Отечественный опыт управления качеством

Системно-комплексный подход к организации работ по управлению качеством в нашей стране начал разрываться с середины 50-х годов прошлого века.

Система: элемент, структура, взаимодействие

Целостность системы (эмерджентность).

Напр. Семья и Группа

Аддетивность

Комплекс:

 

Системный подход к качеству-

Комплексный подход к качеству-охватить все возможные стадии жизненного цикла продукции

 

Была создана система БИП. Система для без дефектного изготовление продукции (БИП)

и сдачи её ОТК (отдела технического контроля) или Заказчику с первого предъявление.

Основное внимание было сосредоточено на создание условий, обеспечивающих изготовление продукции без отклонения от требований технической документации. В основе системы лежала количественная оценка качества труда, которая характеризовалась процентом сдачи продукции с первого предъявления. Она (оценка) охватывала рабочее место, бригаду, участок, цех и предприятие в целом. (Линейное управление) Сквозной показатель охватывает всю вертикаль.

Система БИП охватывала только 1 стадию жизненного цикла – стадию производства.

 

 

Система КАНАРСПИ. (Качество, надежность, ресурс с первых изделий). Система была направлена на создание условий, обеспечивающих высокий уровень конструкторских и технологической подготовки производства и получения в кратчайшие сроки требуемого качества продукции начиная с первых промышленных образцов. Основной задачей системы было – выявление в допроизводственный период максимального числа видов дефектов изделий и вызвавших их систем. Изделия, прошедшие подобную конструктивную обработку, имели вдвое меньше дефектов, чем не прошедшую ее. В системе КАНАРСПИ эксплуатация рассматривалась как этап формирования обратной связи для накопления информации при проектировании новых изделий.

Типичный образец положительной обратной связи.

Система КАНАРСПИ охватила 2 стадии жизненного цикла – этап проектирования и этап производства.

 

Макет (внешний вид) и модель (описывает процесс).

 

Положительная обратная связь – перевод системы в иное состояние

Отрицательная обратная связь – необходима для стабилизации процесса.

 

Система НОРМ. – научна организация работ по увеличению моторесурсов.

Эта система характерна тем, что впервые за критерии качества был принят технический параметр продукции – моторесурс двигателя.

В основу системы были положены принципы последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и его планомерного увеличения на базе повышения надежности и долговечностей частей, лимитирующих моторесурсы.

Система норм охватила стадии разработки, производства, эксплуатации и ремонта

 

СПУ

Системные методы

 

КС УКП – Качественная система

Первая система, в которой в качестве организационно-методической основы принимались стандарты организации.

 

Стандарты на организацию

ОГБ
ПЭО (планово-экономический отдел)
УКП
Специальная функция управления
Специальная функция управления
Специальная функция управления
ОГиЗ

 

 


 

УР
УСР средой
УООС
УИН Инновациями

 


Стандарты предприятия позволяют учитывать характер выпускаемой продукции, особенности её производства, организационно-технический уровень предприятия, его специализацию, квалификацию персонала и другие факторы

КС УКП представляло собой совокупность управляющих органов и объектов управления взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств с управлением качеством на уровне предприятия.

В КС УКП использовались методы системного анализа, программно-целевого управления, спец . функции управления и др.

 

Программно-целевое управление

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

 

США

ЯПОНИЯ

 

США

Управление качеством в Соединенных штатах базируется в основном на жесткой системе испытаний и глубоком анализе причин отказов изделий и введением соответствующих корректирующих воздействий.

Используемые в США методы по УК отражают тенденцию к быстрой сменяемости поколений продукции , когда в серийное производство запускается изделие, не прошедшее длительный срок отработки, поэтому поставщики вынуждены гарантировать высокое качество их продукции путем проведения жестких испытаний в сочетании с глубоким изучением неудачных образцов.

 

В 1989 г. В США начались работы по TQM, которая была сформирована на базе статистических методах управ ления качеством и явилась фундаментальной базой в управлении качеством в США.

 

Япония

В этой стране определяющее внимание уделяется обеспечению высокого технического уровня и качеству продукции ещё на стадии разработки и освоении серийного производства. Этот период имеет иногда довольно большую длительность, поэтому фирмы внедряют разработку большое число различных технических новинок, в том числе и по зарубежным лицензиям.

 

Тщательная отработка конструкции и технологии позволяет в процессе производства сократить число технологических испытаний и контрольных операций и перенести основное внимание на обеспечение высокого качества на каждом рабочем месте. Большое значение имеют социально-экономические аспекты, учитывающие психологические факторы, а именно: конкуренция среди сотрудников, моральное и материальное поощрение, обучение и самообучение, увольнение сотрудников, допускающих систематические промахи и практическая невозможность для них найти новую работу.

Характерной особенностью японской промышленностью является работа кружков, в состав которых входит ПО ЛИЧНОЙ ИНИЦИАТИВЕ рабочие и представители ИТР.

 

ЕВРОПА

 

В ряде стран Европы существует система управления качеством, имеющая специфические формы и охватывающая различные уровни управления.

Общефирменное управление качеством сочетается с управлением качеством на уровне отдельного предприятия.

В некоторых странах, особенно Скандинавских, некоторые функции управления качеством вынесены на общегосударственный уровень.

Концентрированный европейский уровень управления качеством нашел отражение в международных стандартах сери 9 000.

Во многих странах (Великобритания, Швеция, Германия, Франция и др.) эти стандарты приняты в качестве национальных. В зарубежной практике стандарты серии 9 000 применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве модели для обеспечения качества у поставщика.

Наличие системы качества рассматривается как высокая гарантия того, что поставщик способен выполнить условия контракта и обеспечить стабильное качество продукции.


 

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ СО СТАНДАРТАМИ ISO СЕРИИ 9 000

В марте 1985 г ISO (ифн по стандартизации) приняла комплекс стандартов серии 9 000 – управление качеством. В первоначальный комплекс вошли:

 

стандарт ISO 9 000 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством. Руководящие указания по выбору и применениям.

ISO 9 001. Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработки, производстве, монтаже и обслуживании.

ISO 9 002. Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

ISO 9 003. Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаний.

ISO 9 004. Общие руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.

 

остались стандарты:

9001, 9002, 9004

 

В стандартах были сформулированы принципы ск ,актуальные по настоящее время. Прежде всего, это то, что СК создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение целей в области качества, поэтому первичным является формулирование и документальное оформление ВЫСШИМ РУКОВОДСТВОМ политики в области качества.

Руководство должно обеспечить понимание этой политики. Её проведение и внедрение на всех уровнях предприятия.

Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, которые (стадии) в стандартах 9 000 получили наименование «Петля качества», которая состоит из следующих этапов:

1 этап. Маркетинг. Поиск. Изучение рынка.

2 этап. Проектирование или разработка технических требований. Разработка продукции.

3 этап. МТС. Материально-технические

4 этап. Подготовка и разработка производственных процессов

5 этап. Производство.

6 этап. Контроль . проведение испытаний и обследований.

7 этап. Упаковка и хранение

8 этап. Реализация и распределение продукции.

9 этап. Монтаж и эксплуатация. Техническая помощь и обслуживание.

10 этап. Утилизация после использования.

ПО характеру воздействий на этапы «Петли качества» выделяются три направления:

1 Обеспечение качества

2 Управление качеством

3 Улучшение качества

 

У каждого определения 2 редакции -

1987 год

2008 год

 

 

Обеспечение качества (1987 год) представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих условия для выполнения каждого этапа «петли качества» таким образом, чтобы продукция удовлетворяла установленным требованиям к качеству.

Обеспечение качества (2008 год) часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

 

Управление качеством (1987 год) представляет собой методы и деятельность оперативного характера, заключающиеся в выявлении различного рода несоответствий в продукции, в производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий и вызвавших их причин.

Управление качеством(2008 год) часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены.

Улучшение качества *(1987 год) – деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции.

Улучшение качества *(2008 год) – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству

 

Целью постоянного улучшения качества является:

Либо улучшение параметров продукции

Либо повышение стабильности изготовления

Либо снижение издержек

 

 

1994 год – следующая версия стандартов

Тогда были приняты 4 части стандартов 9 000 и 9 004.

9 000: В стандарте 9 000 появилась 3-я часть

9 004: появилась 2-я часть

 

15 декабря 2000 года – следующая редакция. Она включила стандарт 9 000. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

9 001 . Система менеджмента качества.

9 004 . Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.

 

В настоящее время действует редакция стандартов от 15 ноября 2008 года, которая включает в себя стандарты с теми же наименованиями.

 

 

2008 год – посл версия

 

Стандарт СистемаМенеджментаКачества – устанавливает для них терминологию

 

Стандарт 9001 – определяется требования к СМК для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставить продукцию, отвечающую требованиям потребителей, а также других заинтересованных сторон.

Стандарт 9 004 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность систем менеджмента. Его целью является улучшение деятельности организации в целях удовлетворения потребителей.

 

Результативность

Эффективность

HACCP

Критические контрольные точки

 

 

Под качеством в стандартах 9 000 версии 2008 года понимается степень соответствия присущих характеристик требованиям.

 

Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности ожидания и требования заинтересованных сторон.

Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, использованием ресурсов, окружающей средой, охраной труда и безопасности.

Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с СМК в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это облегчает планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общ эф.

Для создания смк требуется стратегическое решение общего руководства.


 

ЛЕКЦИЯ 4

…СМК:

…для измерения результативности и эффективности каждого процесса

Определение средств, необходимых для определение несоответствий и устранения их причин

Разработка и применение процесса для постоянного улучшения СМК

СМК(система менеджмента качества) должна быть задокументированна.

Организационно-методической основой СМК должны быть стандарты организации. (процессы)

Документация СМК включает:

· Документально оформленная политика и цели организации в области качества.

· Руководство по качеству

· Документированные процедуры, необходимые для функционирования СМК

· Документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

Обязанностью высшего руководства организации является обеспечения свидетельства по СМК, а также деятельности по постоянному повышению эффективности СМК посредством:

o доведения до сведения всех сотрудников важности выполнения требований потребителей и законодательно установленных обязательных требований.

o Разработки политики в области качества

o Обеспечения разработки целей в области качества

o Обеспечение организации необходимыми ресурсами

Ресурсами, необходимыми для внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК, являются:

ü Человеческий ресурс, т.е. работники предприятия

ü Инфраструктура

ü Производственная среда

ü Информация

ü Поставщики и партнеры

ü Природные ресурсы

ü Финансовые ресурсы

 

Инфраструктура включает следующие элементы:

v Здания, рабочие пространства и связанные с ним, Средства труда

v Оборудование для процессов, включая технические и программные средства, информационные и коммуникационные технологии

v Службы обеспечения (транспорт, связь ит.д.)

СМК в соответствии со стандартами 9 000 версии 2008 года разрабатываются и функционируют исходя из 8-ми принципов:

1. Ориентация на потребителей

(организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Соблюдение данного принципа дает возможность:

1) Увеличить доходы и долю на рынке посредством гибкого реагирования на запросы потребителей.

2) Повысить результативность использования ресурсов с целью содействия удовлетворенности потребителей

3) Улучшить отношение потребителей к организации, что делает их постоянными заказчиками)

2. Лидерство руководителей

(Руководители обеспечивают единство целей и направление деятельности организацию Они должны создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть вовлечены в решение задач организации.

Соблюдение данного принципа дает возможность:

1) Понимание работниками целей организации и наличие стимулов для их выполнения

2) Деятельность работников оценивается и организуется унифицированным способом)

3) Обмен информации между уровнями управления оптимизируется и способствует достижению целей организации

3. Вовлечение работающих

(Работники всех уровней составляют основу организации и их полное вовлечение дает возможность с выгодой использовать их способности.

Соблюдение данного принципа дает возможности:

1) Повысить мотивацию работников в соответствии с их обязанностями вовлечением в деятельность организации

2) Раскрыть творческий потенциал работников, содействующие достижения целей организации

3) Работники стремятся участвовать в процессе постоянного улучшения деятельности организации и увеличивать свой личный вклад в общее дело)

4. Процессный подход

(Желательный результат достигается эффективнее, если деятельностью и советующими ресурсами управлять как процессом. В стандарте 9 000 версии 2008 года процесс определен как - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы/выходы.

X
 
А
X

 


Вход в процесс обычно является выходом из другого процесса. Процессы в организациях планируются и осуществляются с целью добавления ценности. Входы и выходы могут быть как материальные, так и нематериальные и включают: оборудование, материалы, компоненты, энергию, информацию, идр. Чтобы осуществить действие, входящее в процесс – необходимо распределить соответствующие ресурсы.

PDCA

Plan Do Check Act

Планирование Осуществление Проверка Действие

Был разработан Шухартом и был адаптирован Э.Деминг и получил наименование Цикл Демнинг.

Концепция PDCA присутствует во всех областях деятельности организации и применяется сознательно или несознательно, официально или неофициально.

В СМК PDCA является динамичным циклом, который может быть развернут в каждом процессе организации и в системе процессов в целом.

Цикл связан с планированием, осуществлением, управлением и постоянным улучшением как процессов ЖЦП (жизненного цикла продукции), так и других процессов в СМК.

Применяя концепцию PDCA можно поддерживать и постоянно улучшать возможности процессов.

В стандарте 9001 дается следующее толкование цикла PDCA:

Планирование – это разработка целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованием потребителей и политикой организации.

Осуществление – внедрение процессов

Проверка – это постоянный контроль и измерение процессов и продукции по сравнению с целями и требованиями на продукцию и информированием о результатов.

Действие – постоянное улучшение показателей процесса.

Соблюдение этих принципов дает возможность:

1) Снизить затраты и продолжительность циклов посредством более результативного использования ресурсов

2) Улучшать. Согласовывать и предсказывать результаты

3) Сфокусировать внимание на возможностях улучшения и расстановки их (возможностей) по приоритетам

Всеобщая наука об управлении – кибернетика

5. Системный подход к менеджменту

(Выявление. Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействует результативности организации при достижении ее целей.

Процессы, необходимые для СМК, охватывают не только процессы ЖЦП (жизненного цикла продукции),но также многочисленные процессы менеджмента, мониторинга идр., включая менеджмент ресурсов, обмен информацией, внутренний аудит, анализ со стороны руководства идр. процессы)

…выявляет, что потребители играют существенную роль при определении требований как входы в процессы. Обратная связь от потребителей об удовлетворенности или неудовлетворенности выхода является существенным входом в процесс постоянного улучшения деятельности.

При документировании процессов учитываются следующие факторы:

1) Воздействие на качество

2) Риск неудовлетворенности потребителей

3) Законодательно установленные требования

4) Экономические риски

 

Результативность и эффективность

Компетентность персонала

Сложность процессов

После выявления необходимости документирования процессов, могут использоваться различные методы: графические изображения, схемы…

Соблюдение этого принципа дает возможность интегрировать и выравнивать процессы, которые лучше всего будут способствовать достижению результатов.

2. Возможность сосредоточения усилий на основных процессов

3. обеспечивать в согласованности эффективности и результативности деятельности организации

6. Принцип постоянного улучшения

(Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель. Соблюдение принципа дает возможность:

1. Получать преимущества деятельности через повышение возможностей организации

2. Выравнивать улучшение деятельности на всех уровнях в соответствии со стратегическими Целями организации

3. Гибкость и быстрота реагирования на благоприятные возможности

4. Процесс постоянного улучшения продукции является задачей каждого работника организации

 

7. Принятие решений, основанных на фактах

(На анализе данных и информации.

Соблюдение данного принципа дает возможность:

1) Принимать решения, обеспеченные информацией)

Данные – более широкое понятие

Информация

Возрастает способность подтвердить результативность ранее принятых решений посредством ссылок на фактически зарегистрированные данные

Возрастает способность к анализу, выражению сомнений и решений

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы и отношения взаимной выгоды повышают способности обеих сторон создавать ценности.

Соблюдение принципа дает возможности:

- возрастает способность обеих сторон создавать ценности

- гибкость и быстрота совместных ответов на изменения рынка или потребностей и ожиданий потребителей

 

УЧЕТ… И ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

В стандартах 9000

В стандартах версии 87 года указывается, что основной целью отчетов о затратах на качество является предоставление данных для оценки эффективности и создание основы для внутреннего совершенствования СМК

В стандартах версии 2008 года зафиксировано, что повышение результативности и эффективности СМК положительно сказывается на финансовых результатах организации

Затраты на обеспечение качества представляют собой суммарные затраты по всем мероприятиям, осуществляемым на предприятии и направленным на обеспечение качества выпускаемой продукции.

Целью анализа затрат является экономическое обоснование принимаемых решений

Анализ затрат проводится в следующих направлениях:

1 Анализ эффективности мероприятий, направленных на обеспечение качества, в том числе создание и функционирование СМК

2. Оценка влияния изменения кач-ва продукции на конечные результаты деятельности организации

3. Усиление контроля за рациональным использованием ресурсов, расходуемых на мероприятиях по обеспечению качества

Определение затрат базируется на действующей бухгалтерской отчетности предприятия и строится на принципах, позволяющих выделить затраты на кач-во из общих затрат предприятия, группируемых на его балансовых счетах

 

Для определения величины затрат, необходимых …нужно решить

Эк. И информационные задачи:

1) Выделить виды работ, направленные на обеспечение кач-ва и структурные подразделения предприятия, выполняющие эти работы

2) Определить составляющие затрат и методы их расчетов

3) Разработать формы первичной учетной …..по информации, необходимой для определения затрат.

В целях систематизации затраты на кач-во делятся на 3 группы:

1) Затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов (предупредительные затраты0

2) Затраты, связанные с выделением дефектов и их причин (оценочные затраты, включающие также затраты на оценку кач-ва выпускаемой продукции и …..

3) Потери, связанные с выявленными дефектами продукции (затраты на брак). Включают затраты на исправление дефектов в процессе производства (внутренний брак) и затраты у потребителей (внешний брак)

 

В состав предупредительных затрат входят:

Предупредительный ремонт оборудования

Повышение квалификации кадров

Повышение производственной среды

В оценочные входят:

Затраты на технический контроль

Анализ дефектов и их причин

Затраты на подтверждение

Затраты на брак:

Затраты на внутренний брак, выявленный до отправки продукции потребителю и включает исправление брака, внесение изменений в конструкций

Затраты на внешний брак

Запасные части, компенсации по рискам, связанные с юридической ответственностью за ущерб

Указанные три группы затрат связаны между собой таким образом, что увеличение (уменьшение) одних вызывает уменьшение(увеличение) других

Например увеличение затрат на профилактические мероприятия снижают затраты на брак.

Затраты на обеспечение кач-ва представляют собой сумму затрат по всем мероприятиям на обеспечение кач-ва продукции+затраты на брак.

Заработная плата.

2. Сырье, материалы, полуфабрикаты основного производства

3. Вспомогательные материалы

4. Возмещение износа инструментов и приспособлений

5¸Амортизационные отчислений

6. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

7. Прочие затраты

Базовым элементов для определения затрат является з/п исполнителей.

Выделяются 4 категории исполнителей мероприятия:

1. Основные производственные рабочие

2. Работники вспомогательного производства

3. Вспомогательные рабочие и специалисты основных цехов по производству продукции.

4. Специалисты завода управления

 

ППП –

АУП – административно-управленческий персонал

 

Определение суммарных затрат на …базируется на расчете з/п по каждой категории исполнителей, участвующих в выполнении данного мероприятия.

 

Сбор информации, необходимой для… осуществляется ежеквартально следующими подразделениями:

Бухгалтерия:

Собирает исходные данные, содержащие на балансовых счетах по основным цехам

Собирает исходные данные по браку, содержащиеся на балансовых счетах

 

Калькулирует себестоимость данного вида продукции

 

Отдел труда и з/п платы

Определяет процент дополнительной з/п, связанной с выполнением мероприятий

Численность работников предприятия по выделенным категориям

Среднемесячная з/п работников

Фонд рабочего времени

 

Остальные цехи

Составляют перечень выполненных мероприятий и трудоемкость их выполнения по выделенным категориям работающих

Собранная информация передается в ОУК (отдел управления качеством), для последующей обработки и анализа

Анализ осуществляется по следующим направлениям:

Анализ структуры затрат по выделенным классификационным группам

Анализ распределения затрат по статьям калькуляции.

Оценка соотношения групп затрат между собой и их доли в общих затратах на кач-во осуществляется на основе данных, полученных в результате расчета стоимости мероприятий на обеспечение качества.

 

Кривые:

1.кривая предотвращения дефектов (сумма предупредительных и оценочных затрат)

2. затраты на брак

Пересечение точки А = точки безубыточности. В ней затраты предотвращения дефектов = затраты на брак. Положение точки А на графике зависит от определение затрат по выделенным группам.

При увеличении затрат на предотвращение дефектов – точка безубыточности смещается влево и это означает, что равновесие наступает быстрее.

Если предприятие находится правее точки А – это означает, что среди затрат на обеспечение кач-ва – есть избыточные.

Анализ графика позволяет целенаправленно формировать план мероприятий по обеспечению кач-ва и концентрировать внимание на нерешенных проблемах по предупреждению и оценке дефектов, а также по контролю за браком.

В соответствии с общепринятой тенденцией следует стремится к обеспечению между предупредительными затратами как 3 к 1.

На основании проведенного анализа можно оценить как долю затрат на обеспечение кач-ва в общих затратах предприятия, так и долю каждой статьи затрат на обеспечение кач-ва в соответствующих затрат калькуляции.

В целях обеспечения стабильности кач-ва выпускаемой продукции доля затрат на кач-во себестоимости должна быть не менее 15%.

Если она меньше, то необходимо предусмотреть дополнительные мероприятия, направленные на предотвращение дефектов.


ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧ-ВОМ

Сэ – соответствие требованиям Европейской директивы

Понятие технического регулирования вошло в обращение с 1 июля 2003 года, когда вступил в силу принятый 27 декабря 2002 года закон о техническом регулировании.

Техническое регулирование включает в себя 2 направления деятельности:


 

Поскольку требования могут носить обязательный и добровольный характер, то и деятельность по техническому регулированию может осуществляться в обязательной (законодательно регулируемой сфере и в добровольный)

В документе международной организации по стандартизации (ИСО) , который называется «Руководство 2» определено понятие регламент, которым является документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.

Технический регламент – это регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения себя в содержание этих документов.

Техническое регулирование – это установление правовых отношений между субъектами рынка в целях предотвращения поступления на рынок недоброкачественной (недостаток товара) потенциально опасной (существенный недостаток товара)фальсифицированной (450 гр вместо 500 = качественная, количественная и ценовая) и контрафактной продукции (бренд, не имея на то прав), а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей путем установления обязательных и добровольных требований к продукции и осуществление мероприятий по оценке ее соответствия этим требованиям.

Взаимодействие производителей, приобретателей и продавцов на рынке – это , во многом противоречивый процесс. Главное состоит в том, что необходимо обеспечить с одной стороны жизнь и здоровье граждан и охрану окружающей среды, а с другой – свободное перемещение товаров по экономической территории, т.е. отсутствие необоснованных барьеров. Поиск равновесия в этой области является важнейшей задачей гос-ва, решение которой в значительной степени достигается эффективностью функционирования системы технического регулирования.

Технические регламенты

Технический регламент – документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования и принятый:

1. Международным договором РФ

2. Указ Президента

3. Постановление Правительства

4. Федеральный закон

5. Федеральный орган по техническому регулированию (МИНПРОМТОРГ)

 

В «руководстве 2» под обязательными требованиями понимается требование нормативного документа, подлежащее обязательному выполнению с целью достижения соответствия этому документу.

Понятие требование определено как положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.

Термин обязательное требование употребляется применительно к требованиям, которое является обязательным в соответствии с законом или регламентом.

Законодательством установлено, что обязательными являются только те требования к продукции или связанными с продукцией процессами ее жизненного цикла, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья человека, имущество физических и юридических лиц, а также гос-ого и муниципального, безопасность окружающей среды, жизнь и здоровье животных и растений.

обязательными к упаковке, маркировке или этикеткам, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации (установление тождественности) и и требования к терминологии, которые включены в технический регламент

Обязательные требования технических регламентов устанавливаются с учетом степени риска причинения вреда. Под вредом в ГК РФ понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего и(или) умалении нематериального блага (жизни, здоровья) . Риск – это вероятность причинения вреда с учетом тяжести того вреда. В руководстве 51. «Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты.» Безопасность определяется как отсутствие недопустимого риска.

По результатам анализа использование различных видов продукции на всех стадиях ЖЦП сформирован перечень видов опасностей, на которые в технических регламентах устанавливаются требования: безопасность излучений, биологическая, взрыва, механическая, пожарная, промышленная, термическая, химическая, электрическая, ядерная и радиационная, Электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, Единство измерений, а также другие виды безопасности, соответствующие целям технического регулирования.

При установлении обязательных требований, учитываются следующие факторы:

1. Функциональное назначение и условие использования продукции

2. Требование потребителей

3. Характер факторов, определяющих вид вредных воздействий.

4. Факторы риска возникновения опасности.

5. Физические и иные причины возникновения опасности.

Типовое содержание технического регламента включает:

- Способ установление требований (прямо или через ссылочные методы)

Область применения технического регламента и объекты технического регулирования.

Общие понятия.

Общие положения, касающиеся размещения продукции на территории РФ

Требование к продукции

Применение стандартов. Презумпция соответствия

Подтверждение соответствия

Государственный контроль надзор

Заключительное положение и приложения.


 

Лекция 5

Стандартизация

Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг

 

Стандартизация в России осуществляется в соответствии с принципами:

1. Добровольность применения стандартов

2. Максимальный учет при разработке стандартов в законных интересах заинтересованных лиц

3. Применение международных стандартов как основы для разработки национальных.

4. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо (речь идет о технических барьерах в торговле)

5. Недопустимость разработки стандартов, противоречащих требованиям технических регламентов

6. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов

 

Под стандартом понимается документ, принятый органом по стандартизации.

Существуют следующие категории стандартов:

ü Международные (ISO)

ü Региональные (несколько стран, например CEN)

ü Национальные ГОСТ Р

ü Стандарты организации

Под применением стандарта применяется его использование в различных видах деятельности: в производстве, в торговле,…

 

Методы стандартизации

Исходя из определения стандартизации (упорядочение в определенной области) невозможно без предварительной классификации исходного множества объектов стандартизации.

Под классификацией понимается распределение объектов или явлений на группы, классы ит.д. по наиболее общим характерным признакам. Иными словами, классификация является операцией деления понятия или множества объектов по определённому признаку на непересекающиеся классы. Существует иерархический и фасетный (от лат.-грань)методы классификации.

При иерархической классификации в группировке вышестоящего уровня выделяется по более существенным основаниям, чем группировки нижестоящего.

При фасетной классификации объекты распределяются по независимым друг от друга принципам.

Многократно в определенной области можно использовать только ограниченное число объектов. Для определения этого множества используется метод стандартизации, получивший наименование симплификация (упрощение).

Под симплификацией понимается процесс простого сокращения числа типов или других разновидностей продукции до количества технически и экономически необходимого для удовлетворения потребностей.