Понятие и особенности гражданского законодательства.

Два подхода к пониманию законодательства:

1. Широкий предполагает все нормативные акты, содержащие нормы гражданского права (законы + подзаконные акты).

2. Узкий подход – это только законы (обладающие высшей юридической силой), содержащие нормы гражданского права.

Обратить внимание!..

Гражданское законодательство = ГК + Федеральные законы.

Такое узкое понимание дано в статье 3.

Не отрицается роль подзаконных актов, но они находятся за пределами законодательства.

Особенности гражданского законодательства:

1) По 71 статье Конституции РФ гражданское законодательство в ведении РФ находится. Исключается право субъектов федерации регулировать гражданские правоотношения. Обратить внимание (NB): нормы гражданского права содержатся в том числе в другом отраслевом законодательстве. Эти смежные сферы по 72 статье Конституции находятся в совместном ведении РФ и субъектов. То есть, как вывод: оказавшись в данных отраслях гражданско-правовая норма может содержатся в законах субъекта.

 

 

Водное Лесное

право право

 

О Гражданское Земельное

недрах правоправо

 

 

Имуществе- Семейное

нное право право

 

 

2) Федеральные конституционные законы регулируют исключительно публичные отношения, поэтому гражданское законодательство состоит из обычных федеральных законов.

Система нормативно-правовых актов содержащих нормы гражданского права

I. Гражданское законодательство (узкий смысл).

1. Базовый кодифицированный акт. ГК РФ. Его особенность – это поэтапность принятия законодательства. Часть 1 действует с 1 января 1995 года. Часть 2 – с 1 марта 1996 года. Часть 3 – с 1 марта 2002 года. Часть 4 – с 1 января 2008 года. На этом кодификация была завершена. К каждой части мы имеем закон о введении закона в действие.

2. Иные федеральные законы. Их десятки. Здесь проблема соотношения с ГК. Пункт 2 статьи 3 ГК сам ГК объявил, что он по силе выше иных федеральных законов. В случае противоречия применяется ГК. Но в ГК много норм с оговоркой: если иное не предусмотрено законом, и тогда норма закона будет иметь приоритет как специальная.

II. Подзаконные нормативные акты (они должны не противоречить ГК).

1. Указы президента. Пункт 3 статьи 3 – Президент может принимать указы по любым отношениям, входящим в предмет гражданского права, но с подзаконной силой.

2. Постановление Правительства. Пункт 4 статьи 3. Для того, чтобы Правительство приняло гражданско-правовой акт, оно должно быть уполномочено либо законом, либо указом президента. Принимает на основании и во исполнении законов и указов президента. В этих актах должно быть прямо указано право правительства принимать постановления по тому или иному вопросу. Это – иные правовые акты.

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств и т.д.).

1) Существуют ограничения ведомственного нормотворчества. Принимают нормативные акты по вопросам и в случаях, прямо указанных в законах, указах президента или постановлениях правительства. Само ведомство не может, если ему не указали;

2) существует регистрация ведомственных актов в Министерстве юстиции (с 2002 года, кажется) и без неё они не могут вступить в законную силу. Регистрируются:

а) акты, затрагивающие права, свободы, обязанности граждан;

б) устанавливают статус организаций (юридических лиц); в) носят межведомственных характер.

На этом заканчивается законодательство.