Общая организация и структуры НАТО. Их взаимодействие между собой.

Гражданская надстройка НАТО была создана на основе решений, принятых на саммите в Лиссабоне 20-21 февраля 1952 года. В это же время был создан Секретариат, который принял на себя политические функции.

Гражданская структура включает Североатлантический совет, Постоянный совет, Комитет военного планирования, Группу ядерного планирования,другие комитеты и генерального секретаря.

Североатлантический совет (САС) является высшей политической инстанцией альянса, обладает реальной политической властью и правами принятия решений. В него входят постоянные представители всех государств-членов, которые проводят свои заседания не реже одного раза в неделю. Сессии Совета НАТО проводятся также и на более высоких уровнях - министров иностранных дел, министров обороны или глав правительств, но при этом его полномочия и права принятия решений остаются прежними, а решения имеют один и тот же статус и юридическую силу независимо от уровня представительства.

Каждое правительство представлено в Североатлантическом совете постоянным представителем в ранге посла. Все постоянные представители опираются в своей работе на политический и военный персонал или сотрудников представительства при НАТО, численность которых может быть разной у разных стран.

Заседание Совета НАТО в составе постоянных представителей часто называется “постоянной сессией Североатлантического совета”. Два раза в год, а иногда и чаще, проводятся заседания Североатлантического совета на уровне министров, когда каждая страна НАТО представлена министром иностранных дел.

Встречи на высшем уровне с участием глав государств и правительств (саммиты) проводятся при необходимости решения особо важных вопросов или в поворотные моменты развития НАТО

Комитет военного планирования(КВП) обычно состоит из постоянных представителей, однако не реже двух раз в год его заседания проводятся на уровне министров обороны. Он решает большинство военных вопросов и проблем, относящихся к планированию коллективной обороны. В этом органе представлены все государства – члены Североатлантического союза. КВП направляет деятельность органов военного управления НАТО в вопросах, входящих в его компетенцию, и в пределах своих полномочий выполняет те же функции, имеет те же отличительные черты и обладает теми же полномочиями, что и Североатлантический совет. Работу КВП готовит ряд подчиненных комитетов. Так, Комитет по анализу вопросов обороны наблюдает за планированием строительства вооруженных сил в НАТО и рассматривает другие вопросы, относящиеся к объединенной структуре. Аналогично Североатлантическому совету КВП поручает главным комитетам вести работу по подготовке решений и их осуществлению.

Группа ядерного планирования(ГЯП). Министры обороны стран НАТО, которые участвуют в работе Комитета военного планирования, проводят регулярные заседания в рамках ГЯП, где обсуждают вопросы развертывания и обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия, систем связи и информации, контроля над вооружениями, распространения оружия массового поражения. Ядерная политика Североатлантического союза постоянно анализируется, и решения о ее изменении или адаптации в свете новых событий принимаются совместно с последующим обновлением или видоизменением процедур планирования или консультаций. В 1956 году была образована верховная тройка – Великобритания, Франция, США, которую чаще называют ядерной тройкой.

Другие комитеты.На заседаниях Североатлантического совета, в комитетах, экспертных и рабочих группах обсуждаются не только политические вопросы. Кроме политических комитетов, имеются комитет пересмотра обороны, комитет по гражданскому и военному бюджету, комитет по безопасности, комитет по воздушной обороне, комитет по системам связи и информации, комитет по инфраструктуре, группа стандартизации, рабочая группа по обычным вооружениям.

Генеральный секретарь,отвечающий за содействие и управление процессами консультаций и принятие решений в НАТО, является Председателем Североатлантического совета, Комитета оборонного планирования, Группы ядерного планирования,рабочей группы по контролю за обычными вооружениями, исполнительной рабочей группы, комитета НАТО по воздушной обороне, совместной консультативной группы, других временных рабочих групп, а также номинально председателем других комитетов. Он может вносить на рассмотрение и решение вопросы, а также предлагать свое посредничество при наличии разногласий между государствами – членами. Он отвечает за руководство международным штабом, располагающим отделами по политическим вопросам, оборонному планированию и политики, инфраструктуре, логистике, планированию гражданской обороны, науке и окружающей среде, а также является председателем альянса в его внешних связях.