Артикул воинский 1715 г.
Указ о единонаследии) 23 марта 1714 г.
1. Какие задачи стояли перед разработчиками Указа о единонаследии?
а) повышение благосостояния дворянских фамилий;
б) принуждение дворян к государственной службе;
в) забота о продолжительности жизни дворян.
2. «Духовная» - это…
а) книга религиозного содержания;
б) завещание;
в) соглашение о передаче наследства монастырю.
3. При отсутствии прижизненного волеизъявления наследодателя недвижимое имущество передавалось:
а) старшему сыну;
б) старшему в роду;
в) всем сыновьям в равных долях.
4. Наследование движимого имущества предполагало:
а) передачу его оставшемуся супругу;
б) передачу его только сыновьям;
в) раздел его между всеми детьми в равных долях.
5. Женщины имели право на наследование имущества:
а) верно;
б) неверно.
6. Мужчина получал свою долю имущества по достижении им возраста:
а) 17 лет;
б) 18 лет;
в) 20 лет.
7. Брачным возрастом считался:
а) женский -16, мужской – 17;
б) женский -17, мужской – 20;
в) женский -18, мужской – 18.
8. По достижении совершеннолетия женщина в России…
а) должна была выйти замуж, получив приданое или уйти в монастырь;
б) обязана была проживать с родственниками до замужества или ухода в монастырь;
в) имела право, получив свою долю наследства, распоряжаться им по своему усмотрению.
9. Кадетами в Указе именуются:
а) несовершеннолетние дворянские дети обоего пола;
б) несовершеннолетние мальчики-дворяне;
в) члены партии конституционных демократов.
10. В случае наличия в семье детей от разных браков, имущество родителей наследовалось:
а) только общим ребёнком мужа и жены;
б) имущество мужа наследовал любой из его детей, а имущество жены – только дочери;
в) имущество каждого из супругов наследовали только их дети.
11. В случае бездетности супругов, их имущество:
а) делилось между родственниками мужа;
б) имущество каждого из них возвращалось ближайшим представителям обоих родов;
в) поступало в пользу государства.
12. Для того чтобы родители не делили недвижимое имущество между детьми посредством фиктивной продажи, Указ предписывал:
а) передавать проданное таким образом имущество тому, кто сообщит об этом в государственные органы;
б) изымать проданное таким образом имущество в пользу государства;
в) признавать такие сделки ничтожными и возвращать имущество родственникам.
1. Какое лицо имело право «никому на свете о своих делах не отчитываться»?
а) монарх, члены сената;
б) монарх;
в) монарх, фельдмаршал.
2. Кто такой «профос»?
а) воинский служитель, убиравший нечистоты в казармах;
б) знаменосец;
в) судья.
3. Какое наказание грозило офицеру за неисполнение повеления начальника без злого умысла?
а) разжалование в рядовые;
б) прохождение сквозь строй;
в) отлучение от службы или разжалование в рядовые.
4. В каких случаях офицер мог использовать труд солдата в личных целях?
а) во время отсутствия боевых действий;
б) в случае введения чрезвычайного положения;
в) при добровольном желании солдата в качестве портного или сапожника с оплатой труда.
5. Какое наказание полагалось за порчу оружия
а) прохождение сквозь строй и оплата стоимости испорченного оружия;
б) прохождение сквозь строй;
в) оплата стоимости испорченного оружия.
6. Кто отвечал за кражу солдатом имущества у жителей во время передислокации войска
а) сам солдат;
б) командир подразделения;
в) оберофицеры и командующие.
7. Какое наказание полагалось за бегство с поля боя?
а) офицеры подвергались шельмованию; среди рядовых каждый десятый должен был быть повешен, остальные прогнаны сквозь строй;
б) повешение или расстрел;
в) прохождение сквозь строй.
8. Кого под страхом смерти запрещалось грабить после взятия неприятельского города или крепости?
а) церкви;
б) церкви, школы и госпитали;
в) церкви, школы, госучреждения и госпитали.
9. Что из полученной при взятии города или крепости добычи нужно было передать государству?
а) оружие, амуниция, провиант;
б) оружие, амуниция;
в) только оружие.
10. Каковы уважительные причины сдачи крепости?
а) отсутствие вооружения;
б) отсутствие людских ресурсов;
в) крайний голод, отсутствие вооружения и людских ресурсов.
Краткое изображение процессов или судебных тяжб (1715 г.)
1. К юрисдикции какого суда относится описываемое в «кратком изображении процессов»?
а) гражданскому;
б) воинскому;
в) уголовному.
2. Над кем распространялась власть воинского суда?
а) офицеры, солдаты, «обслуживающий персонал»;
б) только солдаты;
в) только офицеры.
3. Как назывался воинский суд?
а) рейхстаг;
б) магистрат;
в) кригсрехт.
4. Сколько людей заседало в воинском суде?
а) 5;
б) 7;
в) 11.
5. На какое количество частей делился процесс?
а) 3;
б) 5;
в) 7.
6. Первая часть процесса:
а) начиналась от «повещания» и продолжалась до ответа ответчика;
б) включала в себя только объявление о начале процесса;
в) начиналась от «повещания» и продолжалась до получения первых доказательств.
7. «Повещание» - это:
а) зачитывание обвинения;
б) совещание присяжных;
в) объявление о начале суда.
8. Что должно было быть отражено в «повещании» ответчику?
а) кто истец и в чем причина процесса;
б) информация о времени и месте суда;
в) истец, причина процесса, время и место суда.
9. Кто такой челобитчик?
а) свидетель;
б) истец;
в) обвиняемый.
10. Какую роль в процессе играли адвокаты?
а) защищали ответчика;
б) защищали интересы истца;
в) являлись представителями ответчика или истца в случае их болезни.
11. Какие варианты ответа обвиняемого различает «Краткое изображение…»?
а) добровольное признание вины; отрицание вины; признание вины, но с расхождениями в показаниях с истцом;
б) добровольное признание вины; отрицание вины;
в) дает только 1 вариант – признание вины.
12. Какие действия включает в себя вторая часть процесса?
а) доказательство, присяга;
б) доказательство, присяга, пытки;
в) пытки.
13. Какие варианты доказательств принимались воинским судом?
а) письменные документы;
б) письменные документы, показания свидетелей, признания, полученные под пытками;
в) признания, полученные под пытками.
14. Какое доказательство признавалось самим важным?
а) собственное признание ответчика;
б) письменные документы;
в) показания свидетелей.
15. Кому запрещалось быть свидетелями?
а) родственникам, подчиненным, несовершеннолетним (до 15 лет);
б) клятвопреступникам, прелюбодеям, родственникам, починенным, несовершеннолетним (до 15 лет);
в) иностранцам, иноверцам.
16. «Лучше 10 виновных освободить, нежели одного невиновного к смерти приговорить». Поддерживал ли составитель «Краткого изображения…» этот принцип?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
17. При каких условиях законодатель разрешал применять пытку?
а) при любых;
б) в больших и важных гражданских делах и в уголовных делах;
в) только в уголовных делах.
18. К кому запрещалось применение пытки?
а) дворянам, служителям высших чинов, несовершеннолетним, лицам старше 70 лет, беременным женщинам;
б) служителям церкви, дворянам;
в) несовершеннолетним, лицам старше 70 лет, беременным женщинам.
19. Назовите третью часть процесса:
а) договор;
б) уговор;
в) приговор.
20. Что предполагает «шельмование»?
а) вынесение приговора;
б) объявление человека вором и слом шпаги над его головой;
в) прилюдное повешение.
21. Какие наказания относятся к жестоким телесным наказаниям?
а) битье шпицрутенами, кнутом, клеймение, обрезание ушей, отсечение руки или пальцев, ссылка на каторгу;
б) ссылка на каторгу, клеймение;
в) обрезание ушей, отсечение руки или пальцев, клеймение.