Английский либерализм
Иеремей Бентам(1748-1832) – в историю теории политической и правовой мысли вошел как автор теории утилитаризма, которая была изложена в его работах «Принципы законодательства», «Фрагмент о Правительстве», «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств», «Деонтология, или Наука о морали».
Основные идеи:
1.смысл человеческой деятельности состоит в получении удовольствия и исключении страданий;
2.основным критерием оценки всех явлений является полезность;
3. нравственность создается всем тем, что ориентирует на достижение наивысшего счастья (добра) для наибольшего количества людей;
4.необходимость максимизации всеобщей пользы путем установления гармонии индивидуальных и общих интересов является целью развития человечества.
Обращается к свободе человека и фокусируется на обеспечении интересов безопасности личности.
«Человек должен сам заботиться о себе и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь, потому что только сам человек может определить, в чем заключается его интерес и его польза. Сама по себе свобода – это некий фантом». Не проводит различий между свободой и произволом.
Отвергает идею школы естественного права о правах и свободе человека. «Права человека – это чепуха на ходулях!». Эти права никогда не осуществимы и их наличие не совместимо с сохранением любой конституции.
Отрицает различение права и закона. Если отделить право от закона, то право приобретает антизаконный смысл.
Критикует теорию общественного договора. Говорит о том, что заключение договора об образовании государства невозможно доказать.
Рассматривая формы правления, осуждает монархию и наследственную аристократию. Лучшая форма правления – демократия, республика с разделением властей. При этом власть – исполнительная, законодательная и судебная – действуют на основе согласия и взаимозависимости.
Выступает за расширение избирательного права, за предоставление избирательного права женщинам. При этом демократические процедуры избирания должны контролироваться исполнительной и судебной властями.
Основная обязанность правительства – гарантирование безопасности и собственности подданным государства.
Выступает за совершенствование и модификацию законодательства, а также за предотвращение прямого вмешательства государства в экономические отношения.
Джон Стюарт Милль (1806-1873) – государственный деятель, родоначальник социального либерализма. В своих работах «О свободе» (1859), «Размышления о представительном правлении» (1861) он развивал идею положительной роли государства в защите индивидуальной свободы и преодолении тирании большинства.
Милль делает упор на моральные и нравственные ценности, на свободу человека. Свободный индивид стремится к внутреннему благородству и самоотверженному служению обществу ради счастья других.
Выступает за свободу каждой личности и оптимальный строй, который будет основан на порядке.
Угрозу свободе усматривает не только в государственных институтах, но и в массовой демократии, так как она нивелирует человека, усредняет его, превращая в одномерную личность. Свобода индивида должна быть первична по отношению к государственным структурам.
Государственность всегда соответствует обществу в целом.
Главное условие существования достойного государства – высокие нравственные качества людей и постоянное их самосовершенствование. Является сторонником разделения властей и правового государства.
Лучшая форма государства – представительное правление, где всей полнотой власти обладает народ. В лучшей мере гарантировать осуществление принципиальной цели общества – достижение счастья – может лишь парламентская республика.