Построение моделей. Основные теоретико-методологические проблемы моделирования: цели моделирования, этапы, типы, моделей

Моделирование исторических явлений и процессов

Философия истории

Связана с интерпретацией исторического познания. Основные учения – с эпохи Возрождения , содержание и проблематика изменяется в ходе развития. Античному мышлению чужда мысль о направленности истории. Круговая форма истории. Средневековье – идея эволюции, движения вперёд под воздействием божественного провидения.

Моделирование начало занимать всё больше места. Математика всё больше внедряется в гуманитарные науки. Анализ количественных показателей может проводиться с различной целью и различными методами. В плане раскрытия сущности и содержания математические методы имеют два уровня:

1. Измерение признаков и обработка получаемых показателей. Они обычно несложные. Подход имеет важное значение при количественном анализе явлений.

2. Построение моделей.

В конечном счёте именно в математическом моделировании выражается матемизация научного познания.

Моделирование – общенаучный метод познания, изучающий модели, которые основаны на реально существующих объектах. Формы моделирования весьма разнообразны и определяются сферами и целями его применения и типами исторических моделей (почему система способна к изменению?) По характеру: предметное (материальное), идеальное (знаковое). В истории используется идеальное моделирование.

Модель – абстрагированное выражение основной сущности объекта моделирования. Модель лишь будет носить черты символа. Она может носить естественно-языковую или формализованную (в той или иной знаковой системе – график, таблица) форму. Наиболее формализованными видами являются математические модели. Математическая модель – система математических отношений, описывающих изменение процессов или явлений. Математические модели бывают аналитические и численные (наиболее популярны).

Смысл построения моделей – с помощью сравнения моделей углубить изучение свойств, функций и развития объекта моделирования. Это возможно при условии того, что модель адекватно выражает суть явлений и процессов. Основные методологические принципы построения моделей:

1. Чёткое понимание цели;

2. Типы моделей;

3. Этапы;

4. Принципы их построения и анализа.

Этапы моделирования:

1. Выбор объекта и постановка исследовательской задачи. Задача должна быть гипотезой. Впоследствии она проверяется построением модели. Гипотеза либо подтверждается, либо опровергается.

Задача – построение моделей, которые позволяют выявить суть явлений, т.е. рассмотреть их как системы. Основа – восхождение от абстрактного к конкретному. Это требует формирования абстрактно-теоретического объекта познания, отражающего суть явлений => на базе обращения к форме явлений раскрывается то общее, что присуще изучаемым объектам.

Моделирование применимо тогда, когда нет основы ни для восхождения от абстрактного к конкретному, ни для гипотезы. В этом случае может быть построена на основе эмпиризма (на переходе к теоретическому). Этот уровень более низкий по сравнению с двумя предыдущими. Но в исторических исследованиях для него наиболее широкие перспективы.

Уровни моделирования по познавательной ценности:

1. Эмпирический;

2. Математическая верификация гипотез;

3. Дедуктивное моделирование.

Все виды моделей могут быть сведены к двум моделям:

1. Для раскрытия сторон процессов и явлений, выявление которых требует решаемая историческая задача, и которую нельзя обнаружить более простыми методами, модель – показатель количественной меры развития объекта моделирования. Отражательно-измерительные модели.

2. Для прогнозирования дальнейшего хода развития исследуемого объекта. Модель позволяет имитировать возможные её состояния. Имитационно-прогностические модели (слабо развиты).

Отраженные измерения модели необходимы на всех уровнях моделирования.

3 типа задач на основе имитационно-прогностических моделей:

1. Моделирование альтернативных исторических ситуаций с целью более глубокой характеристики реальности;

2. Построение моделей несуществующих исторических ситуаций, конструируемых историком. Эталон оценки – реальная историческая действительность.

3. Имитация исторических процессов, для характеристики которых отсутствуют необходимые исторические данные.