Этнополитические проблемы современной России.

Исторические формы государственного устройства Российской Империи, СССР, Российской Федерации.

Полиэтничность - особенность российского общества.

Тема 7 Особенности этнополитического развитии России.

 

В предыдущей теме рассматривалось влияние государства на развитие этносов, превращение их в нации. Вместе с тем государство как главный элемент политической системы общества оказывает огромное воздействие на все стороны жизни этносов, в том числе на их социальную структуру на протяжении всей истории этноса. В свою очередь, от политики государства и всей политической системы в области межэтнических отношений зависит прочность государства, его сила и будущее.

1.

Опыт России, пережившей в дважды XX в. распад многонационального государства, создавшей в течение нескольких десятилетий систему национальных государств, скорректировавшей в последнем десятилетии свой тип федерации, имеет огромное значение для этнической истории человечества.

Говоря об этнополитическом развитии, следует выделить направления деятельности государства в области межэтнических, межнациональных отношений - национальную политику, разрабатываемую и проводимую в любом полиэтническом обществе.

У политологов и этнополитологов существует множество определений политики. М.Вебер связывал её со стремлением обладать долей власти или влиянием на раздел власти, независимо от того, присуще ли это стремление государству или разным группам людей в одном государстве. А. Бергштрэссер сравнивает её с высшим проявлением искусства по управлению и руководством человеческими группами.

Современный западногерманский политолог М.Хеттих определяет политику как основанное на господстве «всеобъемлющее регулирование и формирование общественной жизни». Такой подход позволяет определить сущность политики в области этнической жизни как регулирование, формирование этнических общностей, отношений между ними. Как часть этой политики - формы государственного устройства, в которых отражается этнический состав населения.

Россия издавна является одной из полиэтнических стран мира. Многонациональность складывалась веками. На территории современной Европейской части России издавна проживали различные племена, которые относились к разным языковым семьям: финско-угорской, балтской, тюркской, иранской. Хотя отношения между этими группами и славянами, первоначально заселявшими Среднее Поднепровье, были сложными, но они никогда не носили характера геноцида по отношению к неславянским народам.

Многонациональность населения постепенно в процессе совместного проживания и развития приобрела органичный характер. Выдающийся русский философ И.А.Ильин в статье «Что сулит миру расчленение России» отмечал, что Россия «не случайное нагромождение племен и не искусственно сложенный «механизм областей», но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся организм, не подлежащий произвольному расчленению».

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. дала сведения о национальном составе страны. Анализируя и обобщая эти данные, К.Фортунатов в работе «Национальные области России. Опыт статистического исследования» (СПб., 1906) приводит их:

Народности млн. чел. % всего населения Народности млн. чел. % всего населения
великороссы 55,673 43,30 латыши 1,436 1,12
малороссы 22,415 17,41 грузины (с имеретинцами, мингрелами, сванами) 1,352 1,05
поляки 7,931 6,17 армяне 1,473 0,95
белорусы 5,886 4,57 молдаване и румыны 1,222 0,87
евреи 5,063 3,94 мордва 1,024 0,79
киргизы 4,084 3,18 эсты 1,003 0,78
татары 3,738 2,91 сарты 0,969 0,75
финны 2,191 1,71 чуваши 0,844 0,66
немцы 1,79 1,40 узбеки 0,727 0,57
литовцы и жмудь 1,658 1,29 лезгины (с прочими: горцы, чеченцы, черкесы и др.) 0,601 0,47
башкиры и тентяры 1,439 1,12 другие народности менее 500 тыс. человек каждая  

 

Динамика численности титульных этносов СССР перед его распадом, по переписи населения 1989 г. представлена в учебном пособии для вузов «Этносоциология» (авторы Ю.В.Арутюнян и др. М., 1999, с.56.) Общая численность постоянно возрастала: с 125 млн. человек в 1897г. до 208,8 млн. чел. в 1959 г. и 285,7 млн. чел. в 1989 г., хотя темпы роста разных этносов были неодинаковы. Население РФ многонационально. По переписи 1989г. в ней проживает свыше 119 млн. русских, 5 млн. татар, 4 млн. украинцев, 1 млн. чувашей, башкир, белорусов, мордвы (каждый из 4-х народов), около 900 тыс. чеченцев и т.д. Перепись приводит данные по 128 национальностям, хотяих число выше. Русские составляют среди них примерно 82,5% населения. По современным статистическим данным в РФ проживают представители 170 этносов (по данным этнографов, их в 2 раза больше). В Тульской области в 2000г. русские составили 96,1% населения.

Многонациональность российского общества - это реальность, оказывающая воздействие на всю жизнь общества. Учет её - важнейшее условие эффективности межнациональной политики.

Этнополитическое развитие России определяется прошлым и настоящим, и именно:

- как входили народы в состав империи - добровольно или принудительно, какова была степень конфликтности, сопротивления или поддержки народом этого процесса;

- история государственности (имелась таковая или нет);

- историческая память, ее структура.

Особое место принадлежит государственности. На нее оказывали влияние различные цивилизации, религии. Многие территории до вхождения в Российскую Империю находились в подчинении других государств (Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств. Турецкой и Иранский Империй и т.д.).

Отношение, населения - либо сопротивление, либо поддержка против своих этнических элит. Участие в народных движениях башкир, татар, мордвы. Об этом писал А.С. Пушкин: в «Истории Пугачева»: «С каждым днем силы Пугачева увеличивались. Войско его состояло уже из двадцати тысяч; ядром оного были яицкие казаки и солдаты..., но около их скоплялось неимоверное множество татар, башкирцев, калмыков, бунтующих крестьян, беглых каторжников и бродяг всякого рода».

Главное отличие от других государств (напр., США) - никогда не уничтожали народы, их культуры.

Отличительная особенность строения Российской империи - этнический признак не был основанием для территориального деления. Исключение было - для частей, имевших ранее какую-то государственность (Польша, Бухарский эмират, Хивинское ханство, Финляндия, отношения с ней регулировалось международными договорами).

Большая лояльность, чем в др. странах к коренному населению. Конфликты происходили из-за: а) земель, б) политической власти (между центром и колониями).

Колонизация земель русскими крестьянами отторгала часть площадей у местного населения. Последствия разные:

а) русские сажали зерновые, которые местное население до этого покупало по высоким ценам (Закавказье, Средняя Азия, Якутия);

б) использование земель было менее эффективным по сравнению с местным населением (сибирскими татарами, народами Сев. Кавказа). Позитивное сочеталось с негативным.

Отношение населения: местная верхушка не всегда заботилась о своем народе, в частности держалась антироссийской (протурецкой) ориентации, что вело к вытеснению их с территории России (после русско-турецких войн адыги, «черкесы»), переход местного населения под покровительство русских войск, нежели своих феодалов, князей. Сложность отношений послужила основанием для избирательности исторической памяти - у местной элиты преимущественно негативные воспоминания, у центральной элиты - позитивные.

В результате революционных движений 1905-1917 гг. произошел распад Российской империи. Восстановление - с 20-х гг. Использовалось стремление народа к объединению. В центре политики - переведение национальных противоречий в классовые: объединение бедноты за Советскую власть. За 20 лет: с 20-х до н.40-х гг. была восстановлена империя после её распада.

На местах силой, сплотившей народы для объединения с Россией, была «коренная» (в период перестройки «титульная») нация.

При проведении политики использовались научные (этнолингвистические и этнографические) данные, положенные в основу этнополитических интересов страны:

- при создании национальных государств или образований «коренные» народы в ряде случаев не составляли большинства населения или не играли главную экономическую роль (башкиры в Башкирии, якуты в Якутии);

- объединение в «коренные» разных народов по языкам (кабардинцы - к адыгской языковой семье, балкарцы - к тюркской в Кабардино - Балкарии; карачаевцы, черкесы, разные народы Дагестана в Карачаево - Черкесии. Одновременно этносы «разрезались» административными границами (сев. и южн. осетины: одни в России, другие - в Грузии);

- консолидировались в нацию родственные, а иногда различные племена и этносы. Пример: этнополитическое понятие «узбек» (так назывались кочевые скотоводы), вошло в понятие «узбекская нация», в которую вошли также тюркоязычные земледельцы «сарты», часть ираноязычного населения таджиков;

- разделение единого этнического массива (тюркоязычного на юге Сибири, образование Горно-Алтайской и Хакасской автономных областей), что привело к формированию новых этносов (хакасов, алтайцев и родственных им шорцев). По мнению ряда ученых, на Сев. Кавказе есть два единых народа - тюркский (карачаевцы, балкарцы) и адыгские этносы (адыгейцы, кабардинцы, черкесы), но они живут в разных субъектах федерации. Есть объективные трудности для определения этносов. Основные этапы национально - государственного строительства в СССР:

1. 1918 - 1922 :

а) выход из состава Российского государства Польши, Финляндии;

б) создание независимых государств - Украины, Белоруссии, Армянского, Азербайджанского, Грузинского, Литовского, Латышского, Эстонского, Хорезмская и Бухарская республики, в) на территории РСФСР возникновение автономных республик : Туркестанской, Татарской, Башкирской, Немцев Поволжья, Мордовской, Карельской, Крымской, Дагестанской, Горской, автономных областей - Чувашской, Боткинской (Удмуртская). В это время значительная часть Средней Азии и весь нынешний Казахстан входил в РСФСР. Дальневосточная республика сформирована по территориальному, а не этническому принципу. Большинство территорий полиэтничны.

Стремление к объединению привело к образованию 30 декабря 1922 года СССР как хозяйственно - экономического и военно - политического образования.

2. 1923 - 1924 гг.: национально - государственное размежевание в Средней Азии. Из Туркестанской автономной области образовались Узбекская, Киргизская, Туркменская союзные республики и две автономные области, вошедшие затем в СССР.

Формирование всюду в РСФСР национальных сельсоветов, национальных округов (в Смоленской области - 14 национальных советов - литовские, латышские, еврейские, в Сибири - несколько сотен национальных сельсоветов, в Ленинградской области 57 сельских национальных советов, 4 национальных округа - Вепсский, Ижорский, Финский, Карельский.)

3. 1924 - 1936 гг.: рост национально - территориальных образований (например, в Поволжье, где шло преобразование автономных областей в автономные республики). В начале 30-х годов шло создание национальных округов народов Севера для сохранения, адаптации народов к новым условиям.

4. Сер. 30 - х - сер. 50-х г.г. С принятием Конституции 5 декабря 1936 года -повышение роли коренных (титульных) наций. Усиление роли русского языка при сохранении национальных, хотя и сужение их роли, что обусловливалось экономической, политической, культурной интеграцией, военно- геополитическими задачами.

В 1939 - 1940 г. возвращение в состав государства территорий Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссии, Бесарабии.

Депортация народов, ликвидация ряда автономий в период Великой Отечественной войны. Устранение последствий депортаций в 1956 - 57 гг. (не всех: проблемы крымских татар, турок - месхетинцев).

5. С 1956 - 57 гг. до конца 80-х: некоторая либерализация общества, реабилитация репрессированных народов. В то же время преобладание интегративных тенденций (язык: русский - главный, местные языки: обучение на них в автономных республиках, иногда в сельской местности - в 1 -7 классах, нетитульных народов - в начальной школе).

6. С 1991 - 1992 г. - по настоящее время. Усиление роли языка и культуры народов в бывших союзных и автономных республиках. Национально- государственное строительство в период перестройки, демократизации шло на всех уровнях: всего Союза, союзных республик, других национально-государственных образований.

Основными направлениями явилось:

- расширение прав союзных республик на фоне ослабления союзного центра в результате упразднения прежней - централизованной системы управления и развития процесса суверенизации республик, при которой многие республики (прежде всего РСФСР) объявили республиканские законы приоритетными по отношению к общесоюзным. Центральным вопросом стало распределение налогов между центром и республиками. Это проходило красной нитью, например, при обсуждении проектов совершенствования Союза ССР. (См. «Протоколы «Новоогаревских мудрецов» // Национальные интересы, 2001, № 2 -3.) Национальная элита стремилась переделить в свою пользу материальные средства страны;

- повышение статуса других национально-государственных образований: придание автономным республикам статута субъектов СССР, разделение по национальному признаку отдельных из них, (напр., Чечено-Ингушетия на Чечню и Ингушетию);

- возникновение этнополитических конфликтов в ряде союзных и автономных республик (Узбекистане, Казахстане, Грузии, Таджикистане, РСФСР, Якутии, Татарстане и др.);

- социальной силой дезинтеграции выступили национальные политические элиты, интересы которых вошли в противоречие со стремлением советского народа жить в составе СССР. За его сохранение проголосовало 76% участников референдума 17 марта 1991 г. В ст.21 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. сказано: «Воля народа должна быть основой власти правительства». Однако эта воля была проигнорирована. В декабре 1991, решением политического руководства РСФСР, УССР, БССР (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) было принято решение о роспуске СССР. Нелигитивность этого решения: не были приглашены представители всех республик, принявших в 1922 г. решение об образовании СССР. Также был нарушен закон СССР «О порядке решения вопросов связанных с выходом союзной республики из СССР», принятый 3 апреля 1991 г.

Распад СССР стимулировался и внешними факторами. 3. Бжезинский в статье «Холодная война и её последствия» выдвигает 3 причины:

- истощение СССР гонкой вооружений, перерождение верхушки КПСС и «обхаживание» её западной элитой; противопоставление прав человека правам народа, суверенитету государства и др. привели к развалу СССР в декабре 1991 года.

В другой статье 3. Бжезинский («Вне контроля. Глобальная сумятица накануне XXI века». 1993 г.) отмечает глубокий драматизм этого события: «Обладая всем, что способно порождать искреннее чувство гордости от положения великой державы, Россия была мощной державой. И была она таковой около трехсот лет... Вдруг, разом превратившаяся в обрубок Россия оказалась низведенной до положения бедной и зависимой страны «третьего мира», которой Запад милостиво подает советы и оказывает благотворительную помощь, стала объектом осмеяния и отвержения со стороны её бывших подданных нерусских народов».

Распад СССР обусловил во многих отношениях этнополитические проблемы в самой России.

Этнополитические; проблемы современной России во многом аналогичны тем, которые были в последние 2 -3 года существования СССР. Кратко можно выделить следующие направления:

РФ остается сложным федеративным образованием, в ней помимо территориально - административных единиц - 21 республика, 1 автономная область, 10 автономных округов.

В отдельных республиках 2 титульных этноса (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария), в Дагестане - до 10 этносов являются титульными.

Национально-территориальные образования - субъекты федерации занимают 53% территории, представляют 10% населения (из них примерно 2/3 проживают на этих территориях, остальные - за пределами их). 10% населения России не имеет своих национально-территориальных образований;

- политизация этнических проблем, когда сложности экономического, социального характера приобретают вид национальных;

- сепаратистские дезинтеграционные тенденции, проявляющиеся в стремлении поставить интересы субъектов федерации выше общегосударственных;

- привилегии «титульной» национальности по сравнению с остальными жителями (напр., русские в Мордовии составляют 60,8% населения, а среди депутатов Госсобрания - 39%; в Туве русских - 32% населения, а в Народном Хурале -12,5%);

- фактическое неравенство статусов субъектов Федерации: национально-государственные образования имеют преимущество перед территориально-административными;

- неутихающие межэтнические конфликты (о них позднее речь пойдет особо);

- разделенность русского этноса, св. 25 млн. представителей которого осталось за пределами России и находятся там в дискриминируемом положении.

Итак, Россия является страной, в которой роль политических факторов в развитии этносов всегда была велика. В мировом человечестве она остается государством, сохранившим этнические общности людей. В ее политической истории, богатой своим содержанием, был и прогресс, быстрое развив наций, было и остается немало проблем.