Вопрос 1. Суд ЕС: порядок формирования, внутренняя организация и процедура рассмотрения и разрешения дел.

Наряду с рассмотренными выше «политическими» ин­ститутами учредительными договорами сначала ЕОУС, а затем ЕЭС и Евратома, был создан орган судебной власти Сообществ, призванный в рамках своей обязательной юрисдикции, в том числе по искам граждан, обеспечивать соблюдение права при толковании и применении Договоров (пар. 1 ст. 19 ДЕС), — Суд.

Роль Суда в развитии Союза и его правовой системы заслу­живает самой высокой оценки. Оглядываясь назад, в 1952 г., ког­да этот орган приступил к работе, можно с полным основанием утверждать, что и Союз, и его право были бы другими — менее развитыми, менее демократичными, обладающими меньшей компетенцией, менее авторитетными, не будь в системе его ин­ститутов такого органа, как Суд. Он продолжает оставаться од­ним из самых активных и авторитетных «двигателей» интегра­ционных процессов во всех сферах жизни народов Союза. Повы­шению авторитета и влияния Суда будут способствовать изменения, внесенные Лиссабонским договором.

Суд заседает в Люксембурге.

Состав и порядок формирования. Состав Суда образуется из двух категорий членов. Одна — судьи; вторая — генеральные адвокаты. Последние имеют особый круг задач: они содейству­ют Суду в разрешении дел (пар. 2 ст. 19 ДЕС), проводя собствен­ное независимое расследование обстоятельств дела и представ­ляя свои выводы на заключительном этапе судебного заседания (подробнее см. ниже). В остальном и судьи, и генеральные адво­каты обладают единым личным статусом, образуя вместе корпус членов Европейского суда. Всего в состав Суда входят в настоя­щее время 27 судей и 11 генеральных адвокатов.

В соответствии с ДФЕС число генеральных адвокатов со­ставляет 8 человек. Как показывает практика, этого числа гене­ральных адвокатов недостаточно, поскольку количество дел, рассматриваемых Судом, исчисляется сотнями, а на каждое из них должен быть назначен 1 генеральный адвокат. В этой связи ДФЕС (ст. 252) допускает возможность увеличения числа гене­ральных адвокатов. Соответствующее решение должен принять Совет Европейского Союза по ходатайству Суда. Вместе с тем, современный состав в 11 генеральных адвокатов утвержден Де­кларацией № 38 к Лиссабонскому договору. Совет еще не при­нимал формального решения об увеличении их числа.

И судьи, и генеральные адвокаты выбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений, и должны обладать квалификацией, необходимой для назначения на высшие судей­ские должности в своих странах, или являться юрисконсульта­ми, компетентность которых общепризнанна.

Каждое государство-член имеет в Суде «своего» гражданина- судью в соответствии с (пар. 2 ст. 19 ДЕС) ДЕС. Судейский кор­пус ЕС формируется путем «кооптации» правительством каждо­го государства одного из собственных граждан, обладающего со­ответствующей квалификацией, а получение «общего согласия» имеет чисто формально значение. Поэтому соответствующее ре­шение обычно принимается в ходе заседания COREPER.

Что касается корпуса генеральных адвокатов, то после всту­пления в силу Лиссабонского договора было решено сохранить за шестью крупнейшими странами ЕС — Великобританией, Ис­панией, Италией, Францией, ФРГ и Польшей — по одному по­стоянному адвокату, а остальные 3 вакансии будут поочередно заниматься гражданами других стран Союза в алфавитном по­рядке.

 

В этой связи основополагающее значение приобретает пробле­ма обеспечения независимости членов Суда, в том числе от назначив­ших их правительств. С этой целью Статут Суда ЕС устанавливает следующие основные гарантии их независимости (рис. 34).

Несменяемость судей и генеральных адвокатов. Отстране­ние от должности судьи или адвоката возможно исключительно на основании единогласного, без учета голоса заинтересованного судьи или адвоката, решения Суда на пленарном заседании. При­нудительная отставка допускается при несоответствии «требуе­мым условиям» или «невыполнении обязанностей, вытекающих из его должности».

Несовместимость должностей состоит в запрете занимать «любые политические и административные должности» или «иметь иное место работы, оплачиваемое или нет». Из этого пра­вила «в исключительных случаях» допускаются изъятия, напри­мер для преподавательской деятельности. Соответствующее ин­дивидуальное разрешение должно быть утверждено Советом. Вступая в должность, судьи и юридические советники в своей присяге дают торжественное обещание не нарушать данного за­прета, а также проявлять добропорядочность и предусмотри­тельность в период пребывания в должности или получении вы­год после выхода в отставку.

Судейский иммунитет, в том числе иммунитет от уголов­ного преследования. В отношении действий, связанных с испол­нением своих обязанностей, в том числе устных и письменных заявлений, последний сохраняется и после прекращения полно­мочий судьи или генерального адвоката. Только Суд на пленар­ном заседании вправе принять решение о снятии иммунитета в отношении любого действующего или бывшего его члена (ст. 2—6, 8 Статута Суда ЕС).

Как показывает практика, вышеперечисленные гарантии по­служили эффективным средством обеспечения реальной неза­висимости Суда и его членов. Главную роль в достижении этого положения сыграл другой важный принцип — принцип тайны совещания Суда (ст. 2 Статута), о котором будет сказано ниже.

Срок полномочий Европейского суда — 6 лет, хотя ввиду от­сутствия запрета на повторное назначение многие его члены не­редко занимают свои должности свыше 10 и даже 20 лет. При этом некоторые из них сначала работали генеральными адвока­тами, а затем, приобретя на этой должности соответствующий опыт и квалификацию, получили назначение на должность су­дьи. Обновление состава Суда всегда носит частичный характер и осуществляется каждые 3 года (ст. 253 ДФЕС).

Внутренняя организация.Внутренняя организация (струк­тура) Суда включает 3 основных элемента (рис. 35).

1. Председатель. Судебным системам разных стран известны два способа назначения председателей судов: органом, осущест­вляющим формирование судейского корпуса, отдельно от осталь­ных судей, и путем избрания Председателя самим судом из свое­го состава. Последняя модель, как принято считать, в большей мере соответствует принципу независимости судебной власти. Именно она и была избрана в Европейских сообществах: Пред­седатель избирается тайным голосованием судьями из своего со става на 1 /2 срока полномочий Суда, т.е. на 3 года (ст. 253 ДФЕС). Как и рядовые члены Суда, одно и то же лицо нередко избирает­ся на 2 срока и более, поскольку ДФЕС прямо допускает переиз­брание Председателя неограниченное число раз.

 

 

Председатель осуществляет руководство юрисдикционной деятельностью Суда, в частности созывает пленарные заседания и председательствует на них, распределяет дела между палатами Суда, может приостанавливать производство по делу. Решение административных и технических вопросов, связанных с функ­ционированием Суда, также относится к полномочиям Предсе­дателя. Одной из важных его прерогатив является право прио­станавливать по инициативе истца исполнение нормативных и индивидуальных актов институтов ЕС, в том числе решений о санкциях, а равно принимать другие меры обеспечения иска.

Первый генеральный адвокат. Аналогично судьям Суд (в полном составе) назначает — в данном случае из числа гене­ральных адвокатов — Первого генерального адвоката сроком на год. Основной задачей этого должностного лица является рас­пределение поступающих дел между отдельными членами кор­пуса генеральных адвокатов.

Пленум и палаты. В целях увеличения оперативности в разрешении поступающих дел в рамках Суда создаются струк­турные подразделения — палаты. Важнейшие дела разрешаются Судом на пленарных заседаниях. Критерии, на основании кото­рых дело подлежит рассмотрению в одной из палат или на пле­нуме, определяются самим Судом. В то же время, если истцом выступает государство-член или институт Союза, дело обяза­тельно должно разрешаться Судом в полном составе. Тоже самое имеет место, если государство-член или институт ЕС являются участником процесса либо представляют письменные замечания при рассмотрении преюдициальных запросов национальных су­дов. В этом случае по требованию вышеуказанных лиц дело так­же должно рассматриваться на пленарном заседании Суда.

Суд также имеет своего секретаря и аппарат.

Процедура рассмотрения и разрешения дел. В качестве хранителя права и вершителя правосудия Европейский суд рас­сматривает и принимает решения по всем поступающим на его рассмотрение делам в особом процессуальном порядке.

В рамках общей процедуры существует определенное разли­чие при разрешении преюдициальных дел по запросам на­циональных судов (см. ниже) и остальных вопросов, где Суд непосредственно решает вопросы и права, и факта. В качестве важнейших существенных черт процессуального порядка рас­смотрения и разрешения дел в Европейском суде можно указать следующие.

Активная роль суда в разрешении вопросов на всех стадиях процесса. В этой связи английскими правоведами высказывалась точка зрения, что в Суде применяется «по существу, розыскной процесс» в отличие от «английского состязательного процесса».

Наличие двух основных стадий процесса — письменного и устного судопроизводства (ст. 20 Статута). При определенных обстоятельствах допускается рассмотрение дела без проведения устного разбирательства.

Исследование материалов дела, получение и анализ доказа­тельств, в том числе опрос свидетелей. Они поручаются судье- докладчику, представляющему доклад по фактам дела и их пра­вовой анализ. Доклад затем направляется сторонам и другим участникам процесса. Судье-докладчику на практике поручается и подготовка проекта решения Суда.

Параллельное исследование обстоятельств дела.Оно осу­ществляется одним из генеральных адвокатов, который вправе также принимать участие в следственных мероприятиях со­вместно с судьей-докладчиком, задавать вопросы участникам процесса на заседании суда. Генеральные адвокаты, хотя и явля­ются членами Суда, в принятии решений не участвуют и выпол­няют в составе этого органа особые функции. Наименование «адвокат» в этой связи не должно вводить в заблуждение — гене­ральный адвокат независим, он не является чьим-либо предста­вителем.

Обязанность генерального адвоката иного рода: «действуя полностью беспристрастно и независимо, представить в откры­том суде мотивированное заключение по делу, внесенному на рассмотрение Суда, с целью оказания содействия Суду в выпол­нении его задачи» (ст. 252 ДФЕС). В своем заключении ге­неральный адвокат детально анализирует каждое имеющее зна­чение обстоятельство дела, причем более подробно, чем это де­лается в самом судебном решении. Заключение генерального адвоката завершается представлением Суду рекомендации по разрешению дела.

Суд не связан заключением генерального адвоката. Хотя оно имеет для него лишь рекомендательную силу, суд относится к за­ключению генерального адвоката со всей ответственностью и их позиции весьма часто совпадают. Иногда выводы, содержащиеся в решении Суда, оказываются отличными от тех, которые сделал генеральный адвокат. Если рассматриваемое дело «не поднимает новых вопросов в области права», то Суд может принять реше­ние о рассмотрении его без участия генерального адвоката (ст. 20 Статута).

Принцип тайны совещания судей («тайны совещательной комнаты»). Необходимо сказать об этом принципе подробнее. «Обсуждение в Суде должно являться и оставаться в дальней­шем секретным» (ст. 35 Статута). Более того, в присяге, которую каждый судья приносит при вступлении в должность, он обеща­ет «сохранять тайну совещаний Суда» (ст. 1 Статута), а наруше­ние этого требования является одним из оснований его отреше­ния от должности. В результате, какое бы решение не вынес Суд (в полном составе или в палате), мы никогда не можем узнать, что предлагал и как голосовал конкретный судья. Решение под­писывается всеми участвующими судьями независимо от их по­зиции в деле. Никакие особые мнения не допускаются.

С одной стороны, данное правило может показаться недемо­кратичным. С другой же — принцип «тайны совещательной ком­наты» — это единственная реальная возможность «в корне» пре­сечь воздействие на судей и критику их за вынесенные решения. Это особенно важно, когда Суд принимает решения «против» определенного государства-члена: трудно представить, что су­дья, имеющий гражданство этой страны, осмелился бы проголо­совать вопреки интересам своего правительства, не будь его мне­ние скрыто «тайной совещательной комнаты». Этот принцип является главной гарантией независимости судей, беспристраст­ности судебного разбирательства и объективности решений Суда.

Выбор языка процесса. Поскольку Союз является полиэт- ничным образованием, дела в Европейском суде могут рассма­триваться на любом из 23 официальных языков ЕС. Выбор язы­ка процесса является правом истца; однако если ответчиком яв­ляется государство — член ЕС, дело должно рассматриваться на официальном языке соответствующей страны. При рассмотре­нии преюдициальных запросов национальных судов использует­ся язык страны, к которой принадлежит данный судебный орган. В качестве рабочего языка Суда был избран французский. Неза­висимо от языка процесса все решения Суда, а также заключения генеральных адвокатов затем переводятся на другие официаль­ные языки Сообщества и публикуются в «Вестнике Европейско­го суда» (англ:. «European Court Report»).