Вопрос 3. Трибунал (первой инстанции) и специализированные трибуналы Европейского Союза.

Второй орган правосудия Европейского Союза имеет после вступления в силу Лиссабонского договора в прин­ципе одно название, но оно по-разному звучит на разных офици­альных языках ЕС. Например, на английском и немецком — Суд, на французском — Трибунал.

Мы будет использоваться второй вариант.

Так же как и Суд, Трибунал заседает в Люксембурге.

Место в системе органов Европейского Союза. Трибунал учрежден в 1989 г. на основании Единого европейского акта в ка­честве второго органа правосудия ЕС. Статус института Трибу­нал не получил, хотя de facto является таковым, поскольку реше­ния Трибунала носят юридически обязательный характер. В ка­честве органа, состоящего в системе Суда Европейского Союза, Трибунал не имеет собственного Статута.

Его юрисдикция определяется специальным решением Сове­та Европейского Союза (решение Совета от 24 октября 1988 г. «Об учреждении Трибунала первой инстанции» с последующи­ми изменениями и дополнениями), а вопросы внутренней орга­низации и деятельности регулируются одним из разделов Стату­та Суда ЕС (раздел IV «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ» ). С другой стороны, Трибунал имеет собственный процессуальный регламент, правила которого не являются точ­ной копией аналогичного документа Суда. В последние годы на­метилась тенденция к повышению роли и значения Трибунала в судебной системе Европейского Союза в целом.

Местонахождение.Резиденцией Трибунала, как и Суда, служит г. Люксембург.

Трибунал первой инстанции был учрежден с целью облегчить работу Суда, освободить его от части дел, главным образом, наи­более простых и не влекущих политических последствий. При­чины создания Трибунала определили правовой статус данного органа: в основном он сходен со статусом Суда. Одинаков, в част­ности, порядок формирования (27 членов Трибунала назначают­ся правительствами государств-членов сроком на 6 лет с анало­гичными гарантиями независимости), сходны состав, внутрен­няя организация, порядок работы и ответственность.

Главные специфические особенности Трибунала по сравне­нию с Судом заключаются в следующем:

а) в состав Трибунала входят только судьи, здесь нет гене­ральных адвокатов. Один из судей Трибунала может быть назна­чен на конкретное дело генеральным адвокатом, но эта возмож­ность используется редко;

б) в Трибунале допускается рассмотрение и разрешение от­дельных дел единолично судьями (в Суде принцип коллегиаль­ности не знает исключений).

Юрисдикция Трибунала носит производный характер: к ней отнесены дела, которые были переданы Трибуналу из юрисдик­ции Суда Европейского Союза (в текстах учредительных догово­ров они по-прежнему закреплены за Судом, который рассматри­вает их сейчас по второй инстанции).

В настоящее время Трибуналу подсудны только дела прямой юрисдикции, истцами в которых выступают физические и юри­дические лица, а именно: иски к институтам Союза и ЕЦБ, кото­рые подаются физическими и юридическими лицами (если ис­тец — государство-член или институт, то дело, как и ранее, по первой инстанции поступает непосредственно в Суд).

Решения Трибунала могут быть обжалованы в Суд, который в таком случае выступает в роли кассационной инстанции (об­жалование допускается только «по вопросам права»).

Специализированные трибуналы.Специализированные трибуналы — это новое звено судебной власти Европейского Со­юза, создание которого впервые предусмотрено Ниццким дого­вором 2001 г. (ст. 257 ДФЕС).

Цель создания специализированных трибуналов уже указы­валась в начале параграфа — разгрузить Суд и Трибунал, кото­рые в последние годы оказались буквально «завалены» делами.

Из нескольких вариантов решения проблемы (разделить Суд на Верховный и Конституционный, создать вместо одного не­сколько трибуналов первой инстанции с территориальной под­судностью, по одному на каждое государство-член или на не­сколько государств и др.) был избран самый гибкий путь — об­разовать третье звено судебной системы, состоящее из судов специальной юрисдикции.

Эти трибуналы учреждаются решением Совета Европейско­го Союза на основании предложения Комиссии или по запросу Суда. В этом решении должны быть установлены, в частности, состав и круг дел, относимых к юрисдикции конкретной судеб­ной палаты. Члены судебных палат назначаются Советом из чис­ла лиц, которые обладают полной независимостью и соответ­ствуют требованиям для занятия судебных должностей.

Юрисдикция специализированных трибуналов должна быть установлена в решении об их учреждении. В числе первых, был создан Специализированный трибунал по рассмотрению слу­жебных споров (ранее подсудных Трибуналу). Количество спе­циализированных трибуналов не ограничивается. В конце 2004 г. Решением Совета 2004/752/ЕС от 2 ноября 2004 г. был учреж­ден первый и единственный пока Специализированный трибу­нал — Трибунал по делам публичной службы, приступивший к работе в 2006 г. Обсуждаются проекты создания аналогичного трибунала по патентным спорам.

Таким образом, в отличие от первого (Суд) и второго (Трибу­нал), третье звено судебной системы Европейского Союза (специа­лизированные трибуналы) будет включать множество судебных органов, число которых со временем может стать весьма значитель­ным. Специализация позволит существенно поднять профессио­нальный уровень судов первой инстанции и ускорить сроки рас­смотрения дел.

Кассационной инстанцией для специализированных трибуна­лов после вступления в силу Лиссабонского договора стал Трибунал, который, совершенно обоснованно переименован (ибо кассацион­ная инстанция, уже не может быть первой по определению).

Сложившаяся в Европейском Союзе трехзвенная судебная система по своим качественным характеристикам, целям, зада­чам, методам, и функциям все более напоминает трехзвенную правовую систему «обычного» государства, только перенесен­ную на наднациональный уровень. Этот вопрос заслуживает об­стоятельного исследования.