Представления египтян о частной собственности, товарно-денежных отношениях и рабстве

· Наряду с царско-храмовым комплексом существовали хозяйства вельмож, обслуживали наемные работники. «Собственность» - предметы, находящиеся в личной собственности, и те, которыми египтянин мог пользоваться или владеть благодаря своей службе. Должностное владение:постоянный дом в поселке, временное жилище в Долине Царей, гробница, место для отдыха, кладовая. Могло перейти по наследству в случае назначения сына на должность.

· Расширение частной собственности за счет государственной осуществлялось в периоды ослабления центральной власти, и, наоборот. Для того чтобы предмет стал частной собственностью:

- он должен быть сделан своими руками и в свободное от служебных обязанностей время, в период, когда мастер не работал над сооружением царских объектов (в нерабочее время).

- необходимо доказать, что предмет был сделан из собственного материала и собственными орудиями труда.

- сооруженный объект находится не на царской, а на собственной или ничьей земле.

· По мере развития товарно-денежных отношений рабство: купле-продаже, найме рабов, отпуске их на волю, преследовании беглых рабов.

· Хозяйство было натуральным.

· Для ведения государственного (царско-храмового) хозяйства деньги были не нужны, поэтому меновая торговля возникает прежде всего между отдельными производителями. В качестве эквивалентов выступают зерно и медь, а позже — серебро.

· Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и рабства: выплатой долга - отдача внаем рабов или рабынь. Однако высокая плата за наем раба препятствовала широкому развитию такого рода отношений.

· Высокая норма процента (50-100 %) и жесткие условия предоставления ссуды - неразвитости обращения. Долговые обязательства заключались в натуральной и в денежной форме. За каждый просроченный месяц +10 %. Обеспечением таких займов служило имущество должника.

· Фискальные интересы государства:чинопочитание препятствовало развитию личности непосредственного производителя.

· Высокая централизация хозяйства тормозила разработку экономических вопросов частного хозяйства и товарно-денежных отношений. Организация рабского труда не получила значительного развития в

Древнеегипетскойэкономической мысли

 

Главная идея: недопущение бесконтролного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание недовольств в стране и гражданских воин!

Папирус найден в некрополе Саккара, около Мемфиса, хранится в Лейдене, отсюда название «Лейденский», сохранился не полностью. По языку его можно отнести к Среднему царству, по письму и орфографии — к Новому царству (около 1300 г. до н. э.). На этом основании ученые полагают, что писец Нового царства скопировал текст Среднего царства. «Речение Ипусера»— литературное произведение, написанное стихотворным размером. Папирус состоит из семи стихотворные разделок. Каждый стих начинается одним и тем же словом-рефреном («воистину», «смотрите»), как было принято в египетской литературе, В папирусе события описаны без всякой системы, имеются повторные описания.

Воистину: азиаты все стали подобны египтянам, а египтяне стали подобны чужеземцам, выкинутым на дорогу.

Воистину: волосы выпали у всех. Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца.

Воистину: страдают из-за шума. Не прекращается шум в годы шума. Нет конца шуму.

Воистину: большие и малые говорят: «Я желаю, чтобы я умер». Маленькие дети говорят: «О, если бы он (т. е. отец) не дал бы мне жизнь».

Воистину: дети знатных разбиваются об стены, Дети любимые кинуты на высоты. Хнум (Хнум - бог творческой силы) скорбит из-за бессилия своего.

Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, они кинуты на высоты. Тайны бальзамировщиков раскрыты.

Воистину: люди зажиточные поставлены к работе над ручными мельницами. Те, которые были одеты в тонкое полотно, они избиваются палками. Те, которые не видели сияния дня, они выходят беспрепятственно Рабы стали владельцами рабов.

Воистину: чиновники убиты. Взяты их документы. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени.

Воистину: писцы по учету урожая, списки их уничтожены. Зерно Египта стало общим достоянием.

Воистину: свитки законов судебной палаты выброшены, по ним ходят на перекрестках. Бедные люди сламывают их печати на улицах.

Воистину: бедные люди достигли положения Эннеады (Эннеада – девять великих богов), ибо то ведение дел дома тридцати лишилось своей замкнутости.

Воистину: великая судебная палата стала местом выхождения и вхождения в нее. Бедные люди выходят и входят в великие дворцы.

Воистину: дети вельмож выгнаны на улицу. — Человек знающий подтвердит все это, глупец же будет отрицать, ибо невежде будет казаться прекрасным все свершающееся перед ним.

Смотрите: огонь поднялся высоко; пламя его исходит от врагов страны.

Смотрите: свершились дела, которые никогда казалось не могли бы свершиться. Царь захвачен бедными людьми.

Смотрите: погребенный соколом (т. е. царь) он лежит на простых носилках. То, что скрывала пирамида, то стоит теперь пустым (т. е. гробница царя).

Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона.

Смотрите: придворные изгнаны из домов царя.

Смотрите: благородные женщины великого рода, собственницы драгоценностей, отдают своих детей в качестве наложниц.

Смотрите: человек знатный брал себе благородную женщину в качестве жены, и его защищал отец ее. Теперь же не имеющий такого тестя и убивает его.

Смотрите: дети сановников теперь в лохмотьях, скот стад их принадлежит грабителям.

Смотрите: мясники режут теперь скот бедняков, ибо скот в руках грабителей.

Смотрите: тот, который ничего для себя не резал, тот режет теперь откормленных быков. Тот, который не знал даже ящерицы, видит теперь яства всевозможные.

Смотрите: мясники режут гусей, и они (т. е. гуси) жертвуются богам вместо быков.

Смотрите: рабыни... жертвуют апех-вещество. Благородные женщины...

Смотрите: благородные женщины бегут. Начальники ...... их повержены страхом смерти.

Смотрите: начальники страны спасаются бегством, они не находят даже милостыни из-за скудости. Владелец наград бедствует

Смотрите: владельцы ложа спят на земле. Тот, который проводил ночь в грязи, приготовляет себе кожаное ложе.

Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты тем, что они закололи для других.

Смотрите: все должности, они не на своих местах, подобно испуганному стаду без своих пастухов.

Смотрите: все ремесленники, они не работают. Похитили враги страны ее ремесла.

Смотрите: тот, который собрал жатву, он не получает ее. Тот, который не пахал для себя, он получает жатву. Жатва созревает, но об ней не доносит никто. Писец сидит в своей канцелярии, руки его бездействуют в ней.

"Речение Ипусера"

Интересным памятником древнеегипетской мысли является "Речение Ипусера" (начало XVIII в. до н.э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи "Речение Ипусера" выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Ипусернедоволен, что "простолюдины страны стали богатыми", "руководимые стали собственниками рабов", а "собственники богатств стали неимущими". Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями. Ипусерстремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. "Идеальный деспот", по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.

3) Экономическая мысль Древнего Вавилона (Законы Хаммурапи).