Определение требований (Стратегия)

Основные цели проектирования и области проектирования

Введение

Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта.

Проект-это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей в течении ограниченного периода.

Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы в течении всего времени эксплуатации можно было обеспечить:

· требуемую функциональность системы;

· адаптацию системы к изменяющимся условиям её функционирования;

· требуемое время реакции системы на запрос;

· безотказную работу системы то есть готовность и доступность системы для обработки запросов пользователей;

· простоту эксплуатации и поддержки системы

Производительность является главным фактором, который определяет эффективность системы. Хорошее проектное решение является основой высокопроизводительной системы.

Проектирование информационных систем охватывает три основные области:

· проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;

· проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;

· учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных.

К любому проекту предъявляется ряд абсолютных требований, например

· максимальное время разработки проекта;

· максимальные денежные вложения в проект

Определение требований предполагает обследование системы.

Обследование – это изучение и диагностический анализ существующей системы обработки информации.

Материалы, полученные в результате обследования, должны быть использованы:

· для обоснования разработки и поэтапного внедрения системы;

· для составления технического задания на разработку проекта;

· для разработки технического и рабочего проектов систем.

Обследование проводится разработчиками совместно с заказчиком после издания приказа заказчика о проведении работ по предпроектному обследованию.

Обследование начинается с изучения производственно-экономических характеристик объекта, основных функций, осуществляемых подразделениями и их руководителями. Далее изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению в предприятии.

В процессе обследования должны быть выявлены:

· инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистемы и перечень задач;

· возможности применения новых методов решения задач

При изучении каждой функциональной задачи управления рассматриваются:

· наименование задачи; сроки и периодичность решения задачи;

· степень формализуемости задачи;

· источники информации, необходимые для решения задачи;

· показатели и их количественные характеристики;

· порядок корректировки информации;

· действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;

· действующие средства сбора, передачи и обработки информации;

· действующие средства связи;

· принятая точность решения задачи;

· действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;

· потребители результатной информации по задаче.

При обследовании документооборота следует составить схемумаршрутадвижениядокументов, которая должна отразить:

· количество документов;

· место формирования показателей документа;

· взаимосвязь документов при их формировании;

· маршрут и длительность движения документа;

· место использования и хранения данного документа;

· внутренние и внешние информационные связи

По результатам обследования следует установить перечень задач управления, решение, которых целесообразно автоматизировать. Результатом обследования является отчет, называемый ТЭО (Технико-экономическое обоснование)

Основная задача обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач, а также получение определений сущностей и функций на высоком уровне.

На этом этапе привлекаются высококвалифицированные бизнес-аналитики, которые имеют постоянный доступ к руководству фирмы; этап предполагает тесное взаимодействие с основными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия получить как можно более полную информацию о системе (полное понимание требований заказчика). Информация о системе может быть получена в результате бесед или семинаров с руководством, экспертами или пользователями.

Результатом этапа обследования является документ, где четко сформулировано, что получит заказчик, если он согласится финансировать проект; когда он сможет получить готовый продукт (график выполнения работ), график финансирования этапов работ, то есть сколько это будет стоить. В документе должны быть отражены не только затраты, но и выгода, например, ожидаемый экономический эффект.

В документе обязательно должны быть описаны:

· ограничения, например, время реакции системы на запрос;

· Совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, предоставляемые системе; внешние условия её функционирования; состав людей и работ, которые обеспечивают функционирование системы;

· Сроки завершения отдельных этапов, форма сдачи работ, ресурсы, привлекаемые в процессе разработки проекта, меры по защите информации;

· Описание выполняемых системой функций;

· Сущности, необходимые для выполнения функций системы;

· Требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД и список рекомендуемых для данного проекта СУБД.

· Что не будет реализовано в рамках проекта.