Солидаризма и институционализма

Политические и правовые идеи

Теория бюрократии Макса Вебера

Немецкий социологМакс Вебер(1864-1920)рассматривал бюрократию как особенность не только Западных обществ. Египет периода Нового царства, Китайская империя, Римская католическая церковь, европейские государства – все они имели свою бюрократию.

Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Бюрократия – «власть конторских служащих». По Веберу, бюрократия базируется на строгих правилах поведения (законом регулируемых и контролируемых).

Для идеального типа бюрократии характерны:

1. существование особых служб, строго определённых в законах и правилах;

2. защита прав и интересов служащих, их статуса (несменяемость судей, гарантированное продвижение по службе и пенсия за выслугу лет у чиновников и т.п.);

3. чёткая иерархия выполнения исполнительных и распорядительных функций;

4. подбор кадров на конкурсной основе;

5. полное отделение выполняемых функций от личностных качеств, так как чиновник не может быть собственником своей должности;

6. оплата труда работников в соответствии с рангом;

7. разделение труда, обусловленное правилами и законами;

М.Вебер выделяет типологию власти, то есть концепцию идеальных типов власти:

1. патриархальная (власть главы рода, племени);

2. харизматическая. Харизматическое лидерство отличается тем, что правителя наделяют некими качествами. Особенно типична такая власть для стран с культом личности.

3. рационально-легитимная. Несущая конструкция – профессиональная бюрократия.

По Веберу, бюрократия базируется на строгих, рациональных правилах поведения (законом регулируемых и контролируемых).

В будущем М.Вебер прогнозировал тотальную бюрократизацию общей и государственной деятельности, поэтому на смену капитализму придёт не социализм, а полностью бюрократизированное общество.

 

 

Концепция солидаризма была сформулирована Леоном Дюги(1859-1928), французским юристом, специализировавшемся на публичном праве.

Он говорил, что главным в обществе является солидарность, поэтому классовая борьба является неэффективной.

Каждый класс играет в обществе свою конкретную роль и выполняет особую миссию солидарности. Именно сотрудничество классов поможет преодолеть теневые стороны капитализма.

Факт наличия социальной солидарности осознаётся капиталистическим индивидуумом и порождает норму социальной солидарности как основу солидарности.

Юридические нормы возникают в обществе спонтанно. Задача законодателя – уловить норму и зафиксировать её.

Для того чтобы прийти к солидарности, необходимо, чтобы частная собственность действовала в общественных интересах и понималась как социальная обязанность. Собственник действует не столько в своих интересах, сколько в интересах общества. Задача государства – следить за этим. Государство – союз синдикатов, который объединяет людей по профессиональным интересам.

Теориюинституционализманаиболее успешно разрабатывал французский правовед, декан факультета Тулузского университета Морис Ориу(1856-1929).

Согласно М.Ориу общество есть совокупность множества социальных институтов, таких как партии, корпорации, профсоюзы, церкви и т.д. Социальные механизмы представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип.

Изначально тот или иной круг лиц образуют организацию, институтом она становится тогда, когда входящие в круг индивиды проникаются сознанием своего единства.

В каждом институте создаётся норма. Любая социальная норма, которая получила признание в институте и реализовала себя, выступает как норма права.

Право – есть действующий порядок отношений или корпоративный правопорядок.

Государство реализует идеи покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.

М.Ориу выделял два типа институтов:

1. корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь);

2. вещные (правовые нормы).

Государство должно обеспечивать достижение социального и экономического равновесия, направлять и контролировать экономическую жизнь общества.