Французский либерализм

Бенжамен Анри Констан де Ребек(1767-1830) – ученый, государственный деятель, сформировавший доктрину либеральной демократии в своей двухтомной работе «Курс конституционной политики» (1829). Выделял два понимания свободы – политическую и личную. Лишь древние народы обладали политической свободой, которая сводилась к участию в осуществлении политической власти.

Общественные институты поддерживали равенство, препятствовали накоплению богатств, выступали против роскоши.

Новые народы понимают свободу иначе, их свобода – личная, гражданская состоит в суверенной независимости индивида и государственной власти. Она включает свободу выбора религии, свободу печати, предпринимательства.

Подчеркивает свободу конкуренции, выступает против вмешательства в экономику. Кроме того опасность для свободы – это теория народного суверенитета, потому как она отождествляет свободу и власть. Неограниченная власть народа опасна для свободы каждого человека. Гарантия индивидуальной свободы – возможность выражения общественного мнения, а также разделение равновесия властей.

Форма правления – конституционная монархия, необходимо разделение властей на:

1. нейтральную власть, которая принадлежит монарху;

2. исполнительную власть;

3. власть наследственной палаты власти;

4. власть закрытой выборной палаты;

5. судебную власть.

Правосудие должна осуществлять независимая судебная власть.

Алексис де Токвиль(1805-1859) был теоретиком либерализма нового типа. Свою концепцию демократии А.Токвиль изложил в работах «О демократии в Америке» (1835), «Старый режим и революция» (1857).

Предмет исследования – демократия:
1. политический строй;

2. общественный строй, не знающий границ между высшими и низшими классами.

Основа демократии – принцип равенства, который выражается в равенстве общественного положения и стартовых возможностей.

Не отождествляет равенство и свободу. Говорит, что во все времена люди предпочитали свободе равенство, потому что оно дается легче. Существование же в условиях свободы требует большого напряжения, больших усилий. Пользование свободой рассматривалось как крест.

Современную демократию считает возможной только при условии союза равенства и свободы. Любое равенство, доведенное до крайности, подавляет свободу и вызывает деспотию к жизни. Деспотия делает бессмысленным равенство.

Одна из важных помех свободе – чрезмерная централизация верховной власти. Обществом выработан целый ряд политических, юридических, демократических установлений, которые укрепляют свободы индивида и общества. К ним относятся:
- разделение властей;

- местное самоуправление;

- суд присяжных;
- свобода совести, печати, религии и др.

Верховенство народа имеет свои пределы: если их преступить, то возникает тирания большинства.

Порицает индивидуализм, его можно преодолеть только гражданственностью.