В XVIII-XIX веках

Политические и правовые доктрины в США

Основными представителями политической и правовой мысли США данного периода являются участники освободительного движения североамериканских колоний, создатели государства США.

Томас Джефферсон(1743-1826) – основной автор Декларации независимости, третий президент США. Он высказывал идеи договорного устройства общества и государства, народного суверенитета, равенства всех перед законом, равенства граждан в политике. Он резко критиковал капитализм. Идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Он поддерживал идеи независимости и самостоятельности североамериканских штатов.

В Декларации независимости были закреплены следующие положения:

- люди сотворены равными, наделены неотъемлемыми правами (на жизнь, свободу, стремление к счастью);

- правительство создается для охраны естественных прав людей, и власть проистекает из согласия народа повиноваться правительству;

- народ вправе изменить и уничтожить форму правления.

Джефферсон критиковал Конституцию США 1787 года за систему «сдержек и противовесов», а также возможность президенту переизбираться неограниченное количество раз. Он резко осуждал рабство.

Александр Гамильтон(1757-1804).Выражал интересы крупной буржуазии. Выступал за сильную централизованную государственную власть – федерацию, которая способна предотвратить демократическое движение народа, и за урегулирование конфликта с Великобританией.

Является последователем теории разделения властей. Считал, что наилучшей формой правления является конституционная монархия по примеру Великобритании. Если же установится республика, то необходимо наличие сильной власти президента, у которого должны быть очень широкие полномочия. Уделяет внимание судебной системе, выступает за независимость судей.

Утверждает, что исполнительная власть в лице президента и правительства не должна быть ответственна перед Парламентом. Основой стабильности общества является богатое сословие, поэтому нужно ввести высокий имущественный ценз для наделения граждан избирательным правом.

Томас Пейн(1737-1809) является наиболее радикальным представителем демократической, политической и правовой идеологии периода борьбы за независимость. В 1791 году публикует работу «Права человека», в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

Утверждает, что война колоний за независимость благородна, так как борьба за независимость есть естественное право человека. Источником власти в государстве является народ.

Все гражданские права (свобода слова, равенства, совести и т.д.) должны защищаться и гарантироваться государством, так как они естественны. Только согласно воле народа формируется Правительство и суд, обязанностью которых является обеспечение свободы, безопасности и независимости, а также гарантий справедливости. Идеальным устройством, по его мнению, является демократическая светская республика.


8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ В XΙX ВЕКЕ

8.1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича

8.2. Политические идеи В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова

8.3. Политико-правовые взгляды М.М. Щербатова

8.4. Политико-правовые учения А.Н. Радищева

 

8.1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф.Прокоповича

Феофан Прокопович (1681-1736) – занимался церковной деятельностью. Его работы: «Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент».

Для обоснования абсолютизма в России он использовал идеи общественного договора и естественного права, соединив их с аргументами догматов богословия.

Он первым обратился к исследованию процессов происхождения государства исходя из естественного преддоговорного состояния. Это состояние он называл эпохой войн и кровопролитий, когда люди превращались в зверей.

Естественные законы, которые воплощали требования здравого смысла, подсказали людям, как избежать войн и привели их к заключению общественного договора. Результатом стало создание государства.

Люди воплотили идею общественного договора с помощью божественного промысла, под его содействием.

При заключении договора народ полностью отказывался от собственного суверенитета, передавая его государству. При этом люди сами могли выбирать форму правления: монархию (ограниченную, абсолютную), аристократию, демократию, смешанную форму.

Прокопович – сторонник абсолютной монархии, критик остальных форм правления. Он большое внимание уделял обоснованию абсолютной власти монарха. Только единовластие способно обеспечить народу «беспечалье и блаженство».

Самодержец – это страж, защитник и сильный поборник закона, ограда и обережение от внутренних и внешних опасностей.

В своём труде «О престолонаследии» он оправдывает царский указ о передаче престола по наследству, он говорит, что предоставление монарху широких возможностей при выборе наследника позволяет избежать жестких правил семейной преемственности и обеспечит замещение престола хорошо подготовленным лицом. Власть в таком случае будет защищена от случайностей и неожиданностей.

В своих произведениях он оправдывал ничем не ограниченную власть монарха, регламентировал практически все стороны жизни граждан.

Монарх дарует своему народу обряды граждан, церковные перемены обычаев и предусматривает для них ношение платьев, домостроение, чины и церемонии, пиры, погребения и прочее. Своё правление монарх реализует как требование естественного права, так и божественное признание, осуществляя долг служения народу.

Ф.Прокопович особое внимание уделяет взаимоотношениям государства и церкви, обосновывает Манифест об упразднении патриаршества и организации Синода.

По его мнению, большую пользу для церкви принесёт коллегиальная форма правления. Церковь должна быть подчинена государству.

В государстве есть различные чины, каждый из которых занят полезным для общества делом. То же и «священство» – это всего лишь чин, а не государство в государстве, и как составная часть народа духовенство должно быть подчинено царю. Царь должен заботиться о церкви.