Понятие и виды информационных технологий в экономике

Техническое обеспечение (ТО) и его состав

Техническое и технологическое обеспечение АИС

Под техническим обеспечением (ТО) понимают состав, формы и способы эксплуатации различных технических устройств, необходимых для выполнения информационных процедур: сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и использования информации.

Элементы ТО:

1. Комплекс технических средств;

2. Организационные формы использования технических средств;

3. Персонал, который работает на технических средствах;

4. Инструктивные материалы по использованию техники.

1) Комплекс технических средств (КТС)– это совокупность взаимосвязанных технических средств, предназначенных для автоматизированной обработке данных.

Требования к КТС: высокая производительность; надежность; защита от несанкционированных доступов; эффективность функционирования при допустимых стоимостных характеристиках; минимизация затрат на приобретение и эксплуатацию; защита от несанкционированных доступов; рациональное распределение по уровням обработки.

В комплексе технических средств выделяются:

А. Средства сбора и регистрации информации:

¾ автоматические датчики и счетчики для фиксации наступления каких-либо событий, для подсчета значений отдельных показателей;

¾ весы, часы и другие измерительные устройства;

¾ персональные компьютеры для ввода информации документов и записи ее на машинные носители;

¾ сканеры для автоматического считывания данных с документов и их преобразования в графическое, цифровое и текстовое представление.

Б. Комплекс средств передачи информации: компьютерные сети (локальные, региональные, глобальные); средства телеграфной связи; радиосвязь; курьерская связь и др.

В. Средства хранения данных: магнитные диски (съемные, стационарные); лазерные диски; магнитооптические диски; диски DVD (цифровые видеодиски).

Г. Средства обработки данных или компьютеры, которые делятся на классы: микро-ЭВМ; малые ЭВМ; большие ЭВМ; супер-ЭВМ. Они отличаются технико-эксплутационными параметрами (объемы памяти, быстродействие и пр.).

Д. Средства вывода информации: видеомониторы; принтеры; графопостроители.

Е. Средства организационной техники: изготовления, копирования, обработки и уничтожения документов; специальные средства (банкоматы), детекторы подсчета денежных купюр и проверки их подлинности и пр.).

В настоящее время на информационном рынке предлагается множество компьютеров, начиная с карманных ПЭВМ и заканчивая суперкомпьютерами.

Карманные персональные компьютеры (КПК) в комплекте с сотовым телефоном, факс-модемом и мобильным принтером представляют для корпоративных пользователей полноценный мобильный электронный офис, позволяющий реализовать удаленный доступ к локальной сети объекта

Блокнотные ПК (портативные компьютеры, ноутбуки), впервые появившись на рынке в 1981 г., быстро прогрессировали: их вес сократился с 11 кг до 2 кг при резком увеличении функциональных, графических, сервисных и технических возможностей.

Появившиеся с 1998 г. ПК в сфере автоматизации домашнего хозяйства (Home PC) охватили широкий круг направлений – от оснащения системой сигнализации, электроникой и энергоресурсами в доме до полива домашних цветов, реализации заказов в магазинах, ведения электронной почты, домашней бухгалтерии и пр. Рядом фирм выдвинуты стратегии развития этого класса ПК, направленные на облегчение передачи цифровых мультимедийных данных, доступа на аудиосистемы, телевизоры и другую электронику (холодильник, стиральные и иные машины, кондиционер) в любых точках жилого дома.

Базовые настольные ПК со стоимостью до 2 тыс. долл. с 1995 г. стали самым широким классом ПК для пользователей из разных сфер деятельности. Эти ПК создаются на базе мощных версий двухядерных микропроцессоров – Intel и AMD.

Основные факторы, влияющие на выбор настольных ПК для решения экономических задач:

­ Установление целей применения компьютера.

­ Принадлежность приобретаемого компьютера к семейству IВМ РС.

­ Технико-эксплуатационные характеристики (быстродействие, объемы памяти).

­ Цена в зависимости от сборки ("красной", "желтой", "белой").

­ Гарантия не менее 3 лет.

­ Подготовленность персонала к использованию техники.

­ Возможность технического сопровождения компьютера – "горячая линия".

­ Безопасность при работе с ПЭВМ.

Сетевые компьютеры являются развитием базового настольного ПК с сокращенными расходами на поддержку сети, интеграцией дистанционного управления на базе разнообразного оборудования и комплекса программного обеспечения.

Сервер начального уровня может поддерживать небольшую (до 40 пользователей) локальную сеть.

Многопроцессорные рабочие станции и серверы высокого уровня отличают 2-8 наиболее производительных процессоров. Они ориентированы в основном на удовлетворение потребностей электронного бизнеса: обеспечение безопасности передачи данных через Интернет, круглосуточное обслуживание заказов клиентов, упрощение доступа в Интернет, сокращение расходов на интернет-коммуникации и др.

Однако ряд задач, связанных с метеорологией, военным делом, атомной сферой и др. решаются только с помощью суперкомпьютеров и кластерных систем.

Объединение машин, выступающее единым целым для операционной системы, системного программного обеспечения, прикладных программ и пользователей, называется кластерной системой.

2). Организационные формы использования компьютеров. Способы использования компьютера принято называть организационными формами использования машин. На практике их применяется 2 вида:

Вычислительные центры (ВЦ).

Локальные АРМы и вычислительные сети.

ВЦ применяются на крупных предприятиях, банках, государственных органах. Это специфические предприятия по обработке информации. Они оснащаются большими и сверхбольшими ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются мини-ЭВМ, микро-ЭВМ. На ВЦ есть система управления (руководства), отделы постановки задач, программирования, обслуживания машин, а также производственные подразделения: группы приемки документов, переноса информации на носители, администрация банков данных, выпуска информации, размножения материалов и т.д.

Для АРМов специалистов характерно размещение компьютеров на рабочих местах, по отдельным участкам работ.

Становление цивилизованных рыночных отношений в нашей стране невозможно без широко использования новых информационных технологий во всех социально значимых видах человеческой деятельности.

Понятие "технология" в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение.

Технология, как процесс, означает последовательность ряда действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс реализуется различными средствами и методами. Процесс материального производства предполагает обработку ресурсов с целью получения материальных продуктов (товаров). Если речь идет об информационных технологиях, то роль ресурсов играют информационные ресурсы (§ 1.1).

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.

Информационные ресурсы ® Информационные технологии ® Информационные продукты, услуги

 

Информационный продукт используется, в частности, для принятия решений.

Существует разница между понятиями "информационная система" и "информационная технология".

Информационная технология (ИТ) является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование).

Компьютерная информационная система является человеко-машинной системой обработки информации с целью организации, хранения и передачи информации. Например, технология, работающая с текстовым редактором, не является информационной системой.

ИТ можно рассматривать также как совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.

Структура ИТ включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты:

· технологические процессы;

· информационные процедуры;

· технологические операции и переходы.

Технологический процесс – часть процесса производства информационной продукции, содержащая действия по изменению состояния предмета производства (например, преобразования «данные Þ информация Þ знания» табличной формы представления информации в графическую, отображение теста по гипертекстовой ссылке и др.).

Информационные процедуры – законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и характеризующаяся неизменностью объекта производства и используемых средств реализации ИТ и средств контроля (рис.).

Технологические операции – законченная заключительная часть технологической операции, обеспечивающая условия для начала следующей технологической операции.

 

 
 

 


Сбор и регистрация информации Передача информации Обработка информации Хранение, поиск информации Анализ, подготовка принятия решений
ОПЕРАЦИИ
Сбор Ввод в каналы связи, в систему передачи данных Ввод информации в систему Хранение Анализ исходной информации
Передача Преобразование из цифровой формы в аналоговую Контроль ввода Запрос Моделирование
Регистрация в машинном носителе, в документе Передача информации Обработка информации Поиск Прогноз
Ввод в информационную систему Вывод сообщений с обратным преобразованием Ввод и контроль вывода Контроль поиска Анализ и корректировка
Контроль ввода и регистрации Контроль вывода Отображение результатов Выдача и актуализация данных Подготовка принятия решений
      Контроль  

Бурное развитие ИТ во всех социально значимых областях жизни человечества в конце XX в. потребовали упорядочения и классификации этой предметной области.

По обслуживаемым предметным областям АИТ подразделяются на технологии:

· бухгалтерского учета;

· банковской деятельности;

· налоговой деятельности;

· страховой деятельности и т.д.

По типу пользовательского интерфейса АИТ делятся на:

· пакетные ИТ (централизованной распределенной обработки);

· диалоговые ИТ;

· сетевые (многопользовательские) ИТ.

По способу построения сети ИТ можно разделить на:

· локальные;

· многоуровневые;

· распределенные.

В зависимости от роли человека в процессе управления различают два вида ИТ: 1) информационно-справочные (пассивные), поставляющие информацию оператору после его запроса системы; 2) информационно – советующие (активные), которые выдают абоненту предназначенную для него информацию по ситуации или периодически через определенные промежутки времени.

По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:

· электронная обработка экономических данных;

· автоматизация функций управления;

· поддержка принятия решений;

· электронный офис;

· экспертнаяподдержка и пр.

По классу реализуемых технологических операций выделяют такие АИТ:

· работа с текстовым редактором;

· операции с табличным процессором;

· работа с СУБД.

· работа с графическими объектами;

· мультимедийные системы;

· гипертекстовыесистемы.

По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии.

С точки зрения вида обрабатываемой информации можно выделить ИТ:

1. Технология формирования документов включает процессы создания и преобразования документов.

2. Технология обработки изображений строится на анализе преобразований и трактовке изображений.

3. Обработка текстов включает ввод текста, его подготовку, оформление и вывод.

4. Обработка таблиц осуществляется комплексом прикладных программ, осуществляющих ввод и обновление данных в таблицы, выполнение расчетов по формулам и пр.

5. Технология обработки речи, включая ее распознавание и синтез.

6. Технология обработки преобразования сигналов.

7. Технология электронной подписи.

8. Электронный офис, базирующийся на обработке данных, таблиц, текстов, изображений, графиков.

9. Электронная почта и пр.

Информационные технологии, как и сами компьютеры, прошли несколько этапов. Каждый этап определяется техникой, программными продуктами, которые используются, т.е. уровнем научно-технического прогресса в этой области.