Исходная основа, целевая направленность, характер применяемой категории. Методы познания: отличия эмпирического от теоретического знания.
Цель теоретического знания – раскрытие сущности. В эмпирическом знании использую категории, которые характеризуют внешние черты объекта; категории теоретического знания отражают отношения и связи, в которых проявляется сущность объекта. Общие категории теоретического знания – философские. Основная форма выражения эмпирического знания – научные факты в описании, а теоретического – гипотезы, понятия и теории. Эмпирическая стадия – знание познаётся на описании информации источников, на теоретическом – на основе и объяснении. Научное объяснение – раскрытие сущности объясняемого объекта.
В любом знании 2 вида знаний: знание об объекте, выраженное в научном описании, – источниковое – и внеисточниковое. От объёма внеисточникового знания зависит способность проникновения в суть явлений.
Виды исторических объяснений:
1. Через закон;
2. Причинные;
3. Генетические;
4. Структурные;
5. Функциональные.
Через законы объясняют массовые и длительные явления и процессы. Причинно-следственные объяснения применяются для раскрытия деятельности людей, событий и ситуаций, где ярко выражается субъективный человеческий фактор. Генетические объяснения используют, когда нужно объяснить суть исторических процессов в их определённом временном выражении. Структурные объяснения раскрывают сущность через анализ структуры общественных исторических систем. Анализ структурных взаимосвязей раскрывает основные закономерности, свойственные изучаемой системе. Они наиболее эффективны, т.к. раскрывают повторяемое и закономерное. Функциональное объяснение – взаимосвязь изучаемой системы с той средой, в которой она находится.
Определение видов объяснений условное, чаще всего объяснение имеет характер комплексности. В историческом развитии роль играют единичные события. Существует несколько видов объяснения единичных фактов:
1. Мотивационное – смысл в том, что суть объясняется побудительным мотивом, и преследуются определённые цели.
2. Объяснение через нормативность – характер действия субъекта обусловлен нормами поведения.
3. Психологически-эмоциональное – зависит от черт исторической личности.
На эмпирическом уровне знания носят вероятностный характер и приводят к построению гипотез. Но это лишь этап на теоретическом уровне исторического познания. Такой процесс проверки фактов называется верификацией. Если проверили и подтвердили факты, то рождается научная теория. С помощью теорий можно понять, используя функцию объяснения.