Солидаризма и институционализма
Политические и правовые идеи
Теория бюрократии Макса Вебера
Немецкий социологМакс Вебер(1864-1920)рассматривал бюрократию как особенность не только Западных обществ. Египет периода Нового царства, Китайская империя, Римская католическая церковь, европейские государства – все они имели свою бюрократию.
Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Бюрократия – «власть конторских служащих». По Веберу, бюрократия базируется на строгих правилах поведения (законом регулируемых и контролируемых).
Для идеального типа бюрократии характерны:
1. существование особых служб, строго определённых в законах и правилах;
2. защита прав и интересов служащих, их статуса (несменяемость судей, гарантированное продвижение по службе и пенсия за выслугу лет у чиновников и т.п.);
3. чёткая иерархия выполнения исполнительных и распорядительных функций;
4. подбор кадров на конкурсной основе;
5. полное отделение выполняемых функций от личностных качеств, так как чиновник не может быть собственником своей должности;
6. оплата труда работников в соответствии с рангом;
7. разделение труда, обусловленное правилами и законами;
М.Вебер выделяет типологию власти, то есть концепцию идеальных типов власти:
1. патриархальная (власть главы рода, племени);
2. харизматическая. Харизматическое лидерство отличается тем, что правителя наделяют некими качествами. Особенно типична такая власть для стран с культом личности.
3. рационально-легитимная. Несущая конструкция – профессиональная бюрократия.
По Веберу, бюрократия базируется на строгих, рациональных правилах поведения (законом регулируемых и контролируемых).
В будущем М.Вебер прогнозировал тотальную бюрократизацию общей и государственной деятельности, поэтому на смену капитализму придёт не социализм, а полностью бюрократизированное общество.
Концепция солидаризма была сформулирована Леоном Дюги(1859-1928), французским юристом, специализировавшемся на публичном праве.
Он говорил, что главным в обществе является солидарность, поэтому классовая борьба является неэффективной.
Каждый класс играет в обществе свою конкретную роль и выполняет особую миссию солидарности. Именно сотрудничество классов поможет преодолеть теневые стороны капитализма.
Факт наличия социальной солидарности осознаётся капиталистическим индивидуумом и порождает норму социальной солидарности как основу солидарности.
Юридические нормы возникают в обществе спонтанно. Задача законодателя – уловить норму и зафиксировать её.
Для того чтобы прийти к солидарности, необходимо, чтобы частная собственность действовала в общественных интересах и понималась как социальная обязанность. Собственник действует не столько в своих интересах, сколько в интересах общества. Задача государства – следить за этим. Государство – союз синдикатов, который объединяет людей по профессиональным интересам.
Теориюинституционализманаиболее успешно разрабатывал французский правовед, декан факультета Тулузского университета Морис Ориу(1856-1929).
Согласно М.Ориу общество есть совокупность множества социальных институтов, таких как партии, корпорации, профсоюзы, церкви и т.д. Социальные механизмы представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип.
Изначально тот или иной круг лиц образуют организацию, институтом она становится тогда, когда входящие в круг индивиды проникаются сознанием своего единства.
В каждом институте создаётся норма. Любая социальная норма, которая получила признание в институте и реализовала себя, выступает как норма права.
Право – есть действующий порядок отношений или корпоративный правопорядок.
Государство реализует идеи покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов.
М.Ориу выделял два типа институтов:
1. корпоративные (торговые общества, ассоциации, государство, профсоюзы, церковь);
2. вещные (правовые нормы).
Государство должно обеспечивать достижение социального и экономического равновесия, направлять и контролировать экономическую жизнь общества.