Древнего Востока
Общая характеристика политико-правовых воззрений
ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Периодизация истории политических и правовых учений
Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.
Подходы к периодизации:
1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм). Недостаток данного подхода заключается в том, что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя; большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;
2) исторический. Ориентирован на выявление связи политической доктрины с интересами конкретного класса (периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время);
3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности; принимается во внимание соотношение государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности, её гарантии и роль в процессе.
Этапы:
1) традиционное общество (ΙV тыс. до н.э.- начало XVI в.).
Для данного периода характерна зависимость индивида от общества и государства, его социальной принадлежности. Государство в этот период при помощи права определяет социальную структуру и устанавливает права и обязанности различных социальных групп.
Для политико-правовых доктрин характерна классификация людей по их социальному статусу.
2) Становление гражданского общества (XVI-XVIII вв.). Этому способствовали периоды Возрождения, Реформации и Просвещения. Здесь возникают, обосновываются и претворяются в жизнь принципы ограниченного правления, равенства всех социальных групп перед законом и судом, возрастает роль права в регулировании общественных отношений, формируются международные стандарты общения государств.
3) Современный этап гражданского общества (XIX-XX вв.). Для данного периода характерно усложнение отношений государства и индивида и многообразие подходов к объяснению политико-правовых явлений.
2.1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока
2.2. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля
2.3. Политико-правовая мысль Древней Индии
2.4. Политико-правовая мысль Древнего Китая
Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими закономерностями в их развитии:
1) характером социально-экономических отличий государств Древнего Востока – Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон, Израиль. В этих государствах господствовало патриархальное натуральное хозяйство, государственная и общественная собственность на землю. Верховным владельцем земель является правитель;
2) особой культурной традицией – для мировоззрения Древнего Востока характерно постоянное постижение истины, объяснение общекосмического единства мира и человека, гармонии небесного и земного; один из главных аспектов делается на отрешённость от мировой суеты.
Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняют следующие функции:
· целеполагание и мобилизация;
· духовное освоение мира и объяснение его порядка;
· легитимизация власти, существующего социального и политического порядка.
Черты политико-правовых учений Древнего Востока:
1) традиционализм;
2) религиозно-мифологическая форма представлений о государстве;
3) связь с природой;
4) условия жизни общества обосновываются как божественное установление;
5) политико-правовые теории не представляют обособленной формы знаний, являются частью мифологического мировоззрения, что объясняется неструктурированностью в то время человеческого мышления;
6) прикладной характер (политика рассматривается как искусство управления, государственная власть персонализирована);
7) защита в разных теориях господствующего класса.
Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.