Определение требований (Стратегия)
Основные цели проектирования и области проектирования
Введение
Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта.
Проект-это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей в течении ограниченного периода.
Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы в течении всего времени эксплуатации можно было обеспечить:
· требуемую функциональность системы;
· адаптацию системы к изменяющимся условиям её функционирования;
· требуемое время реакции системы на запрос;
· безотказную работу системы то есть готовность и доступность системы для обработки запросов пользователей;
· простоту эксплуатации и поддержки системы
Производительность является главным фактором, который определяет эффективность системы. Хорошее проектное решение является основой высокопроизводительной системы.
Проектирование информационных систем охватывает три основные области:
· проектирование объектов данных, которые будут реализованы в базе данных;
· проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
· учет конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, используемой архитектуры (файл-сервер или клиент-сервер), параллельной обработки, распределенной обработки данных.
К любому проекту предъявляется ряд абсолютных требований, например
· максимальное время разработки проекта;
· максимальные денежные вложения в проект
Определение требований предполагает обследование системы.
Обследование – это изучение и диагностический анализ существующей системы обработки информации.
Материалы, полученные в результате обследования, должны быть использованы:
· для обоснования разработки и поэтапного внедрения системы;
· для составления технического задания на разработку проекта;
· для разработки технического и рабочего проектов систем.
Обследование проводится разработчиками совместно с заказчиком после издания приказа заказчика о проведении работ по предпроектному обследованию.
Обследование начинается с изучения производственно-экономических характеристик объекта, основных функций, осуществляемых подразделениями и их руководителями. Далее изучаются задачи, обеспечивающие реализацию функций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению в предприятии.
В процессе обследования должны быть выявлены:
· инструктивно-методические и директивные материалы, на основании которых определяются состав подсистемы и перечень задач;
· возможности применения новых методов решения задач
При изучении каждой функциональной задачи управления рассматриваются:
· наименование задачи; сроки и периодичность решения задачи;
· степень формализуемости задачи;
· источники информации, необходимые для решения задачи;
· показатели и их количественные характеристики;
· порядок корректировки информации;
· действующие алгоритмы расчета показателей и возможные методы контроля;
· действующие средства сбора, передачи и обработки информации;
· действующие средства связи;
· принятая точность решения задачи;
· действующие формы представления исходных данных и результатов их обработки в виде документов;
· потребители результатной информации по задаче.
При обследовании документооборота следует составить схемумаршрутадвижениядокументов, которая должна отразить:
· количество документов;
· место формирования показателей документа;
· взаимосвязь документов при их формировании;
· маршрут и длительность движения документа;
· место использования и хранения данного документа;
· внутренние и внешние информационные связи
По результатам обследования следует установить перечень задач управления, решение, которых целесообразно автоматизировать. Результатом обследования является отчет, называемый ТЭО (Технико-экономическое обоснование)
Основная задача обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач, а также получение определений сущностей и функций на высоком уровне.
На этом этапе привлекаются высококвалифицированные бизнес-аналитики, которые имеют постоянный доступ к руководству фирмы; этап предполагает тесное взаимодействие с основными пользователями системы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия получить как можно более полную информацию о системе (полное понимание требований заказчика). Информация о системе может быть получена в результате бесед или семинаров с руководством, экспертами или пользователями.
Результатом этапа обследования является документ, где четко сформулировано, что получит заказчик, если он согласится финансировать проект; когда он сможет получить готовый продукт (график выполнения работ), график финансирования этапов работ, то есть сколько это будет стоить. В документе должны быть отражены не только затраты, но и выгода, например, ожидаемый экономический эффект.
В документе обязательно должны быть описаны:
· ограничения, например, время реакции системы на запрос;
· Совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, предоставляемые системе; внешние условия её функционирования; состав людей и работ, которые обеспечивают функционирование системы;
· Сроки завершения отдельных этапов, форма сдачи работ, ресурсы, привлекаемые в процессе разработки проекта, меры по защите информации;
· Описание выполняемых системой функций;
· Сущности, необходимые для выполнения функций системы;
· Требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД и список рекомендуемых для данного проекта СУБД.
· Что не будет реализовано в рамках проекта.