Историко-типологический метод

Историко-сравнительный метод

Историко-сравнительный метод – конкретное выражение общенаучного метода сравнения. Закономерный повторяющийся исторический процесс. Многие явления сходны лишь пространственной или временной вариацией форм. Многие формы могут нести разное содержание. В процессе исторического развития открывается возможность объяснения развития и раскрытия сущности изучаемых явлений – в этом гносеологическое понятие сравнения. Даёт возможность вскрывать сущность явления как по сходству, так и по различию, присущих им свойств. Горизонтальное и вертикальное сравнение – как в пространстве, так и во времени. Что касается логической основы – аналогия. Суть заключается в том, что на основе сходства одних признаков делается вывод и о сходстве других.

 

Обладает широкими возможностями:

1. Раскрывает суть явления, когда она не явна. Тем самым заполняются пробелы, и исследования доводятся до логического вида.

2. Даёт возможность выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходить к параллелям.

3. Допускает использование всех других общеисторических методов. Является менее описательным, чем генетический.

Требует соблюдения ряда правил:

1. Необходимо, чтобы историческое исследование основывалось на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не их формальное сходство.

2. Учитывать общий характер исторических эпох, стадиальность развития и технологическую суть сравниваемых явлений и процессов.

3. Можно сравнивать как однотипные, так и разнотипные. Сущность будет раскрываться путём выявления сходств и различий.

Отступление от правил чревато ошибочным заключением. Определённый диапазон наиболее эффективного использования: изучение общественно-исторического развития в широком пространственном и временном аспектах; исследования менее широких явлений и процессов, суть которых невозможно раскрыть путём аналогий ввиду их сложности, противоречивости и незавершенности – здесь историко-сравнительный метод заменяет эксперимент. Раскрыть сущность явления невозможно, если оно не завершено.

Основа – единичное, особенное и общее, с одной стороны, различаются, но, с другой, переплетаются друг с другом. Необходимость выявить то единственное общее, которое присуще многообразию тех или иных сочетаний единичного. Историческое развитие – динамический процесс, который характеризуется наличием качественно-статических состояний, сменяющих друг друга. Выделение стадий – важная задача для историка. Выявление общего в пространственно-единичное в динамическом аспекте общественно-исторического развития требует специальных средств.

Для выявления стадий нужна типологизация – выделение из совокупности объектов или явлений качественно определённых типов на основе более существенных признаков. По логике типологизация является разновидностью классификации, но отличается тем, что является методом сущностного анализа. Если классификация может позволить себе не ставить принадлежности к той или иной качественной определённости, то для типологизации – это основная цель. Типологизация – сложный познавательный процесс, который требует соблюдения ряда методологических принципов:

1. Обоснованный выбор критерия для выделения типов качественно определённых объектов и явлений. У неокантианцев – идеальная типизация (М. Вебер). Общественные науки должны конструировать чистые или идеальные типы – понятия, которые являются мысленными образами и не имеют осуществления в реальной действительности. Описание с их помощью конкретной реальности. Идеальные типы нагружаются смыслом самим исследователем.

2. Выделение критериев для типологизации. Выделение типов исходя из учёта сущностных свойств изучаемой исторической реальности. Совокупность объектов, содержащих типы – данный подход требует определения. Вся совокупность объектов выступает как родовое явление, а входящие в неё типы – как виды этого рода. Без понимания природы целого невозможно выделить и качественно определённые части. Связь рода и видов может иметь как вертикальное, так и горизонтальное выражение.

3. Требует наличия высокого уровня знаний, сущностной природы изучения объекта и явлений.