Контент-анализ кино, радио и телевидения

Кино, как никакой другой вид искусства, став индустриальным производством зрелища, учитывает отношения между спросом и предложением.

Определенные духовные ценности кино вынуждено выдавать их в знакомой Аудитории оболочке повседневных моделей поведения, мышления и т. д.

Помимо всего прочего, фильм как жанр искусства стоит в ряду других, построенных на фабуле форм, за что ему уготован стойкий, наиболее «массовый» интерес, как ранее — к библейской притче, народным сказам и былинам, а позднее — к роману. Наверное, к ним в большей степени приложим известный афоризм Фр. Ницше о том, что искусство создает иллюзию завершенного мира.

Опираясь на весь социально-психологический диапазон привычек, настроений, мотиваций, норм, ценностей данного общества, кино апеллирует к преобладающим в Аудитории моделям мышления. Вот почему так мала доля «непреходящего» в наследии кино, вот где лежит аналогия кино со средствами массовой коммуникации.

Труд теоретика и историка кино З. Кракауэра по анализу кинематографа в догитлеровской Германии.

Говоря словами автора, его вовсе не интересовало немецкое кино как таковое: «Эта книга должна обогатить наши представления о до-гитлеровской Германии... У меня есть все основания полагать, что примененный мною метод анализа фильмов можно успешно использовать при изучении модели массового поведения в Соединенных штатах и в других странах».

Автор поставил перед собой другую задачу: «За обозримой историей экономических сдвигов, социальных нужд и политических махинаций бурлит незримая история психологической жизни немецкого народа. Обнажение ее при помощи немецкого кинематографа поможет понять, почему Гитлер шел к власти и почему он ее захватил».

Кракауэр показывает, как из фильма в фильм в немецком кинематографе нарастает воспевание милитаризма и авторитарного духа, спекуляция на патриотических мотивах, а война интерпретируется как способ очищения общественной жизни (по аналогии с грозовой бурей, которая очищает атмосферу: она позволяет ощутить биение жизни).

Огромный фактологический материал подтверждал основные выводы автора. На эти выводы работали не только наблюдения исследователя за идейной сущностью содержания, но и его интерпретация драматической структуры, а также в ряде случаев изобразительного решения фильмов.

Исследование Кракауэра принадлежит к исследованиям другого рода — не к контент-анализу, который принципиально отделяет инструмент от исследователя.