Стратегия в области ресурсов.

Разработка стратегий

Стратегия в области архитектуры приложений. Под архитектурой приложений в рамках стратегического планирования ИС понимаются концептуальные общие рамки, которые оба аспекта – данные и приложения – объединяют в единое динамичное целое. Стратегия в области архитектуры приложений является важнейшей в рамках стратегического планирования ИС, поэтому она определяет последующие частные стратегии ИС (ресурсы, организация и руководство).

Разработка единого для всего предприятия базиса данных. Необходимость охватить на концептуальном уровне в едином базисе данные, распределенные в различных запоминающих средах, расположенные иногда в несовместимых форматах или неэффективно распределенные данные.

Формирование спектра приложений. Расширять или корректировать необходимо те приложения, которые устарели, например, в отношении или объема, или вида использования, или предполагаемых мест контакта с другими программами.

Для определения плана приложений необходимо привлекать такие критерии, как непосредственная необходимость развития ИС (на основании правовых или других важных предписаний, технических потребностей и т.п.), возможное снижение затрат, повышение производительности и/или реализация преимуществ предприятия в соревновании с конкурентами, а также вероятность успешного завершения того или иного проекта развития.

Персонал сферы ИС. Здесь должны быть определены число, квалификация и затраты на работников сферы ИС, основные принципы их содержания, т.е. оплата их труда, требуемые квалификация и образование, а также порядок организации труда работников сферы ИС и привлечения работников или консультантов со стороны.

Информационные технологии. В рамках условий, которые касаются ИТ, планируемых в будущем к применению, должны быть определены принципиальные позиции в отношении каждой подлежащей применению ИТ по таким вопросам, как, например:

· политика ориентации на продукцию одного изготовителя или на смешанные (от разных изготовителей) технические и программные средства;

· собственные разработки в качестве основы развития или привлечение сторонних разработок.

Далее требуется разработка подходящей технологической архитектуры, т.е. принятие решений по вопросам:

· выбора необходимых технических, программных, методических и организационных компонентов (вид, число, упорядочение, взаимодействие, затраты);

· распределения по предприятию (централизация/децентрализация) и объединения в сеть используемых на предприятии технических и программных средств.

Бюджет сферы ИС. Объем бюджета в большинстве организаций бывает задан заранее. Однако внутреннее распределение бюджетных средств в сфере ИС практически всегда является в значительной мере свободным. В нормальном случае результаты стратегического планирования бюджета отражаются в мероприятиях, запланированных в рамках принятой архитектуры применения ИС. Конечным продуктом бюджетного планирования на предприятии является возможно более детальный обзор затрат для областей развития и обслуживания, эксплуатации или использования ИС и персонала сферы ИС.

Стратегия в вопросах организации и управления. В рамках построения общей стратегии для ИС необходимо принять также целый ряд решений, касающихся организации сферы ИС и руководства этой сферой. При этом необходимо учитывать и изменяющиеся требования при использовании новых методов обработки информации, и новые подходы в организации ИС и ИТ.

Организация и функционирование ИС. Первоочередной организационной задачей обычно является определение того, что именно в будущем должно рассматриваться как услуги ИС. В зависимости от варианта решения этой задачи, смотря по обстоятельствам, могут потребоваться изменения не только внутри организации структуры и функционирования подразделений обработки информации, но также и в области организации работы с пользователями или с другими службами и отделениями. Особенно важно определить стратегии или стратегические направления, охватывающие следующие области:

· организационное расчленение сферы обработки информации (планирование, развитие и использование ИС, а также обслуживание пользователей);

· планирование и администрирование данных, используемых в ИС (подходы, методы и инструменты);

· применение ИТ (подходы, методы и инструменты для анализа, дизайна, программирования, испытания и обслуживания);

· обучение и повышение квалификации работников сферы обработки информации как на предприятии, так и с использованием внешних возможностей;

· распределение ресурсов и затрат по областям применения ИС;

· приобретение, внедрение и обслуживание технических и программных средств (например, определенные стратегические продукты, единые для всего предприятия инструменты);

· регулирование сотрудничества с пользователями (связи с пользователями, поручения по развитию сферы услуг, обслуживание пользователей и их обучение, вид и объем сервисных услуг);

· кратко-, средне- и долгосрочное планирование ИС, а также планирование и контроль утвержденных проектов;

· документация на внедренные приложения, технические, программные и оргсредства, а также документация на приобретенные информационные продукты и проекты собственного изготовления;

· сохранность и защищенность.

Концепция руководства. Стиль руководства ИС, прежде всего задачи планирования, естественно, является предметом стратегического рассмотрения.

Контроль и ревизия ИС и исчисление затрат. Эта сфера планирования охватывает вопросы установления инструментов контроля эффективности производственной системы обработки информации.

Далее должны быть разъяснены вид, объем и интервалы ревизии ИС как вида деятельности в рамках стратегических решений. Поскольку способ исчисления затрат имеет большое значение при оценке эффективности обработки информации, то важно установить на достаточно продолжительное время стимулирующий производительность ИС способ распределения расходов.

В результате должен быть составлен итоговый доклад по вопросам стратегического планирования ИС. Он должен содержать следующие данные:

· основополагающие решения, цели и принципы организации ИС;

· сервисные предложения подразделений ОИ: имеющиеся ресурсы и услуги, цены и условия их предоставления;

· общий обзор единой для всего предприятия концепции построения ИС (архитектура и ландшафт приложений, представление предусмотренных к реализации ИС, распределение задач между подразделениями ОИ и пользователями);

· описание структуры организации ОИ (иерархическое упорядочение и расчленение подразделений ОИ, компетенция и ответственность подразделений ОИ, подразделения-пользователи и органы контроля и координации ИС, а также коммуникации);

· общий обзор использования ресурсов (потребные мощности и затраты) для предусмотренной концепции создания ИС, специфицированный по годам для отдельных ИС и ресурсов, а также сгруппированный по годам и видам ресурсов;

· характеристику стандартов и исходных данных в области применения методов и инструментов при планировании, развитии, обслуживании и эксплуатации ИС, а также в области работы с пользователями;

· сводный бюджет затрат на ОИ и (при возможности) финансовый план.