ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

В настоящее время проблема адаптации к воинской службе является одной из актуальных социальных задач, недостаток внимания к которой, приводит к возникновению серьезных социально-педагогических, социально-психологических и медико-социальных последствий. Практика диктует необходимость более глубокого изучения психологических факторов, обеспечивающих успешную адаптацию к воинской службе.

Работа в частях показывает, что благополучно адаптация молодых воинов к условиям военной службы проходит там, где доброжелательный морально-психологический климат, где не забыты традиции товарищеской взаимопомощи и поддержки. В лучшую сторону отличаются те коллективы, где постоянно идет интенсивная боевая подготовка и решены проблемы бытовой обустроенности военнослужащих.

Вместе с тем снижение престижа военной службы, изменение ценностных ориентиров молодежи непосредственно сказывается на морально-психологическом состоянии и вопросах адаптации пополнения. Негативное отношение к военной службе, возможность уклониться от нее, безнаказанность за данные проступки - данное представление, сформированное у молодого человека до призыва в армию, в новых условиях - в период привыкания к новым условиям жизни - значительно усиливается, даже при встрече с незначительными трудностями. Часть военнослужащих склоняется к самовольному оставлению части, под влиянием общей экстремальности воинского быта и службы и снижением своей нервно-психической устойчивости. Раннее выявление таких лиц позволяет повысить возможности их адаптации к условиям воинской службы, сохранить здоровье, прогнозировать их действия и поступки, управлять поведением.

Зная истинные причины дезадаптивного поведения можно выбрать наиболее эффективные пути и направления психолого-педагогической помощи с целью коррекции поведения.

Целью исследования являлось изучение адаптивные способности военнослужащих, а также выявление факторов на них влияющих.

Объект исследования - группа военнослужащих срочной службы г. Коврова. Всего 110 человек.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

- адаптация является стержневой проблемой в изменяющихся условиях существования, к которым относится, в частности, и призыв на военную службу. Данный процесс состоит из нескольких этапов и детерминирован множеством различных факторов;

- в представленной нами выборке большой удельный вес имеет группа юношей с недостаточным уровнем образования, а именно не окончивших среднее учебное заведение (19 %), что вызывает наибольшую тревогу и опасения;

- при выделении трех групп военнослужащих в зависимости от уровня адаптации социально-демографический анализ показал:

- в группу юношей с высоким уровнем адаптации вошли военнослужащие, имеющие образование не ниже среднего, из благополучных семей, призванные в большинстве из сельской местности;

- в группу военнослужащих со средним уровнем адаптации вошли юноши, призванные в основном из сельской местности, русские по национальности, имеющие полную семью и образование не ниже среднего (лишь 5,8 % не имеют среднего образования);

- в группу юношей с низким уровнем адаптации вошли военнослужащие, призванные из городов, не имеющие среднего образования. В основном это юноши из неполных семей или имеющие судимость;

- положительная мотивация – желание служить в армии – характерна лишь для 60 % юношей, что на наш взгляд объясняется падением престижа армии, общей социально-экономической обстановкой в стране и уровнем военно-патриотического воспитания школьников, юношей допризывного возраста. Возможно, выходом из создавшегося положения является введение в средних учебных заведениях курса начальной военной подготовки. Значительной связи между мотивацией и успешностью адаптации нами не выявлено, но, тем не менее, желание служить и знание элементарных правил воинского общежития положительно сказывается на процессе адаптации;

- процесс вхождения в воинскую среду в наибольшей мере связан с такими объективными факторами, как уровень образования и семейное положение военнослужащего;

- проанализированные нами личностные, индивидуальные особенности юношей также оказывают влияние на уровень адаптации. Основными из них являются: тревожность, адекватная самооценка, нервно-психическая устойчивость. Тревожность объясняется не только общими субъективными переживаниями, связанными с вхождением в новую социальную среду. По результатам нашего исследования данный фактор тесно связан с уровнем общего образования. Это объясняется тем, что программа боевой подготовки, по которой происходит обучение в воинской части, приближена и рассчитана на юношей, имеющих средние показатели успеваемости по итогам среднего учебного заведения. Боязнь не справиться с возложенными на военнослужащего обязанностями, связанная с недостатком образования, приводит к неуверенности в себе, своих силах, излишней тревожности, снижению самооценки;

- выявлена связь успешности адаптации с общей психологической атмосферой в коллективе. Большинство военнослужащих чувствуют себя в подразделении достаточно комфортно, они довольны своим воинским коллективом, служба в нем их устраивает. Наличие у юношей явных признаков дезадаптивного поведения, на наш взгляд, приводит к конфликтности и как следствие, к снижению уровня адаптации.

Результаты проведенного исследования показывают наличие ряда острых проблем, связанных с успешностью процесса адаптации юношей к новым условиям существования - службе в Вооруженных Силах.