет естественной границы. Т.о.все, кто занимается денежными оборотами, стремятся увеличить их количество до бесконечности, т.е. вместо того, чтобы быть средством обмена, деньги становятся целью.
Стоимость:
o Потребительная;
o Меновая.
Ищет мерила ценностей, которыми выступает:
· Полезность предмета, которая обуславливается потребностью в этом предмете;
· Редкость продукта;
· Трудность добывания.
устанавливает 3 вида торговли:
ü Собственно торговля (розничная, морская);
ü Отдача денег в рост (взимание %);
ü Наемничество.
· Попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности.
· Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества.
· Естественные явления - экономика:
~ Раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей.
~ Обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства;
~ Возможности расширения производства потребительных стоимостей
· Поддержанию умеренных размеров богатства.
· Отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п.
· Допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.
· Противоестественные явления - с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику.
· Отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество.
· Обмен не может иметь места без равенства, а равенство — без соизмеримости. В выражении стоимости товара он открывает отношение равенства.
Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости
8) Агрономические концепции в Древнем Риме (трактаты Катона, Варрона, Плиния старшего)
o В Др.Риме рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Др.Греции.
o Положение римских рабов (военнопленных), было более тяжелым, чем в античной Греции.
o Рабы эксплуатировались в сфере с/х.
o Противоречия рабовладельческого способа производства => возникновению колоната.
o Борьба беднейших слоев свободного населения за землю. Экономическая мысль решала аграрные проблемы, проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.
Катон Старший (234- 149 гг. до н.э.). «О земледелии»
ü Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком.
ü Обосновывал преимущества с/х в экономики.
ü Доход от земледелия «самый чистый, самый верный и не вызывает зависти». Стремление повысить доходность имения.
ü Прежде чем покупать виллу, нужно посмотреть, чтобы оборудования было поменьше и чтобы не израсходоваться на имении. Самое лучшее имение: виноградник, поливной огород, ивняк, масличный сад, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д. Отобразил шкалу доходности отраслей с/х..
ü Сторонник натурального хозяйства, рекомендовал «продавать все лишнее». За самообеспеченность поместья.
ü Советует продавать масло, если оно в цене => выделять доходные отрасли.
ü Противоречивость воззрений Катона: нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных принципов, те отрасли земледелия, которые потенциально могли стать коммерческими. Причина: специализация поместий только начиналась.
ü Пытался установить оптимальные пропорции «элементов» производства специализирующихся рабовладельческих хозяйств. Перечислял весь набор инструментов и предметов домашнего обихода, вплоть до лоскутных одеял рабов.
ü Поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена.
ü Регламентация средств труда и самого процесса производства.
ü Хозяин поместья должен хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы.
ü Рентабельность подневольного труда ставилась в зависимость от множества факторов.
ü Идея видеть рабовладельческое поместье не просто формой натурального хозяйства, а организацией производства с определенной рыночной ориентацией
Организация подневольного труда:
ü Каждый раб получал в поместье «задание»- работу определенного вида и ее объем. «Уроки» были стандартными и варьировались в зависимости от местности и личных качеств раба.
ü Система «уроков» позволяла рабовладельцу установить, как шла работа в его отсутствие. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам.
ü Советовал подыскивать среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу, который должен вести расчет «уроков», разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных и отчитываться перед хозяином.
ü Устанавливал сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды.
ü Непрерывно занимая рабов, необходимо сокращать и нормы их довольствия.
ü Предусматривал использование работников, нанятых за деньги или долю урожая. Они могли собирать упавшие маслины и виноград, косить сено. Однако нельзя задерживать наемных работников в поместье более одного дня.
Марк Тёренций Варрон (116—27до н. э.), «О сельском хозяйстве»
« Земледельцы должны стремиться к 2м целям: к пользе (приоритет) и удовольствию.
« Прежде, чем бросать семена в землю, нужно изучить основные элементы Вселенной: воду, землю, воздух и солнце.
« Хлебные нивы: советовал «продать сбор колосьев» после жатвы.
« Скептически относился к принципам подбора оптимального рабовладельческого поместья по размерам угодий и товарной специализации.
« Облик поместья определяет агрикультура - свойства почвы => ценность имения определяют хорошие луга.
« 2 типа рабовладельческого хозяйства: пригородные имения и отдаленные поместья.
« Сомневался в эффективности рабовладельческого хозяйства, практикующего интенсивную культуру винограда.
« Покупать следует хорошие, но и самые дешевые инструменты. Их набор и количество должны соответствовать характеру производства и размерам хозяйства.
« Проблема размещения виллы связывается с ее внутренней организацией => проблема эффективности рабовладельческого хозяйства ставится в зависимость от рыночной ситуации.
« Ориентировался не только на городской, но и на сельский рынок, где можно было выгодно реализовать излишки: колья, жерди и тростник.
« Признавал определенную ограниченность натурально-хозяйственных возможностей рабовладельческой виллы, ибо владельцы должны прикупать даже то, что у них производится, но чего не хватает (хлеб, вино).
« Основная ценность имения - земля! Главное - знать, «какова земля и для чего она хороша или нехороша».
« Влияние природного фактора на аграрную экономику докапиталистических обществ весьма существенно. Не смог до конца отказаться от натурально-хозяйственных принципов организации производства.
« Идея о доходе «от излишка» сочеталась с мыслью о влиянии рынка на организацию хозяйства.
Организация подневольного труда:
« Эффективность работы рабовладельческого хозяйства зависела от его внутреннего устройства.
« Средства возделывания земли:
~ «Говорящие орудия»— это рабы,
~ «Бессловесные»— волы, рабочий скот,
~ «Немые»— телеги, грабли, корзины и т. д.
« Трактат написан после восстания Спартака: хозяину приходилось организовывать малоэффективный рабский труд в новых условиях => «рабы не должны быть ни робки, ни дерзки».
« Гибкие методы принуждения к труду:
~ Отговаривал рабовладельцев использовать бич, если желаемого можно добиться словом
~ Не следует покупать много рабов одной и той же народности.
~ Совещаться с прилежными рабами.
~ Рабы лучше работают, если «хозяин щедрее оделяет их пищей, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы и т. д.».
« Помимо вилика найти среди рабов грамотного и сведущего в хозяйстве распорядителя, которого следовало «наградить» рабыней.
« Намекал на возможность появления у рабов семей, потомство которых будет привязано к поместью.
« На больших сельскохозяйственных работах (сбор винограда, жатва) лучше использовать труд наемных работников.
« Количество рабов нужно определять в соответствии с характером местности, агрикультуры и размером имения.
« Подчеркивал необходимость содержания домашних животных, «которые обычно даются в собственность рабам, чтобы им легче жилось, и они были бы прилежнее».
« За счет смягченных форм рабства стремился решить многие проблемы организации рабовладельческого хозяйства.
Гай Плиний Старший (23—79 н. э.). «Естественную историю»— в 37 книгах.
Ø Осуждал рабовладельческие отношения. «Плоды работы порабощенных узников не те же, что были у победоносных полководцев».
Ø Осуждал крупное землевладение: «латифундии погубили Италию», т.к. «в старину полагали, что прежде всего надо ограничивать размеры имения: лучше меньше сеять и лучше пахать».
Ø Наилучшая обработка земли убыточна, поскольку она вызывает большие расходы. Но «хорошо обрабатывать землю все же необходимо».
Ø Призывал землевладельцев к умеренности. Плох хозяин, который покупает то, что можно получить в своем имении. Вновь предложил использовать натурально-хозяйственные возможности в организации производства.
Ø «Земледелие основано на труде, а не на расходах» => необходимы выхоленные рабы, железные орудия превосходной работы, сытые волы.
Ø Плиний Старший представлял направление экономической мысли, которое стремилось приспособиться к хозяйственной ситуации и сохранить достигнутый уровень интенсивности производства.
Ø За натурализацию хозяйства, пропагандировал «прилежный» рабский труд новыми, но самыми дешевыми орудиями. Однако в новых условиях это привело бы к падению эффективности рабского труда, поскольку повышение издержек производства было бы неизбежным => предпочтение колонату-форме производства, переходной от рабовладения к феодализму.
9) Экономические воззрения канонистов. Фома Аквинский. Понятие справедливой цены и прибыли.
Фома Аквинский (1225 - 1274)
Богатство.
· Богатство не является грехом само по себе.
· Оно есть власть, которая дается человеку, обладающему богатством.
· Если с его помощью делаются благие дела, то такое богатство заслуживает одобрения. Если же оно порождает пороки, то достойно осуждения.
· Человек, обладающий богатством, наделен высокой степенью ответственности за свои поступки, последствия значительны для окружающих. Поэтому грехи богатого человека более тяжкие.
· Осуждения стремление к богатству. Богатство не является целью само по себе, а лишь средством для обустройства мира.Общество мыслилось как иерархическое и сословное, где подняться выше своего сословия грешно, ибо деление на сословия установлено Богом. Принадлежность к сословию определяет уровень богатства.
· Деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро).
· Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащихся в нем металлов, а по усмотрению государства.