Историко-системный метод

Основа – реальность вообще представляет совокупность взаимосвязанных объектов и процессов, т.е. обладающее характером целостности системное образование. Центральным понятием является понятие системы – это целостная совокупность элементов реальности, взаимодействие которых обуславливает возникновение у этой совокупности новых качеств, не присущих образующим её элементам. Целостность системы отражает объективное свойство качества элементов системы, присущие как целому, но не единичному. Система обладает строением, структурой и функциями. Строение определяется составляющими её элементами. Элемент системы – нерасчленимый носитель содержательных свойств системы, предел членения системы в границах присущего ей данного качества. Элемент в случае анализа сам будет системой. Строение систем представляет собой иерархию взаимосвязанных систем пространственно-временного уровня. При этом системы более высокого уровня складываются из более крупных элементов, выступающих в роли подсистем. В сложном строении общественных систем проявляется схема общего, особенного и единичного. Система – общее, а элементы – особенное и единичное. Система представляет собой единораздельную цельность, где между собой взаимодействуют не только элементы, но и каждый элемент с системой. Система самостоятельна и отражает то особенное, что присуще элементам по природе. Наряду с единством имеет место и противоречие, именно это делает систему способной к изменению и развитию.

Структура – внутренняя организация системы, характеризующаяся способом взаимодействия составляющих их элементов и присущих им свойств. Структура определяет содержательную сущность системы как целую. В структуре выражены упорядочивающиеся свойства системы. Степень развитости системы стабильностью её функционированию, определяющееся устойчивостью её структуры. Нарушение устойчивости структуры будет отрицательно сказываться на устойчивости системы.

Функция – форма или способ жизнедеятельности общественной системы. В функциях определяется поведение системы. Функции имеют и элементы системы. Структура и функции тесно взаимосвязаны, т.к. функции системы реализуются через её структуру. Всякая система функционирует в определённой среде – окружающие объекты, которые влияют на формирование, функционирование и развитие системы. Функционирование в общественной системе представляет сложные взаимодействия с другими системами. Функционирование и развитие исторических систем систематизирует те основные компоненты, из которых складывается историческая реальность.

Индивидуальные события, исторические ситуации, исторические процессы. Индивидуальные события обладают теми или иными неповторимыми чертами, однако они образуют виды и типы человеческой деятельности и отношений => имеются и общие черты. Создают определённые совокупности, выходящие за пределы индивидуального, т.е. определённые системы. Отдельные события включаются в общественные системы через исторические ситуации – это пространственно-временная совокупность событий, образующих качественно определённые состояния деятельности и отношений. Исторический процесс в своей временной протяжённости имеет определённые этапы или стадии, которые включают определённую совокупность событий и ситуаций. Системный характер означает, что все события исторического процесса обладают не только причинно-следственной связью, но и связаны функционально.

Как бы не была проста структура системы, её функции могут быть очень значительны (место системы в иерархии других систем). Декомпозиция системы должна проводиться на основе выявления совокупности элементов, обладающих качественной определённостью, но она должна выражаться в присущих им отношениях. Определение содержательных границ выбираемой совокупности. Выделение системы взглядов.

После выделения системы следует её анализ – структурный (выявление характера взаимосвязи элементов и их свойств). Итогом будет знание о системе как таковой, будут иметь эмпирический характер. Функциональный анализ раскрывает взаимодействие исследуемых систем с системами более высокого уровня. Функции реализуются через структуру. Системно-структурный анализ позволяет определить сущностную природу исследуемой системы.

Он имеет преимущества:

1. При его использовании становится возможным переход к теоретическому уровню познания.

2. Создаёт предпосылки для моделирования систем.

Минусы: направлен на выявление целостности, целости и устойчивости систем, т.к. может остаться нераскрытым процесс развития. Это может привести к формализации реальности.

Эмпирический уровень заканчивается реконструкцией исследуемой исторической реальности. Она представляет собой приложение методов исследования для решения задач. Система научно-исторических фактов не равнозначна простому идеографизму. Итогом эмпирического познания является знание явлений. Складываются предпосылки для переходу к эмпирическому знанию.