Автоматизированные банковские системы (АБС)

Автоматизация банковских технологий в новых рыночных условиях стала складываться в начале 1990-х годов, когда появились коммерческие банки. Создание и функционирование автоматизированных банковских технологий основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения теоретической базы, которая включает ряд смежных научных дисциплин и направлений. К ним относятся экономическая кибернетика, общая теория систем, теория информации, экономико-математическое моделирование банковских ситуаций и процессов, анализ и принятие решений.

Исторически развитие АБС прошло ряд этапов (рис…):

I. Начальный этап автоматизации был основан на использовании автономных рабочих мест банковских специалистов', этап характризуется относительной простотой реализации, возможностью быстрого внедрения, малочисленностью команды разработчиков, практической независимостью от коммуникаций.

РИС. Возможности автоматизированных банковских систем различных поколений

 

II. Переход к единому операционному дню - естественный шаг напути к формированию единой банковской бухгалтерии, ориентированной на отчетность.

III. Потребности в расширении возможностей по анализу деятельности банка и его клиентов привели к созданию интегрированных систем банковского учета, нацеленных на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в том числе и возможности анализа клиентской базы.

IV. Развитие АБС, направленных на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью.

V. Создание интегрированных АБС (ИАБС), ориентированных на использование распределенных, комплексных, адаптивных систем управления банковской деятельностью. Характерными чертами такого рода систем являются формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий (включая изменения законодательства и нормативов, расширение номенклатуры услуг), комплексность решений, основанных на системах проектирования информационных систем.

Можно выделить следующие основные требования, предъявляемые к интегрированной автоматизированной банковской системе.

1. Открытость интегрированных АБС.

2. Соответствие основным банковским принципам:

· регламентированный автоматизированный документооборот;

· единство учета, контроля и хранения документов;

· единство содержательного и формального учета;

· единство аналитического и синтетического учета;

· мультивалютность и настраиваемость на западные нормативы;

· замкнутость цикла обработки финансовых операций.

3. Обеспечение единого информационного пространства.

4. Настраиваемость на конкретные приложения и пользователей, в том числе настраиваемость спецификаций.

5. Обеспечение управляемости банковской деятельности:

• управление стратегией и тактикой развития банковской деятельности;

• управление портфелями активов и пассивов;

• прогнозирование состояния внешней и внутренней среды (рынков и ресурсов);

• консолидация и управляемость сетью филиалов;

• администрирование электронного документооборота, прав и полномочий.

6. Надежность, защищенность и безопасность.

7. Дисциплина и единый регламент документирования, сопровождения и модификации.

Для реализации перечисленных требований и обеспечения структурной и функциональной полноты интегрированных АБС для крупных российских банков необходимо обеспечить адаптивность технологических решений под конкретные условия функционирования.

Определяющими являются знание особенностей банка собственными специалистами и наличие развитых технологий проектирования у специализированной организации. Именно этот симбиоз наиболее существен наряду с соблюдением ряда принципов проектирования интегрированной АБС, типичных для комплексной автоматизации управленческой деятельности.

Особое внимание следует уделить использованию глобальных информационно-аналитических возможностей в системе. Это позволит решить следующие организационные, информационные и технические задачи:

• оперативный доступ к информации экспертов и лиц, принимающих решения (ЛПР);

• предоставление требуемой информации в разнообразных форматах, удобных для дальнейшего анализа.

В результате решения перечисленных выше задач обеспечиваются:

• расширение спектра услуг как для отечественных, так и для зарубежных клиентов;

• эффективное выполнение международных финансовых операций;

• оптимизация работы филиалов и отделений за счет учета спектра услуг, необходимых в определенном регионе.