Матрица информационных правоотношений

Классификация информационных правоотношений

Информационного правоотношения

Понятие, содержание, структура

 

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. Для них характерна первичность информационно-правовых норм, поскольку информационное правоотношение — результат регулирующего воздействия соответствующей информационно-правовой нормы изданное общественное отношение. Именно поэтому такое общественное отношение приобретает юридическую форму, т.е. становится правовым.

При этом информационно-правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов — участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы. К основным элементаминформационного правоотношения относятся:

а) субъекты,вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение(действия, бездействие) субъектовпри осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия);

в) объекты,в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее — объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) — документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере;

г) право, обязанность и ответственностьсубъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

 

Таблица 1

Информационные процессы   Право   Ограничение права Обязанность   Ответственность
Поиск, получение и потребление И, ИР, ИП, ИУ   субъекты, НПО   субъекты, ИПО   субъекты, ИПО   субъекты, ИПО  

Продолжение табл. 1

Производство, передача и распространение И, ИР, ИП, ИУ   субъекты, ИПО   субъекты, ИПО   субъекты, ИПО   субъекты, ИПО  
Создание и применение информационных систем, их сетей, средств их обеспечения субъекты, ИПО субъекты, ИПО субъекты, ИПО субъекты, ИПО
Создание и применение средств и механизмов информационной безопасности субъекты, ИПО субъекты, ИПО субъекты, ИПО субъекты, ИПО
Примечание. И – информация; ИР - информационные ресурсы; ИП - информационные продукты; ИУ - информационные услуги; ИПО - информационное правоотношение

 

Строки матрицы обозначают информационные процессы, осуществляемые в соответствующих областях модели информационной сферы, которые объединены в группы по особенностям их осуществления и участвующим в них субъектам. Столбцы обозначают элементы информационного правоотношения — право, ограничение права, обязанность, ответственность. Таким образом, одна строка матрицы как бы представляет структуру конкретного правоотношения, «разложенного» по составным элементам, возникающего при выполнении действий над информацией или иным информационным объектом конкретного вида и формы представления. Это позволяет проводить детальный анализ информационных правоотношений, возникающих в конкретных информационных процессах при обращении информации конкретного вида и формы представления. Пользуясь этой матрицей, проведем классификацию информационных правоотношений:

- по информационным процессам;

- внутри информационных процессов — по видам информации.

Рассмотрим основные группы информационных правоотношений.

1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях.

Субъекты — потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информациилюбого вида и формы представления, за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют во исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом государственные структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации — авторами произведений или собственниками информационных объектов. При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственностьза неправомерное использование полученной информации.