Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции

Развитие теории естественного права Бенедиктом Спинозой

Бенедикт Спиноза (1632-1677) – теоретик естественного права, голландский философ-материалист.

Его взгляды раскрываются в следующих трудах: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика, доказанная в геометрическом порядке».

В основе учения Спинозы лежит представление о строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений.

Человек есть часть природы, поэтому на него распространяются природные закономерности и естественное право.

Спиноза исходит из обоснования всего сущего божественной волей, законами природы. Законы природы – это соединение божественной воли и человеческого разума.

Задачей политики Спиноза называет выведение из человеческой природы всего того, что наилучшим образом согласуется с практикой, реальной пользой. Политика должна исходить из того, что условием достижения общего блага является наличие и обеспечение частной собственности.

Человек обуреваем страстями, в то время как он должен руководствоваться разумом. Большинству людей это не дано либо они не хотят делать этого. Из этого вытекает необходимость существования государства и права, которые возникают в результате договора.

Законы, которые принуждают или поощряют, должны подчинять страсть разуму. Для того чтобы законы были разумными, их должно принимать большое количество людей, поэтому наилучшей формой правления является республика. Спиноза осуждает абсолютную монархию.

Государство, как все сущее, подчиняется всеобщей законности. Его власть опирается на силу и принуждение. Границы власти состоят в том, чтобы не совершать подрыва ее авторитета и не вызывать негодования подданных.

Государство возникает в результате договора, его суть состоит в перенесении сил гражданина на общество. Государство должно обеспечить баланс сил между подданными и властью.

Этот баланс опасно нарушать. В республике демократия всегда опирается на согласие подданных, на разумность закона, свободу и всеобщее равенство. Так как природа всех людей едина, то простой народ не может быть хуже знати.

Спиноза утверждает идею «народного суверенитета», в соответствии с которой источником верховной власти является только народ. При этом осуществлять законодательную функцию могут только граждане непосредственно сами или через представителей, так как законы должны соответствовать интересам народа.

 

 

Английская буржуазная революция (1640-1649 гг.) была обусловлена необходимостью смены феодальных порядков, ограничения произвола правителей.

Своей религиозной основой революция имела идею кальвинизма в ее различных разновидностях.

Основные течения в революции представляли городская буржуазия, джентри, крестьянство, консервативное дворянство.

Основные причины революции:

1) противоречие между буржуазией и старым феодальным укладом;

2) недовольство правящей династией;

3) противоречия между англосаксонской церковью и идеологией пуританства.

Существовало три основные партии:

1. Индепенденты – представителем является Джон Мильтон(1608-1674). Эта партия выступала за полную независимость и самоуправление верующих, подчиняющихся английской церкви и королю, за свободу совести и за конституционную монархию.

2. Левеллеры – возглавлял партию Джон Лильберн (1613,1614 или 1618-1657). Левеллеры выступали за продолжение революционных действий, принятие демократической конституции, установление в ней прав и свобод граждан, за закрепление естественных прав и свобод человека, за свободу совести, слова, частную собственность. Высказывались идеи первичности, верховенства, суверенитета власти народа. Государство – результат общего договора, по которому власть переходит правителю по воле народа. Была разработана конституция республики Англия, закреплен принцип народного представительства, законности, разделения властей на законодательную, судебную и собрание шерифов.

3. Диггеры – наиболее видным теоретиком движения был Джерард Уинстенли (1609-1676). Они осуждали весь общественный уклад Англии, так как он основывается на неравенстве, выступали за передачу земли народу, установление республиканской формы правления, выборную власть, избирательное право имущих, полное искоренение частной собственности.

6.4. Политические и правовые идеи Томаса Гоббса и Джона Локка

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ, теоретик естественного права. Его доктринами являются: «Философия, начало учения о государстве», «Левиафан, или материя, форма и власть государства».

В своих произведениях Гоббс высказывает мысль, что все люди равны, но они подвержены страхам, честолюбию и эгоизму. Человек человеку волк, поэтому неизбежна война всех против всех. Таково естественное состояние человека. Инстинкт самосохранения и разум человека помогают ему преодолеть естественное состояние и создать гарантии собственной безопасности.

Естественный закон запрещает человеку деятельность, пагубную для его жизни. Естественный закон – это закон мирного сосуществования людей. Для того чтобы провести его в жизнь, люди заключили между собой договор и обязаны следовать ему. По договору каждый отказывается от части своих прав и свобод в той мере, в какой потребуют интересы мира и справедливости. Но для того чтобы естественный закон стал безусловным императивом, необходимо его закрепление позитивным законом. Для его создания и обеспечения и возникает государство.

Для учреждения государства необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Государство забирает у человека часть его естественных прав. Власть приказывает, а гражданин обязан повиноваться ей, соблюдать и исполнять закон. Власть в государстве едина.

Истинной государственной властью является власть по договору между правителем и подданными. Этот договор не может быть расторгнут по желанию одной из сторон. По нему у народа не остается прав, есть только обязанности.

Томас Гоббс уделяет внимание проблеме правового равенства, условиями для которого являются:

1) незыблемость договора;

2) обеспечение защиты в суде;

3) равные налоги;

4) защита человека;

5) наличие суда присяжных;

6) принцип соразмерности наказания содеянному.

Джон Локк (1632-1704) – английский философ и политический мыслитель.

В труде «Два трактата о правлении» излагает свою концепцию естественного права.

Родоначальник буржуазного либерализма. Стремился найти условия и гарантии социального компромисса. Естественное человеческое состояние по Локку – состояние полной свободы, равенства, в котором человек может самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

В этом состоянии царит мир, каждый защищает свои интересы, в этом состоянии и проявляется естественное право. Нет никаких гарантий сохранения такого устройства. Следует заключить общественный договор, отталкиваясь от самостоятельного его обеспечения. Эта функция возлагается на государство, которое создается с целью поддержания мира, безопасности и справедливости.

Государство не всесильно. В нем есть общий закон и устанавливается судебная власть для разрешения споров и наказания преступников.

Джон Локк в своей теории описывает принцип полной юридической свободы и равенства граждан, право на частную собственность и ее защиту, принцип законности.

«Там где заканчивается закон, начинается тирания».

Выделял три ветви власти: законодательная, исполнительная, природная.