Оформление дуалистического государства в России в XVIII в.

План

Российского общества в XVIII в.

Изменения в правовом статусе различных социальных групп

Особенности отечественной государственности и

 

Цель лекции: выявить закономерности формирования в российской империи в XVIII в. дуалистическй государственности, в связи с развитием России одновременно в рамках двух цивилизационных потоках средневековье и современной цивилизации. Рассмотреть процесс изменений в правовом положении различных социальных групп российского общества, как средневековых сословий, так и формирующихся социальных слоев цивилизации нового времени.

 

1. Оформление дуалистического государства в России в XVIII в.

2. Правовое положение различных социальных групп российского общества в XVIII в.

 

 

К началу XVIII в. Россия находилась одновременно (начиная с XVII в.) в рамках средневековой и современной цивилизаций. Российская государственность в пределах средневековья, не обремененного чертами цивилизации нового времени развивалась 600 лет, и прошла первые две фазы средневековья: подъем и акматическую фазу. Черты свойственные остальным трем фазам (надлом, инерция, обскурация-регенирация) средневекового развития, начиная с ХУП в., проявлялись беспорядочно на фоне современного цивилизационного витка. Так, например, монархия, одна из важнейших черт средневековой цивилизации хаотично, непоследовательно меняла свои черты, не выдерживала соответственно 300-летние ритмы их эволюции.

Так, уже к концу XVII в. в России на смену сословно-представительной монархии (свойственной третьей фазе - фазе надлома средневековья) шла абсолютная монархия, соответствующая четвертой фазе средневековой цивилизации - инерции. Причем особенности абсолютной монархии в России теснейшим образом связаны с одновременной эволюцией российской государственности и в рамках цивилизации нового времени. Для этого этапа современной цивилизации характерно республиканское государственное устройство, формировавшееся, как правило, через конституционную монархию.

На основе проявлявшихся цивилизационных противоречий в России оформлялось дуалистическое государство, для которого свойственно сосуществование, переплетение и взаимодействие двух государственных систем: средневековой и современной. Они соотносятся как нерегулярный и регулярный тип государственной власти. Первый являлся порождением натурального экстенсивного хозяйства и оброчной системы вознаграждения служащих. Второй формировался товарным интенсивным хозяйством с налоговой денежной системой вознаграждения служащих. Особенность развития дуалистического государства в российских условиях заключалась в том, что товарность валового внутреннего продукта создавалась искусственно посредством сверхэксплуатации крестьян, то есть путем изъятия у них части необходимого продукта для их существования. Крестьянин, таким образом, не был заинтересован в результатах своего труда. Государство же благодаря выгодной внешнеэкономической ситуации могло продавать сельскохозяйственную продукцию по высоким рыночным ценам в Западной Европе.

Переплетение двух политических систем проявлялось буквально и на личностном уровне. Государь царь император являлся и главой корпорации служилого землевладельческого сословия, и главой бюрократического аппарата (регулярной организации профессиональных служащих). Средние, старшие и высшие служащие бюрократического государства одновременно были потомственными боярами и дворянами. Постепенно в душах их потомков созревал внутриличностный межстатусный конфликт.

Дуалистическое государство формируется, как правило, при достижении относительного равновесия между объемами производства натурального хозяйства и товарного хозяйства. В России такое равновесие в XVII-XVIII вв. еще не наступило. Мелкотоварное производство уже было. Появлялось и высокопроизводительные крестьянские хозяйства, но не был создан саморазвивающейся всероссийский рынок. Поэтому, используя административную власть, государство в рамках крепостного права искусственно создало товарный продукт и обеспечивало своих государственных служащих, науку и образование, и другие государственные нужды.

Дуалистическому государству соответствует абсолютная монархия как форма правления. Наличие двух цивилизационных потоков, ослабленного средневекового и еще слабого современного, привели российскую государственность к установлению особенного абсолютизма.

Специфику российского абсолютизма определяло то обстоятельство, что в отличие от западноевропейских государств, где абсолютизм развивался в XIV-XVI вв. до вступления в цивилизацию нового времени, абсолютная монархия в России формировалась на фоне современной цивилизации и решала чрезвычайно противоречивые, казалось бы, не свойственные ей задачи. С одной стороны, это дальнейшее развитие крепостничества, консолидация средневекового правящего класса, а с другой – развитие предпринимательства, попытки формирования социальных групп современной цивилизации.

Государь не нуждался в поддержке сословного представительства, так как налоговая система и бюрократический аппарат уже были сформированы и составляли базу укрепления государственной власти. Монарх мог лавировать между влиянием родовой землевладельческой аристократией и служилыми людьми, зависящими от денежного жалования государя. В России же форсированное построение бюрократического государства при низких затратах привело к доминированию земельной аристократии. Регулярное государство (нового времени) оказалось во власти земельных олигархов, а император оказался лишь первым среди равных. Он стал номинальной политической фигурой.

Формально для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти, как светской, так и духовной, в руках одной личности. Это достигалось наличием разветвленного профессионального бюрократического аппарата; сильной постоянной армией; ликвидацией всех сословно-представительных органов и учреждений.

Возможно, предположить, что именно в связи с объективной необходимостью развития отечественного абсолютизма, как черты средневековой, но в условиях современной цивилизации, в России сложилось два типа абсолютизма.

Государство, существовавшее в начале XVIII в. называют полицейским, потому что оно стремилось регламентировать все, даже самые, казалось бы, незначительные сферы жизни. Во второй половине XVIII в. абсолютная монархия в России получила название «просвещенный абсолютизм». В это время предпринимались попытки создать правовые основы государственности, на основе культурного просветительства.

Заметим, что для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты. На первый взгляд это может показаться проявлением слабости абсолютной монархии. Однако легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует, что в системе абсолютной монархии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал, как отмечает профессор И.А. Исаев, сам механизм власти, в котором каждый член общества был только «винтиком».

Оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование пришлось на начало XVIII в., правление Петра I (1682/1689–1725 гг.). В «Артикуле воинском» (1715 г.) законодатель особо подчеркнул, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Кроме того, в «Уставе о наследии престола» (1722 г.) установлено было даже право монарха назначить себе приемника. Иными словами отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия.

В XVIII в. все признаки современной цивилизации продолжали бурно развиваться, тем более что для формировавшегося абсолютизма, опирающегося на мощный бюрократический аппарат, регулярную армию и т.п. нужны были большие деньги. Такие деньги государственная казна уже с конца XVII в. стала брать в виде прямых и косвенных налогов, торговых, таможенных и судебных пошлин и от государственных монополий.

Неслучайно становление абсолютной монархии в России совпало по времени с провозглашением России империей и присвоением российскому самодержцу титул императора. Так, в октябре 1721 г. в связи с победой в Северной войне Сенат и Святейший Синод присвоили Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского», и Россия стала империей.

Заметим, что это событие не противоречит вхождению России в современную цивилизацию. Как известно одно из характерных черт нового времени является использование новых отличных от средневековья рычагов развития, в том числе и за счет колониальной имперской государственной политики, поиска выхода к мировому океану. Ведь цивилизации нового времени океанические по определению Л.И. Мечникова, которое он дал в работе «Цивилизации и великие исторические реки».

Таким образом, в России причудливо переплелись черты средневековой и современной цивилизаций, породив дуалистическое государство. Эти обстоятельства отразились и на формировании российского абсолютизма, придав ему специфический характер, что наложило свой особый отпечаток на все сферы жизни общества, совершенствование государственности и права.