Вопрос 1. Суд ЕС: порядок формирования, внутренняя организация и процедура рассмотрения и разрешения дел.
Наряду с рассмотренными выше «политическими» институтами учредительными договорами сначала ЕОУС, а затем ЕЭС и Евратома, был создан орган судебной власти Сообществ, призванный в рамках своей обязательной юрисдикции, в том числе по искам граждан, обеспечивать соблюдение права при толковании и применении Договоров (пар. 1 ст. 19 ДЕС), — Суд.
Роль Суда в развитии Союза и его правовой системы заслуживает самой высокой оценки. Оглядываясь назад, в 1952 г., когда этот орган приступил к работе, можно с полным основанием утверждать, что и Союз, и его право были бы другими — менее развитыми, менее демократичными, обладающими меньшей компетенцией, менее авторитетными, не будь в системе его институтов такого органа, как Суд. Он продолжает оставаться одним из самых активных и авторитетных «двигателей» интеграционных процессов во всех сферах жизни народов Союза. Повышению авторитета и влияния Суда будут способствовать изменения, внесенные Лиссабонским договором.
Суд заседает в Люксембурге.
Состав и порядок формирования. Состав Суда образуется из двух категорий членов. Одна — судьи; вторая — генеральные адвокаты. Последние имеют особый круг задач: они содействуют Суду в разрешении дел (пар. 2 ст. 19 ДЕС), проводя собственное независимое расследование обстоятельств дела и представляя свои выводы на заключительном этапе судебного заседания (подробнее см. ниже). В остальном и судьи, и генеральные адвокаты обладают единым личным статусом, образуя вместе корпус членов Европейского суда. Всего в состав Суда входят в настоящее время 27 судей и 11 генеральных адвокатов.
В соответствии с ДФЕС число генеральных адвокатов составляет 8 человек. Как показывает практика, этого числа генеральных адвокатов недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен 1 генеральный адвокат. В этой связи ДФЕС (ст. 252) допускает возможность увеличения числа генеральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Вместе с тем, современный состав в 11 генеральных адвокатов утвержден Декларацией № 38 к Лиссабонскому договору. Совет еще не принимал формального решения об увеличении их числа.
И судьи, и генеральные адвокаты выбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений, и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения на высшие судейские должности в своих странах, или являться юрисконсультами, компетентность которых общепризнанна.
Каждое государство-член имеет в Суде «своего» гражданина- судью в соответствии с (пар. 2 ст. 19 ДЕС) ДЕС. Судейский корпус ЕС формируется путем «кооптации» правительством каждого государства одного из собственных граждан, обладающего соответствующей квалификацией, а получение «общего согласия» имеет чисто формально значение. Поэтому соответствующее решение обычно принимается в ходе заседания COREPER.
Что касается корпуса генеральных адвокатов, то после вступления в силу Лиссабонского договора было решено сохранить за шестью крупнейшими странами ЕС — Великобританией, Испанией, Италией, Францией, ФРГ и Польшей — по одному постоянному адвокату, а остальные 3 вакансии будут поочередно заниматься гражданами других стран Союза в алфавитном порядке.
В этой связи основополагающее значение приобретает проблема обеспечения независимости членов Суда, в том числе от назначивших их правительств. С этой целью Статут Суда ЕС устанавливает следующие основные гарантии их независимости (рис. 34).
Несменяемость судей и генеральных адвокатов. Отстранение от должности судьи или адвоката возможно исключительно на основании единогласного, без учета голоса заинтересованного судьи или адвоката, решения Суда на пленарном заседании. Принудительная отставка допускается при несоответствии «требуемым условиям» или «невыполнении обязанностей, вытекающих из его должности».
Несовместимость должностей состоит в запрете занимать «любые политические и административные должности» или «иметь иное место работы, оплачиваемое или нет». Из этого правила «в исключительных случаях» допускаются изъятия, например для преподавательской деятельности. Соответствующее индивидуальное разрешение должно быть утверждено Советом. Вступая в должность, судьи и юридические советники в своей присяге дают торжественное обещание не нарушать данного запрета, а также проявлять добропорядочность и предусмотрительность в период пребывания в должности или получении выгод после выхода в отставку.
Судейский иммунитет, в том числе иммунитет от уголовного преследования. В отношении действий, связанных с исполнением своих обязанностей, в том числе устных и письменных заявлений, последний сохраняется и после прекращения полномочий судьи или генерального адвоката. Только Суд на пленарном заседании вправе принять решение о снятии иммунитета в отношении любого действующего или бывшего его члена (ст. 2—6, 8 Статута Суда ЕС).
Как показывает практика, вышеперечисленные гарантии послужили эффективным средством обеспечения реальной независимости Суда и его членов. Главную роль в достижении этого положения сыграл другой важный принцип — принцип тайны совещания Суда (ст. 2 Статута), о котором будет сказано ниже.
Срок полномочий Европейского суда — 6 лет, хотя ввиду отсутствия запрета на повторное назначение многие его члены нередко занимают свои должности свыше 10 и даже 20 лет. При этом некоторые из них сначала работали генеральными адвокатами, а затем, приобретя на этой должности соответствующий опыт и квалификацию, получили назначение на должность судьи. Обновление состава Суда всегда носит частичный характер и осуществляется каждые 3 года (ст. 253 ДФЕС).
Внутренняя организация.Внутренняя организация (структура) Суда включает 3 основных элемента (рис. 35).
1. Председатель. Судебным системам разных стран известны два способа назначения председателей судов: органом, осуществляющим формирование судейского корпуса, отдельно от остальных судей, и путем избрания Председателя самим судом из своего состава. Последняя модель, как принято считать, в большей мере соответствует принципу независимости судебной власти. Именно она и была избрана в Европейских сообществах: Председатель избирается тайным голосованием судьями из своего со става на 1 /2 срока полномочий Суда, т.е. на 3 года (ст. 253 ДФЕС). Как и рядовые члены Суда, одно и то же лицо нередко избирается на 2 срока и более, поскольку ДФЕС прямо допускает переизбрание Председателя неограниченное число раз.
Председатель осуществляет руководство юрисдикционной деятельностью Суда, в частности созывает пленарные заседания и председательствует на них, распределяет дела между палатами Суда, может приостанавливать производство по делу. Решение административных и технических вопросов, связанных с функционированием Суда, также относится к полномочиям Председателя. Одной из важных его прерогатив является право приостанавливать по инициативе истца исполнение нормативных и индивидуальных актов институтов ЕС, в том числе решений о санкциях, а равно принимать другие меры обеспечения иска.
Первый генеральный адвокат. Аналогично судьям Суд (в полном составе) назначает — в данном случае из числа генеральных адвокатов — Первого генерального адвоката сроком на год. Основной задачей этого должностного лица является распределение поступающих дел между отдельными членами корпуса генеральных адвокатов.
Пленум и палаты. В целях увеличения оперативности в разрешении поступающих дел в рамках Суда создаются структурные подразделения — палаты. Важнейшие дела разрешаются Судом на пленарных заседаниях. Критерии, на основании которых дело подлежит рассмотрению в одной из палат или на пленуме, определяются самим Судом. В то же время, если истцом выступает государство-член или институт Союза, дело обязательно должно разрешаться Судом в полном составе. Тоже самое имеет место, если государство-член или институт ЕС являются участником процесса либо представляют письменные замечания при рассмотрении преюдициальных запросов национальных судов. В этом случае по требованию вышеуказанных лиц дело также должно рассматриваться на пленарном заседании Суда.
Суд также имеет своего секретаря и аппарат.
Процедура рассмотрения и разрешения дел. В качестве хранителя права и вершителя правосудия Европейский суд рассматривает и принимает решения по всем поступающим на его рассмотрение делам в особом процессуальном порядке.
В рамках общей процедуры существует определенное различие при разрешении преюдициальных дел по запросам национальных судов (см. ниже) и остальных вопросов, где Суд непосредственно решает вопросы и права, и факта. В качестве важнейших существенных черт процессуального порядка рассмотрения и разрешения дел в Европейском суде можно указать следующие.
Активная роль суда в разрешении вопросов на всех стадиях процесса. В этой связи английскими правоведами высказывалась точка зрения, что в Суде применяется «по существу, розыскной процесс» в отличие от «английского состязательного процесса».
Наличие двух основных стадий процесса — письменного и устного судопроизводства (ст. 20 Статута). При определенных обстоятельствах допускается рассмотрение дела без проведения устного разбирательства.
Исследование материалов дела, получение и анализ доказательств, в том числе опрос свидетелей. Они поручаются судье- докладчику, представляющему доклад по фактам дела и их правовой анализ. Доклад затем направляется сторонам и другим участникам процесса. Судье-докладчику на практике поручается и подготовка проекта решения Суда.
Параллельное исследование обстоятельств дела.Оно осуществляется одним из генеральных адвокатов, который вправе также принимать участие в следственных мероприятиях совместно с судьей-докладчиком, задавать вопросы участникам процесса на заседании суда. Генеральные адвокаты, хотя и являются членами Суда, в принятии решений не участвуют и выполняют в составе этого органа особые функции. Наименование «адвокат» в этой связи не должно вводить в заблуждение — генеральный адвокат независим, он не является чьим-либо представителем.
Обязанность генерального адвоката иного рода: «действуя полностью беспристрастно и независимо, представить в открытом суде мотивированное заключение по делу, внесенному на рассмотрение Суда, с целью оказания содействия Суду в выполнении его задачи» (ст. 252 ДФЕС). В своем заключении генеральный адвокат детально анализирует каждое имеющее значение обстоятельство дела, причем более подробно, чем это делается в самом судебном решении. Заключение генерального адвоката завершается представлением Суду рекомендации по разрешению дела.
Суд не связан заключением генерального адвоката. Хотя оно имеет для него лишь рекомендательную силу, суд относится к заключению генерального адвоката со всей ответственностью и их позиции весьма часто совпадают. Иногда выводы, содержащиеся в решении Суда, оказываются отличными от тех, которые сделал генеральный адвокат. Если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в области права», то Суд может принять решение о рассмотрении его без участия генерального адвоката (ст. 20 Статута).
Принцип тайны совещания судей («тайны совещательной комнаты»). Необходимо сказать об этом принципе подробнее. «Обсуждение в Суде должно являться и оставаться в дальнейшем секретным» (ст. 35 Статута). Более того, в присяге, которую каждый судья приносит при вступлении в должность, он обещает «сохранять тайну совещаний Суда» (ст. 1 Статута), а нарушение этого требования является одним из оснований его отрешения от должности. В результате, какое бы решение не вынес Суд (в полном составе или в палате), мы никогда не можем узнать, что предлагал и как голосовал конкретный судья. Решение подписывается всеми участвующими судьями независимо от их позиции в деле. Никакие особые мнения не допускаются.
С одной стороны, данное правило может показаться недемократичным. С другой же — принцип «тайны совещательной комнаты» — это единственная реальная возможность «в корне» пресечь воздействие на судей и критику их за вынесенные решения. Это особенно важно, когда Суд принимает решения «против» определенного государства-члена: трудно представить, что судья, имеющий гражданство этой страны, осмелился бы проголосовать вопреки интересам своего правительства, не будь его мнение скрыто «тайной совещательной комнаты». Этот принцип является главной гарантией независимости судей, беспристрастности судебного разбирательства и объективности решений Суда.
Выбор языка процесса. Поскольку Союз является полиэт- ничным образованием, дела в Европейском суде могут рассматриваться на любом из 23 официальных языков ЕС. Выбор языка процесса является правом истца; однако если ответчиком является государство — член ЕС, дело должно рассматриваться на официальном языке соответствующей страны. При рассмотрении преюдициальных запросов национальных судов используется язык страны, к которой принадлежит данный судебный орган. В качестве рабочего языка Суда был избран французский. Независимо от языка процесса все решения Суда, а также заключения генеральных адвокатов затем переводятся на другие официальные языки Сообщества и публикуются в «Вестнике Европейского суда» (англ:. «European Court Report»).