Методологические исследования систем управления

Система управления и ее элементы. Классификация систем управления

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образо­вание, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

• органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

• коммуникационные каналы;

• набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномо­чий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Принципами построения системы управления являются:

• соответствие целям организации;

• сопряженность функций и полномочий;

• ориентированность на определенный уровень компетентности персонала;

• допущение неформальных связей;

• обеспечение эффективного контроля;

• гибкость и адаптивность.

Как и любая органическая система, система управления находится в постоян­ном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

Система управления характеризуется:

1) составом, соподчиненностью, информационной нагрузкой элементов, спо­собом их взаимодействия;

2) уровнем централизации или децентрализации полномочий;

3) степенью специализации и регламентации функций;

4) стабильностью или изменчивостью поведения;

5) открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям);

6) техническим оснащением.

Структурно система управления состоит из управляющей и управляемой подсис­тем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помо­щью механизма управления, который соответствующей частью принадлежит каж­дой из них.

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспе­чивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с направителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, со­вет директоров).

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», одна­ко они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, ко­торые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управ­ляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирова­ние и развитие. В качестве объекта можно рассматривать рядовых исполнителей, процесс, отношения и т. д.

Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, напри­мер, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он бо­лее активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.

Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми. Это по­зволит им полностью реализовать свои потенциальные возможности, избежать многих сбоев и «накладок».

Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непред­виденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые на­верху решения могут быть неоптимальными.

В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой дву­стороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полу­ченную от другой стороны.

Это облегчает корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.

В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один - в получении необходимых в данной ситуации ко­манд, другой - в своевременном и точном их исполнении).

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объек­тивным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обуслов­лена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т.е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реактивность может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая - без­действия, противодействия, формальных действий.

Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, доста­точность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второсте­пенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:

• соответствовать целям и задачам объекта управления;

• учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;

• предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;

• поддаваться контролю;

• иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективно­сти можно отнести:

1) высокую оперативность, надежность, качество принимаемых решений;

2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;

3) экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;

4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;

5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с по­мощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информа­ции; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений.

Системы управления могут быть классифицированы по различным основаниям, выбор которых зависит от методологического подхода.

По степени динамизма объекта системы управления могут подраз­деляться на состояние и процесс. Данная дихотомия важна прежде все­го с той точки зрения, что заставляет субъекта управления учитывать изменения, которые могут происходить с объектом в течение опреде­ленного времени. К примеру, управление материально-техническим оснащением автотранспортного предприятия существенно отличает­ся от деятельности менеджера, ответственного за регулирование пас­сажиропотоков, связанных с работой тех транспортных средств, кото­рые перевозят пассажиров.

Другим основанием классификации объектов управления являет­ся критерий социальности,позволяющий выделять в качестве объек­тов управления людей и имущество. Очевидно, что для управления персоналом следует применять методы, отличающиеся от использу­емых управляющим имущественной сферой.

Интересным представляется также разделение предприятий и терри­торий в качестве объектов управления, что особенно важно в условиях распространения практики прихода к власти представителей бизнеса, чаще всего не располагающих опытом территориального управления и использующих свои, полученные в корпоративных структурах, биз­несе схемы регулирования проблемных ситуаций.

Наиболее широким основанием для классификации объектов управ­ления является функциональное, позволяющее выделять специализи­рованные сферы управления: финансы, производство, маркетинг, ин­новации, инвестиционный портфель, ценные бумаги и др.

Весьма популярна классификация, разделяющая системы управле­ния на два вида с точки зрения степени их общности: макросистемы и микросистемы. Она особенно важна для проектирования систем управления, поскольку позволяет разделить корпоративный и терри­ториальный аспекты в управленческой деятельности.

Макросистемой является комплекс взаимосвязанных элементов на уровне националь­ной экономики. Ее ключевыми показателями являются: валовый на­циональный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП), ин­фляция, занятость, государственные расходы, торговое сальдо, размер инвестиций, ставка процента и т. д.

Микросистема - это комплекс вза­имосвязанных элементов управления процессами на уровне отдельно­го предприятия (отдельной экономической единицы). В качестве эко­номических единиц макроуровня могут выступать: производственные предприятия, торгово-закупочные предприятия, территориальные об­разования, домохозяйства.

Исследуемые системы управления можно разделить и по другому основанию: жесткие и мягкие. Появление этой классификации вызва­но необходимостью отделять друг от друга отдельные элементы про­изводственной системы с разной степенью регламентации. Там, где объектом управления является поведение человека, ценностные уста­новки или социальное взаимодействие, возникают мягкие системы. Налоговые, инвестиционные или сырьевые предписания, используемое оборудование, а также режим автоматизации производственных операций являются условием формирования жестких систем.

Жест­кие системы - это системы, обладающие свойствами воспроизводи­мости и жесткой детерминированности. Этот вид систем может опи­сываться средствами математического моделирования, исследования операций. В качестве их показателей выступают: уровень затрат, раз­меры инвестиций, процентных ставок, заработной платы в разных про­порциях и сочетаниях.

Мягкие системы - это системы, описываемые на основе качественных критериев, то есть системы, которые нельзя выразить математически: системы сравнения товаров на полезность, субъективную привлекательность и т. д.

 

Деятельность органов государственного управления свя­зана с решением сложных социально-экономических задач. Результаты того или иного решения деятельности могут ока­зывать влияние на будущее целых поколений. В этой связи очень важно, чтобы для решения сложных задач управления социально-экономическими процессами использовались научные методологические подходы, позволяющие предви­деть результаты принятых решений и снижать риск и после­дствия неудач.

Методология в буквальном значении (логос - наука, знание и методы - путь, направление познания) есть учение о методах познания.

Методологией можно назвать систему подходов, принципов иметодов, обеспечиваю­щих всестороннее и комплексное рассмотрение природы исследуемо­го объекта, имеющую универсальное значение иявляющуюся инструментом получения новых знаний. Она носит общенаучный характер и может применяться в различных сферах современного знания, что подтверждает тезис древних мудрецов о внутреннем единстве науки и эвристичности ее универсальных приемов. Как можно видеть из определения, методология включает в себя подходы, принципы и ме­тоды, при помощи которых достигается приращение научного знания; каждый из этих элементов играет свою роль в этом процессе и призван дополнять остальные, результатом чего может стать полезный мысли­тельный продукт.

В системе методологии центральное место занимает подсис­тема методов исследования.

Методы - это способы, приемы по­лучения новых и проверки на истинность старых знаний. В сос­таве методов экономического исследования различают:

а) общенаучные методы;

б) локальные, специфические методы.

В свою очередь в составе общенаучных методов выделяют:

а) эмпирико-теоретические;

б) теоретические методы.

Локальные научные методы - это специфические для конк­ретной науки (двойной записи и калькулирования - в бухгалте­рском учете; выборочный и индексный - в статистике; бюджет­ный, балансовый, вариантных приближений, экспертных оце­нок, генерирования идей, оценки управленческих решений и др. - в менеджменте и т. д.) методы.

Общенаучные и локально-научные методы исследования ис­пользуются в неразрывной связи со всеобщими методами: абстрагирования и диалектическим методом. Всеобщие методы влияют на процесс и итоги исследований. Всеобщие методы тре­буют, чтобы общенаучные и локально-научные методы рассмат­ривались в единстве. Глубокое познание на основе использова­ния какого-либо одного метода невозможно. Только в системе методов, в их взаимосвязи могут быть получены объективные вы­воды.

Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. В системе локальных методов менеджмента используются как общие методы и приемы (например, экспертиза, генерирование идей, оценка управленческих решений, применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент).

В процессе организации управления необходимо придерживаться определенной методологической установки, которая позволяет вы­брать то сочетание элементов среды, которое в наибольшей степени соответствует целям и возможностям управления. Роль такой методо­логической установки в управлении выполняют подходы.

Подходы представляют собой исследовательские установки, опре­деляющие последовательность и отбор в отображении свойств и при­знаков исследуемого объекта, установленные в зависимости от целей и задач исследования. Они не зависят от содержания объекта исследо­вания ипредваряют его, определяя последовательность анализа объек­та.

К наиболее часто применяющимся в исследовании систем управле­ния следует отнести системный, ситуационный, нормативный, процес­суальный, институциональный ифункциональный подходы.