Лекция №44. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов.
- "Разрядка" международной напряженности. Конец 60-х - начало 70-х гг. стало временем разрядки международной напряженности, закрепленной рядом важнейших договоров:
- о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях;
- о нераспространении ядерного оружия (1968 г.);
- о морском дне, запретившим размещение оружия массового поражения на дне морей и океанов, а также конвенций о бактериологическом оружии (1971 г.);
- о четырехстороннем соглашении по Западному Берлину (1971 г.);
- договор ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договор ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности.
Кроме того, решение мирной конференции по Вьетнаму (1978 г.) ликвидировало очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания (Декларация принципов взаимоотношений и сотрудничества стран) был призван сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты. Государства обязалась соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.
СССР и страны Запада. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала советское руководство прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Советском Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Документ запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блоком. В марте 1970 г. договор вступил в силу.
Происходили сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В 1966 г. в ходе визита президента Франции Ш. де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между СССР и Федеративной Республикой Германией (ФРГ). Развивались торговые отношения с Италией и другими странами Запада.
По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Так, важную роль в развитии международных отношений сыграл договор между СССР и США, известный как договор ОСВ-1.
Но процесс "разрядки" оказался недолговечным. Принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и т.д.) не позволили обеим сторонам продолжить процесс "разрядки". Вскоре в ведущих странах мира началась новая фаза гонки разоружения.
СССР и социалистические страны. Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал топливо, электроэнергию, руды, металлы, импортировал машины, оборудование, транспортные средства.
В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. В соответствии с планом международного разделения труда в Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение.
Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран-членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по строительству каучука в Румынии.
Но стремление СССР распространить на страны ОВД советскую модель развития вызывала недовольство в станах Восточной Европы. В 1968 г. между СССР и странами Восточной Европы возник конфликт. Чехославацкие коммунисты предприняли попытку "обновления социализма" путем демократизации общества, внедрения рыночных начал в экономику, переориентации внешней политики на страны Запада. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Ввод войск стран ОВД в Чехословакию вызвал резкое осуждение со стороны Югославии, Албании.
Стали осложняться отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого четко не была определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После конфликта на острове Даманском были предприняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа, была увеличена численность советских войск в Монголии.
СССР и развивающиеся страны. В 70-е гг. произошел крах колониальной системы, и на ее обломках возникли десятки новых развивающихся стран. Эти страны были объектом борьбы СССР и США.
Авторитет социализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Некоторые страны втянулись в длительную гражданскую войну, и нашей стране пришлось поставлять оружие и помогать военными специалистами.
Борьба арабских стран с Израилем пользовалась поддержкой СССР, а США поддерживали традиционно Израиль. Самой жгучей проблемой этих отношений являлась палестинская. Советский Союз всегда поддерживал право палестинцев на национальную государственность.
Международный кризис конца 70-х гг. К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.
На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане в результате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбой оказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).
Таким образом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткой конфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к "разрядке" международной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире с конца 70-х - начала 80-х гг.
Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.
Общество накануне "перестройки". Неэффективность экономики, деформация общественно-политической жизни, социальная апатия населения вызвали озабоченность руководства страны.
Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.
Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличенные во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.
Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако эти меры не привели к ощутимым результатам.
После смерти Ю.В. Андропова (февраль 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких-либо реформ.