Лекция № 4. Средневековая философия

 

План:

1. Средневековая культура и современность: преемственность и различие.

2. Исходные принципы средневековой философии.

3. Периодизация средневековой мысли.

4. Пять классических доказательств существования Бога.

 

1. Средневековая культура и современность: преемственность и различие.Для современного человека, перегруженного достижениями новейших технологий, пожалуй, неизбежен вопрос: чем полезно нам средневековье? Оставив в стороне достаточно веский, хотя, может быть, и заезженный аргумент о необходимости постоянной реконструкции культурного наследия, зададим вопрос по-другому: существует ли в средневековой культуре нечто такое, что напоминало бы в ней нас самих, сегодняшних, нашу современную ситуацию? Как ни странно, но для ХХ века в области гуманитарных наук характерно наиболее пристальное внимание именно к эпохе средних веков. С первого взгляда покажется удивительным то, что многие ученые-гуманитарии называют современную ситуацию в мире «эпохой нового средневековья». Если создать некие культурные теоретические модели средневековья и современности, то, действительно, получаются во многом схожие картины, схожие в своих формальных признаках. Это, прежде всего, огромная мировая империя, которая разваливается (сегодня мы живем в эпоху кризиса Великой Американской империи, и это стало уже общим местом в историографии нашего времени); мощная интернациональная государственная власть, которая объединила части мира с точки зрения языка, обычаев, идеологии, религии, искусства и технологии и которая начала рушиться вследствие сложности собственной структуры. Рушиться потому, что на границах наседают «варвары», которые необязательно необразованны, но которые несут новые обычаи и новое видение мира. В то же время современный взгляд позволил нам увидеть «темные века» не столь уже темными.

В действительности высокое средневековье было эпохой невероятной интеллектуальной силы, увлекательного диалога между варварскими цивилизациями, римским наследием и христианством, эпохой путешествий и встреч с доселе неизвестным, когда ирландские монахи, бродя по Европе, распространяли на своем пути идеи, пропагандировали книги, выдумывали всякого рода безумства… Словом, именно здесь созрел современный западный человек. С другой стороны, со стороны содержания, ценностей рассматриваемых культур, наверное, нет более противоположных, чем средневековье и постсовременность (так иногда называют XXI век). Однако именно эта противоположность указывает на единый корень, из которого выросла европейская цивилизация. Очень ясно и просто сформулировал эту разницу А. Солженицын. «Что такое, собственно, современная цивилизация, основанная на так называемом гуманизме?» – спрашивает писатель и отвечает: «Это христианство без Христа, если такое возможно». Мы решили взять из христианства все самое ценное, с нашей точки зрения: понятие Личности, любовь и сострадание к ближнему, достоинство и уважение к человеку, но без Бога. Бога как абсолютную ценность – то, без чего средневековье не мыслимо, – мы вынесли за скобки. На место Бога мы поставили Человека, гуманизм, социальный строй и т. д. Последствия такой замены принесли свои плоды, но это уже другая тема. В данном случае средневековая философия должна послужить нам еще одним поводом посмотреть на самих себя со стороны. Не будем забывать основную мысль, лейтмотив наших рассуждений: настоящее есть ракурс прошедшего, и анализировать настоящее – значит видеть в актуальности, в единстве развертывание человеческой судьбы, начиная с любых исторических времен. Мы все, живущие и жившие, – современники друг другу.