Историческая школа права

Теория Чезаре Беккариа

Чезаре Беккариа (1738-1794) – представитель естественного права итальянского Просвещения, является родоначальником «классической школы» и теории уголовного права, содержание которой он изложил в своей работе «О преступлениях и наказаниях» (1764).

Он был сторонником естественно-правовой доктрины в объяснении природы государства и права.

В природном состоянии люди злы и эгоистичны. Все время они проводят в бесконечных войнах за материальные блага и господство.

В целях ограничения произвола одних над другими, для обеспечения гарантий безопасности и спокойствия люди учреждают государство.

В обмен на естественную свободу индивиды заключают общественный договор – государство, целью которого является наиболее возможное количество счастья для наиболее возможного количества людей. Жертвуя своей свободой и правами, индивиды учреждают верховную власть, обладающую суверенитетом и опирающуюся на справедливые законы. Они должны гарантировать счастье максимальному количеству индивидов.

Однако в гражданском состоянии нет ни мира, ни права, кругом царит бесправие и насилие.

Главной причиной царящего вокруг насилия и бесправия Ч.Беккариа считал экономическое неравенство, деление общества на бедных и богатых. Материальное богатство, частная собственность позволяют имущим классам устанавливать законы, защищающие их интересы. По этой причине за одно и то же преступление богатый и бедный подвергаются различным наказаниям.

Искоренение преступности Ч.Беккариа связывал с комплексом мер:

1) устранение нищеты и бедности, предоставление равных возможностей всем группам населения;

2) просвещение и воспитание населения.

В связи с этим особую роль он предписывал благодетельным монархам, которые покровительствуют наукам и искусствам, являются для подданных добродетельным примером. Большое значение приобретают справедливые законы, гарантирующие равные права и обязанности всем без исключения.

Ч.Беккариа выступал противником смертной казни, предлагая заменить ее пожизненными каторжными работами. Он обосновывал это тем, что если люди будут видеть перед собой страдания каторжан, тогда они могут быть устрашены более эффективно и воздержатся от совершения преступления.

 

 

Историческая школа права зародилась в конце XVIII века в Германии и сформировалась в первой половине XIX века. В своих идеях представители школы исходят из критики теории естественного права и абсолютизма. Представителями школы являются Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта.

Теоретики исторической школы права высмеивают естественно-правовую доктрину, а также тезис «о позитивном праве как искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью». Они утверждают, что действующее в государстве право – частное и публичное, возникает спонтанно. Своим происхождением право обязано законодателям.

Густав Гуго (1764-1844) – основатель исторической школы. Свои взгляды изложил в книге «Учебник естественного права, или философия положительного права».

Густав Гуго проводит характерное сравнение права с языком. Подобно тому, как язык не устанавливается абсолютизмом, не учреждается по чьему-либо указанию, так и право создается не только и не столько усмотрением законодателя, сколько путем самостоятельного развития через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу адекватности соответствующим условиям жизни.

Акты законодательной власти дополняет позитивистское право. Оно произрастает из обычного права, которое в свою очередь возникает из национального духа, из народного сознания.

Г.Гуго пытается истолковать становление и жизнь правовых норм как определенный объективный ход вещей. Этот ход непроизволен, он приспосабливается к современным условиям жизни, людям лучше не вмешиваться в этот процесс.

Карл Фридрих фон Савиньи (1779-1861) – основатель и руководитель исторической школы права, профессор Берлинского университета. К.Савиньи изложил свои взгляды в ряде работ, среди наиболее значимых выделяются брошюра «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению» и шеститомник «Система современного римского права».

К.Савиньи полагает, что право эволюционирует вместе со стихийным движением народного духа. Динамика права есть органический процесс. Всю историю права он видит как развитие некой субстанции, которая, как зерно, изначально покоится на почве народного духа. На первом этапе своего развития право – это обычай, на втором право начинает подвергаться обработке со стороны ученых-правоведов, не теряя связи со своими корнями.

Георг Фридрих Пухта(1798-1846) – в законченном виде идеология исторической школы представлена в трудах «Обычное право», «Курс институций».

Г.Пухта говорит, что бесполезно конструировать и навязывать людям исключительную правовую систему. Право вытекает из народного духа так же, как язык и нравы. Как часть общенародной культуры, как часть всего общего организма правовое явление развивается в том же режиме и по тем же стадиям, что и эволюция народной жизни, т.е. право имеет свою историю.

Однако историческая школа права имеет и свои недостатки:

во-первых, историческая школа утверждает постоянство народного духа;

во-вторых, большое внимание уделяется эволюции.


10. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XΙX ВЕКА

10.1. Общая характеристика направлений политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине XΙX в.

10.2. Консервативные теории государства и права

10.3. Английский либерализм

10.4. Французский либерализм

10.5. Политические взгляды О.Конта

10.6. Теория критического, утопического социализма

10.7. Идеология анархизма

10.1. Общая характеристика направлений политико-правовой мысли в Западной Европе в первой половине XΙX в.

XΙX век – эпоха необычайно динамичная, характеризующаяся множеством попыток воплотить в жизнь различные политические доктрины. Различные политико-правовые учения дополняют друг друга, полемизируют друг с другом, отмечая слабые стороны и недостатки. В центре внимания идеологий находились вопросы об отношении к прогрессу, о способах преобразования общества, о его устройстве, о свободе личности, ее взаимоотношениях с государством, о задачах и пределах государственной власти.

В этот период выделяют следующие теории:

1) консерватизм;

Основные представители: Жозеф де Местр, Луи де Бональд, Эдмунд Бёрк.

Основные идеи:

· защита абсолютной монархии;

· критика буржуазии, демократии, конституции;

· защита дворянства и католической церкви.

2) либерализм;

Основные представители:Иеремия Бентам, Джон Стюарт Милль (Англия); Бенжамен Констан, Алексис де Токвиль (Франция).

Основные идеи:

· отстаивали свободу предпринимательской деятельности, частной собственности;

· выступали за невмешательство государства в личную жизнь и экономику.

3) социализм;

Основные представители: Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Оуэн.

Критиковали капитализм и частную собственность.

4) позитивизм;

Представитель:Огюст Конт.

Это направление в науке, которое стремится вывести позитивное знание о человеке, обществе и государстве.

5) анархизм.

Основные представители: Прудон, Бакунин, Кропоткин.

Основные идеи:

· Государство есть зло, его необходимо ликвидировать; наилучшее устройство – анархическое.

· Анархия – это порядок, союзы людей, которые определяют для себя нормы поведения, но этот порядок основан на договорах.