Распределение власти отличается от соперничества за власть (США, др. страны), в которых в основе лежит индивидуальный принцип.

Решения в рамках данной системы осуществляются политически, но не через суд, т.е. распределение власти в Швейцарии принцип скорее политический, нежели юридический. Группа решает внутри себя, кого поставить взамен убывших. Но не нарушается основной принцип (например, если уходит в отставку немецкоязычный генерал, сменить его может лишь немецкий, но не французский генерал).

В настоящее время большинство наблюдателей сходятся в том, что психологическое и эмоциональное влияние этничности уже нельзя игнорировать. Если мы признаем, что этническая идентичность является естественной основной политической организации и что национализм как идеология исторически доказал свою конструктивность, значит, любая теория государственного строительства должна предусматривать механизмы урегулирования межэтнического конфликта.

Если в недалеком прошлом влияние этничности, как фактора политического объединения отрицалось большинством ученых (из-за стабильности в мире, росте экономических связей и роста материальных возможностей, тенденций к ассимиляции через контакты наций), то сейчас этого игнорировать уже нельзя.

Условием решения этнических проблем является соблюдение принципов самоопределения и защиты прав меньшинств (в языке, школьных программах, распределении ресурсов, возможности получения работы в общественном и частном секторе и т.д.). Это касается как общегосударственного уровня, так и лидеров этнорегиональных единиц. Федерация (этнотерриториальные единицы в ней, региональная автономия) способствует решению проблем, но не снимает их полностью.

В то же время национальная идентичность не безгранична. Она может в разных ситуациях играть разную роль: например, возрастные особенности - в одних случаях младшее поколение более националистично, в других более терпимо, интернационально. И наоборот, старшее может быть приверженной в большей мере к гражданской идентификации, нежели этнической, и т.д. Бывает, что там, где можно ожидать вспышку националистических страстей, их нет, но может появиться там, где не ожидают (пример СССР очень нагляден).

Следующий путь - распределение власти как один из вариантов решения этнических проблем (первый теоретик этого направления - Льюис, уроженец карибского острова Санта - Луиза, чернокожий ученый, изучавший африканскую политику).

Метод распределения власти практикуется во многих странах, в частности, в Швейцарии. Он отличается, например, от мажоритарной системы распределения власти (США), когда политические проблемы решает большинство, избранное на выборах.

Каждая из 3-х языковых групп в Швейцарии имеет долю в высшем исполнительном органе власти - Федеральном Совете, состоящем из 7 членов: 1-италоязычный, 4-немецкоязычный, 2-франкоязычный. Соответствует трем языковым группам населения: 70% - немецкое, 20% - франкоязычное, 10% - италоязычное. На романш (четвертом официальном языке) говорит 1 % населения.

Вопрос о языке премьер-министра не обсуждается. Председатели Ф.С. меняются поочередно, в течение года он имеет официальный титул федерального президента, хотя он лишь первый среди равных ("primus inter pares"). Каждый федеральный советник, включая президента, возглавляет какой-то департамент (иностранных дел, обороны, внутренних дел).

Принцип разделения власти между языковыми группами применяется во всем обществе: в армии, почтовой службе, в частных ассоциациях (даже в футбольной ассоциации). Кроме этого соблюдается соотношение на должностях последователей католической и протестантской веры (их примерно по половине).

Учитывая партийный фактор: в ФВ два свободных демократа, два христианских демократа, 2 социал-демократа, 1 представитель Швейцарской народной партии. Это соответствует удельному весу партий в парламенте. Партийная принадлежность учитывается при назначении 3-х директоров почтовой службы, где I место резервируется для социал-демократа. Таким образом, действует система квот (в США, например, она противоконституционна). В этом особенность понимания швейцарцами демократии: правами наделены не только индивиды, но и этнические группы.

Швейцарская система распределения власти сложилась по мере накопления исторического опыта (с XVI по XVIII в. было четыре гражданских войны). Существует равенство экономического статуса. Например, в банковском деле центрами являются немецкоязычные Цюрих, франкоязычная Женева, италоязычный Лугано. В Швейцарии есть главное - развитая система референдумов по вопросам поправок Конституции. Референдум проводится по требованию 50 тыс. граждан, собравших подписей, поддерживающих авторов законопроекта или 100 тыс. - от народа. Референдумы более частные, чем в др. странах: ежегодно по 4 раза, чтобы решить вопросы федерального, кантонального и общинного значения. Референдумы корректируют недостатки действия парламентской системы (для сравнения - неиспользование референдумов создало проблемы, например, при распределении власти в Австрии и Нидерландах в 50-60-е годы).

Следующий путь - полиэтническая демократия - "это независимая, суверенная политическая система, для которой характерны демократические институты принятия решений при наличии двух или большего числа этнических групп" (А. Лейпхард).