Общие сведения

Механизмы анализа данных и прогнозирования (МАДП), о которых идет сейчас речь, в составе «1С:Предприятия 8.0» появились в ней только в сентябре 2005 г. «1С» выпустила специальное прикладное решение — подсистему поддержки принятия решений на основе интеллектуального анализа данных (ПИАД), которая может быть встроена в любую конфигурацию платформы «1С:Предприятие 8.0». Помимо широкого набора базовых функций, в нее вошли более 30 предварительно настроенных моделей для типовой конфигурации «Управление торговлей». Эти модели имеют самостоятельную ценность (могут многократно использоваться), а также применяются для автоматизированного формирования прогнозов, в том числе сценарных, с заранее неизвестными показателями. Все средства МАДП и ПИАД сегодня также доступны в последних релизах ключевых прикладных решений на базе «1С:Предприятия 8.0».

Как уже говорилось, МАДП предоставляет пользователям (экономистам, аналитикам и т. д.) возможность осуществлять поиск неочевидных закономерностей в данных, накопленных в информационной базе, и позволяет выполнять следующие операции:

 поиск закономерностей в исходных данных информационной базы;

 управление параметрами выполняемого анализа как программно, так и интерактивно;

 программный доступ к результату анализа;

 автоматический вывод результата анализа в табличный документ;

 создание моделей прогноза, позволяющих автоматически прогнозировать последующие события или значения неких характеристик новых объектов.

МАДП — это набор взаимодействующих друг с другом объектов встроенного языка, дающих возможность разработчику использовать его составные части в произвольной комбинации в любом прикладном решении. Встроенные объекты позволяют легко организовать интерактивную настройку параметров анализа пользователем, а также выводить результат анализа в удобной для отображения форме в табличный документ. Важно и то, что механизм может работать с данными, полученными как из информационной базы «1С», так и из внешних источников (в последнем случае — предварительно загруженными в таблицу значений или табличный документ).

Применяя к исходным данным один из типов анализа, можно получить результат, который представляет собой некую модель поведения данных. Результат анализа может быть отображен в итоговом документе или сохранен для дальнейшего использования (на его основе может быть создана модель прогноза, позволяющая прогнозировать поведение новых данных).

Например, можно проанализировать, какие товары приобретаются вместе (в одной накладной), и сохранить этот результат в базе данных. В дальнейшем, при создании очередной накладной на основании сохраненного результата анализа, можно построить модель прогноза, подать ей «на вход» новые данные, содержащиеся в этой накладной, и «на выходе» получить прогноз, например список товаров, которые контрагент Петров тоже, скорее всего, приобретет, если их ему предложить.

В настоящее время МАДП содержит пять типов анализа данных: общая статистика, поиск последовательностей, поиск ассоциаций, кластеризация и дерево решений.