Україна під владою Литви, Польщі та інших держав (XIV-XVI ст.).

Тема 2

Классификация экскурсий.

Экскурсионный метод

Функции и признаки экскурсии.

Принципы экскурсии:

Принцип научности (достоверности) экскурсионная информация излагается в соответствии с определенным разделом современной науки, факты события, теоретические положения подаются в научной трактовке
Принцип идейности объективный подход к содержанию фактичнго материала при подготовке экскурсии и уверенность экскурсовода в том, что он излагает
Принцип связи теории с жизнью актуальность экскурсионной информации
Убедительность и доходчивость изложение экскурсионного материала на доступном для аудитории уровне

 

В практике используется немало различных методов познания: индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др.. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Экскурсионный метод представляет собой совокупность методических приемов, которые применяют на экскурсиях, является основой экскурсионного процесса и представляет собой совокупность способов и приемов сообщения знаний. Это комплексный метод, который имеет ряд особенностей:

1. Выбор в наблюдаемых объектах самого важного и существенного;

2. Согласование вновь изучаемого материала с ранее полученным экскурсантами опытом и знаниями и др.

3. Предметность, вещественная доказательность (наглядность). Выдвинутые в рассказе экскурсовода положения аргументируются с помощью зрительных доказательств.

4. Экскурсионный метод построен по преимуществу (главном значении) показа. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

5. Экскурсионный метод направлен на изучение главного в теме.

6. Движение.

7. Познание предметов и явлений окружающего мира проходит при участии всех органов чувств человека.

 

Классификация экскурсий является центральным вопросом экскурсионной теории и имеет основное значение для:

– постановки целей и задач новых экскурсий;

– правильной разработки маршрута;

– формирования подтем и использования методических приемов;

– обеспечения условий тесного сотрудничества экскурсовода с экскурсантами;

– деятельности методической комиссии.

Классификация экскурсий динамичная и состоит из пяти исторических периодов. В наше время экскурсии классифицируются по следующим признакам: содержанию; составу и количеству участников; местом проведения; способом передвижения; длительностью; форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

Ведущим классификационным признаком в экскурсиях является подразделение на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе всевозможных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - со времени основания города (первого документального упоминания о нем) до сегодняшнего дня с обязательным осмотром перспектив дальнейшего развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, образования, природы и др..). В то же время в обзорных экскурсий есть и отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, края. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные события. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более длительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать интересные достижения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли прошлых веков.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы естественных экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Содержание зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

Подготовка новой темы, содержания экскурсии - это многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть представлен в таком объеме, что может быть усвоен экскурсантами при показе объектов. Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в этом случае.

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой темы. Поэтому экскурсовод может сообщить об их экскурсантам только как ответы на вопросы.

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. В каждой подтеме должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.

Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Ведущая подтема - композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.

Некоторые ученые, рассматривая структуру экскурсии, кроме вступления основной части и заключения выделяют такие понятия, как сюжет, фабула, кульминация

Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.

Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение.

Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

Многотемность обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.

Название экскурсии - это языковое выражение, которое в прямой и косвенной форме обозначает содержание экскурсии. Оно должно быть точным и не допускать двоякого или непонятного толкования.

В одной теме может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия по Бердянску может иметь следующие названия: «Бердянск: страницы истории и современность» «Бердянск: вчера-сегодня-завтра», «Я люблю мой родной город Бердянск», «Бердянск - моя малая Родина » и др..).