Социально-экономическое развитие России в 2000-2004 гг.

Углублялись в начале 21 в. внешнеэкономические связи России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем получило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). В начале нового столетия были определены пути расширения политических и экономических контактов России и некоторых государств Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки Президента В.В. Путина в Бразилию и Чили.

Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами нашей страны в области внешней торговли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономическими организациями этих государств. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи В.В. Путина с американским президентом Джорджем Бушем-младшим была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсуждались на нескольких последующих встречах глав государств. Однако курс на укрепление сотрудничества с нашей страной не помешал правительству США заявить об одностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) 1972 г. и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы одной из международных организаций, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тыс. человек погибли. Ответной мерой правительства США стал курс на ликвидацию баз международного терроризма, на объединение в борьбе с терроризмом стран Европы и Азии. В 2003 г. США предприняли военную операцию в Ираке. Ирак был объявлен местом пребывания террористов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производителем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападение США на Ирак. Президент и российский парламент призвали страны к мирному урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея США по объединению усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руководства. Государственная Дума ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута договоренность с руководством Европейского Союза о совместном антитеррористическом сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, предусматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

Россия и страны СНГ. Как и в предшествующие годы, руководство России стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по углублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из бывших советских республик сохранялись противоречия и неразрешенные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией в 2003 г. и Украиной в 2004 г., где в связи с парламентскими (в другом случае – президентскими) выборами возникли глубокие внутренние конфликты.