Изобразительное искусство России первой половины 19 века.

 

В эпоху правления Александра 1 русское искусство достигло высокого художественного уровня, русская архитектура достигла своей вершины. В это время в Санкт-Петербурге была построена значительная часть выдающихся архитектурных сооружений, ставших памятниками русской архитектуры классицизма. Это: Казанский собор, здание Горного института (арх.А.Воронихин), Михайловский дворец, Александринский театр (арх. К. России), здание Биржи (арх. Ж.Ф. Тома де Томон), Адмиралтейство (арх. Андрей Захаров), Троицкий собор, Преображенский собор (арх. В. Стасов).

После победы России в войне 1812 года, в России развивается стиль ампир, развившийся на основе «александровского классицизма». Декоративные элементы петербургского ампира составлялись из элементов древнеримского военного снаряжения (по традиции с французским ампиром). Это были легионерские знаки с орлами, связки копий, топоров, пучков стрел, изображения щитов, использовались также элементы египетского искусства: египетский орнамент, изображения сфинксов. Для русского ампира характерным был бледно-желтый цвет зданий и белый цвет колонн, фронтонов, пилястров, и др. деталей архитектурного декора (цвета наполеоновского ампира – красный, синий белый с золотом). Ведущим архитектором, выразившим идеи русского ампира был Карл Росси.Он построил 12 улиц и 13 площадей в центре Петербурга. Творения К. Росси: Дворцовая площадь, Михайловский дворец с обширным парком и службами, Александринский театр. Росси мастерски сочетал архитектурные формы с со скульптурным и живописным убранством снаружи и внутри. Он проектировал место и характер рельефов, росписей, статуй, драпировки, мебели. Декор в интерьере подчинялся тому же принципу, что и наружное оформление. Одним из лучших образцов ампирного интерьера является Белый зал Михайловского дворца. Спокойная белизна стен и колонн оттенена позолотой лепных карнизов и коринфских капителей. Над дверными проемами – барельефы с фигурами отдыхающих вакханок, венками, гирляндами и прочими ампирными атрибутами. Роспись потолка и верхней части стен соединяет многоцветную живопись, золотые узоры и гризайль (однотонная роспись). Золотистый тон паркета и дверей гармонирует с голубой обивкой золоченой мебели. Интерьер дополняется высокими торшерами в виде колонн, люстрами, канделябрами, подсвечниками, выполненными из бронзы, камня и хрусталя. При всем разнообразии отделка интерьера отличается чувством меры, в целом характерном для ампира.

В первые годы царствования императора Николая 1. продолжалась деятельность К. России, В. Стасова. «Николаевский ампир» стал последней фазой развития классицизма в русской архитектуре. Наглядное представление об архитектуре этого периода дают здания Исаакиевской площади в Петербурге. Исаакиевский собор возведен по проекту архитектора Огюста Монферана. Огромное, прямоугольное в плане здание, с четырех сторон оформлено одинаковыми многоколонными портиками с тяжелыми фронтонами, украшенными горельефами. Над собором на высоту 101 м. возносится золоченый купол, барабан окружен колоннадой, увенчанной балюстрадой со статуями. В интерьере собора большую роль играют скульптура, мозаика, живопись(выполненная живописцами академического классицизма К. Брюлловым, Ф.Бруни, П. Басиным) .

Живопись первой половины 19 в. представлена различным направлениями: был классицизм, развивался романтизм.

Русский романтизм не был таким мощным художественным движением, как во Франции и Германии. В нем нет крайнего возбуждения, нет трагической безысходности.

В жанре портрета романтизм проявился в творчестве Ореста Кипренского, Василия Тропинина.

О.Кипренский закончил Петербургскую Академию живописи по классу исторической живописи. В молодые годы вращается в кругу свободомыслящей дворянской интеллигенции. Знал поэтов-романтиков Батюшкова, Вяземского, ему позировал В.Жуковский, а позже и А.Пушкин. В портретах Кипренский стремился открыть различные грани человеческого характера и духовного мира человека. Для этого он использует всякий раз разные живописные приемы. От классицизма Кипренский берет идеализацию образа, но стремится показать романтический полет души. К числу наиболее значительных работ принадлежит серия портретов военных – участников войны 1812г. (Е.Давыдова, И. и А.Ланских и др.). Живопись Кипренского отличается артистической свободой. В свободной позе, задумчиво глядя в сторону, небрежно облокотясь на каменную плиту, стоит полковник лейбгycapoв E.B. Давыдов (1809, ГРМ). Этот портрет воспринимается как собирательный образ героя войны 1812 г., хотя он вполне конкретен. Романтическое настроение усилено изображением грозового пейзажа, на фоне которого представлена фигура. Колорит построен на звучных, взятых в полную силу цветах – красном с золотом и белом с серебром в одежде гусара – и на контрасте этих цветов с темными тонами пейзажа. Шедевром Кипренского является «Портрет Пушкина»(1827г.). Реальная внешность поэта и озаренное вдохновением лицо. Поэт написал об этом: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». В портрете Кипренский создавал собирательный образ. Кипренский стал основоположником русского карандашного портрета.

К художникам-романтикам относят Василия Тропинина (к 45 годам освободился от крепостной зависимости). Прожил долгую плодотворную жизнь, получил прижизненное признание, звание академика, стал самым известным художником московской портретной школы 20-30-х годов. В портретах кисти Тропинина нет романтического порыва Кипренского. Лучшие из портретов Тропинина отмечены высоким художественным совершенством. Особенно это видно в портрете сына Арсения, необычайно искреннем образе, живость и непосредственность которого подчеркивается умелым освещением: правая часть фигуры, волосы пронизаны, залиты солнечным светом, искусно переданным мастером. Гамма цветов от золотисто-охристых до розово-коричневых необычайно богата, широкое применение лессировок еще напоминает живописные традиции XVIII в.

Как правило, образ у Тропинина дается на нейтральном фоне при минимуме аксессуаров. Именно так изобразил Тропинин А.С. Пушкина (1827) – сидящим у стола в свободной позе, одетым в домашнее платье, что подчеркивает естественность внешнего облика. В образах Тропинина искренность выражения, простота, безыскусность, правдивость характеров, достоверность бытовых деталей. Тропинин стал создателем портрета-картины, т. е. портрета, в который привнесены черты жанра. «Кружевница», «Пряха», «Гитарист», «Золотошвейка»- это типизированные образы с определенным сюжетом. Художник передает внутренний мир своих героев.

Романтический пейзаж представлен на полотнах Сильвестра Щедрина. Жил за границей после академии художеств, писал гавани в г.Сорренто, набережные г.Неаполя, разные виды г. Рима. Всё художник передает в сложном взаимодействии световоздушной среды, использует серебристо-серые тона с ударами красного (в ржавой листве осенних деревьев, в одежде и т.д.) Его картины: «Берег в Сорренто с видом на о. Капри», «Вид Неаполя в лунную ночь».

Романтизм в пейзажной живописи ярче всего представлен творчеством Алексея Венецианова (ученик Боровиковского). В его картинах представлена безмятежная крестьянская жизнь: «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Утро помещицы», «Косцы». Венецианов передавал поэтичность народной жизни, в этом романтическая прелесть его картин. Венецианов не вскрывал острейших противоречий современной жизни русского крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Это патриархальный идиллический быт. В картинах «ничего не происходит», герои статичны, но человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова истинно монументальными.

Русская историческая живопись 30-40-х годов 19 века тоже развивалась под знаком романтизма. Карл Брюллов был тем художником, который нашел компромисс между идеалами классицизма и нововведениями романтизма. После академии художеств жил в Италии, после поездки в г. Помпеи работает над своим главным произведением «Последний день Помпеи» (1830-1833). Показал реальное событие античной истории – гибель города при извержении вулкана Везувий в 79г. н.э. (темы в классицизме – всегда исторические). Тема смерти характерна для романтизма, даже в гибели человек остается прекрасен: юноша спасает свою возлюбленную, мать прикрывает ребенка, художник уносит краски, но покидая разрушаемый город, старается запечатлеть ужасное зрелище. Художник показал величие и достоинство человека перед лицом смерти. Живописное освещение сделано с романтическими эффектами.

Александр Иванов был центральной фигурой в живописи середины века. После академии художеств жил в Италии, за 1,5 месяца до смерти возвращается на родину. Главная картина - «Явление Христа народу». Иванов долго шел к этому произведению. Верил в идею пророческого предназначения художника в этом мире, верил в совершенствование человека, ищущего свободы и правды. Показал духовное прозрение людей, увидевших Иисуса, так выразил идею нравственного совершенствования человечества. Принадлежность этой картины к романтизму оспаривается: в ней нет драматического сюжета, динамики действия, нет бушевания страстей, цветовых и световых эффектов. Вместе с тем идея и общий замысел несомненно романтичны: призыв Иоанна Крестителя и проповедь И.Христа должны были пробудить от «векового безмолвия» народ Иудеи.

Скульптура .

В 1838 году П.К.Клодт получил звание академика и назначен профессором скульптуры Академии художеств.

Петр Клодт – выдающийся скульптор, создававший скульптурные группы коней. Они украшают Аничков мост с Санкт-Петербурге , Большой театр (квадрига с Аполлоном на фронтоне театра) . Торжественное открытие моста со скульптурами Клодта состоялось 20 ноября 1841 года при большом стечении восхищенной публики.

На первой из этих работ конь встал на дыбы, он возбужден, ноздри его раздуты, он пытается вырваться, но юноша-возничий взнуздал его и укрыл попоной. На второй - конь еще остается возбужденным, но подчинился человеку, юноша ведет его рядом с собой - взнузданного, подкованного и укрытого попоной. П.К.Клодт участвовал в украшении интерьеров Исаакиевского собора (горельеф "Христос во Славе"). Он автор памятника И.А.Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге, статуи Владимира Святого в Киеве. Последняя из его великих работ - памятник его покровителю, императору Николаю I Санкт-Петербурге.