Вопрос 3. Трибунал (первой инстанции) и специализированные трибуналы Европейского Союза.
Второй орган правосудия Европейского Союза имеет после вступления в силу Лиссабонского договора в принципе одно название, но оно по-разному звучит на разных официальных языках ЕС. Например, на английском и немецком — Суд, на французском — Трибунал.
Мы будет использоваться второй вариант.
Так же как и Суд, Трибунал заседает в Люксембурге.
Место в системе органов Европейского Союза. Трибунал учрежден в 1989 г. на основании Единого европейского акта в качестве второго органа правосудия ЕС. Статус института Трибунал не получил, хотя de facto является таковым, поскольку решения Трибунала носят юридически обязательный характер. В качестве органа, состоящего в системе Суда Европейского Союза, Трибунал не имеет собственного Статута.
Его юрисдикция определяется специальным решением Совета Европейского Союза (решение Совета от 24 октября 1988 г. «Об учреждении Трибунала первой инстанции» с последующими изменениями и дополнениями), а вопросы внутренней организации и деятельности регулируются одним из разделов Статута Суда ЕС (раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ» ). С другой стороны, Трибунал имеет собственный процессуальный регламент, правила которого не являются точной копией аналогичного документа Суда. В последние годы наметилась тенденция к повышению роли и значения Трибунала в судебной системе Европейского Союза в целом.
Местонахождение.Резиденцией Трибунала, как и Суда, служит г. Люксембург.
Трибунал первой инстанции был учрежден с целью облегчить работу Суда, освободить его от части дел, главным образом, наиболее простых и не влекущих политических последствий. Причины создания Трибунала определили правовой статус данного органа: в основном он сходен со статусом Суда. Одинаков, в частности, порядок формирования (27 членов Трибунала назначаются правительствами государств-членов сроком на 6 лет с аналогичными гарантиями независимости), сходны состав, внутренняя организация, порядок работы и ответственность.
Главные специфические особенности Трибунала по сравнению с Судом заключаются в следующем:
а) в состав Трибунала входят только судьи, здесь нет генеральных адвокатов. Один из судей Трибунала может быть назначен на конкретное дело генеральным адвокатом, но эта возможность используется редко;
б) в Трибунале допускается рассмотрение и разрешение отдельных дел единолично судьями (в Суде принцип коллегиальности не знает исключений).
Юрисдикция Трибунала носит производный характер: к ней отнесены дела, которые были переданы Трибуналу из юрисдикции Суда Европейского Союза (в текстах учредительных договоров они по-прежнему закреплены за Судом, который рассматривает их сейчас по второй инстанции).
В настоящее время Трибуналу подсудны только дела прямой юрисдикции, истцами в которых выступают физические и юридические лица, а именно: иски к институтам Союза и ЕЦБ, которые подаются физическими и юридическими лицами (если истец — государство-член или институт, то дело, как и ранее, по первой инстанции поступает непосредственно в Суд).
Решения Трибунала могут быть обжалованы в Суд, который в таком случае выступает в роли кассационной инстанции (обжалование допускается только «по вопросам права»).
Специализированные трибуналы.Специализированные трибуналы — это новое звено судебной власти Европейского Союза, создание которого впервые предусмотрено Ниццким договором 2001 г. (ст. 257 ДФЕС).
Цель создания специализированных трибуналов уже указывалась в начале параграфа — разгрузить Суд и Трибунал, которые в последние годы оказались буквально «завалены» делами.
Из нескольких вариантов решения проблемы (разделить Суд на Верховный и Конституционный, создать вместо одного несколько трибуналов первой инстанции с территориальной подсудностью, по одному на каждое государство-член или на несколько государств и др.) был избран самый гибкий путь — образовать третье звено судебной системы, состоящее из судов специальной юрисдикции.
Эти трибуналы учреждаются решением Совета Европейского Союза на основании предложения Комиссии или по запросу Суда. В этом решении должны быть установлены, в частности, состав и круг дел, относимых к юрисдикции конкретной судебной палаты. Члены судебных палат назначаются Советом из числа лиц, которые обладают полной независимостью и соответствуют требованиям для занятия судебных должностей.
Юрисдикция специализированных трибуналов должна быть установлена в решении об их учреждении. В числе первых, был создан Специализированный трибунал по рассмотрению служебных споров (ранее подсудных Трибуналу). Количество специализированных трибуналов не ограничивается. В конце 2004 г. Решением Совета 2004/752/ЕС от 2 ноября 2004 г. был учрежден первый и единственный пока Специализированный трибунал — Трибунал по делам публичной службы, приступивший к работе в 2006 г. Обсуждаются проекты создания аналогичного трибунала по патентным спорам.
Таким образом, в отличие от первого (Суд) и второго (Трибунал), третье звено судебной системы Европейского Союза (специализированные трибуналы) будет включать множество судебных органов, число которых со временем может стать весьма значительным. Специализация позволит существенно поднять профессиональный уровень судов первой инстанции и ускорить сроки рассмотрения дел.
Кассационной инстанцией для специализированных трибуналов после вступления в силу Лиссабонского договора стал Трибунал, который, совершенно обоснованно переименован (ибо кассационная инстанция, уже не может быть первой по определению).
Сложившаяся в Европейском Союзе трехзвенная судебная система по своим качественным характеристикам, целям, задачам, методам, и функциям все более напоминает трехзвенную правовую систему «обычного» государства, только перенесенную на наднациональный уровень. Этот вопрос заслуживает обстоятельного исследования.