Второй пример
Первый пример
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
Римская империя в период с 235 по 284 гг. — самое мощное государство мира и контролировала огромную территорию, включающую в себя всю современную Западную Европу (кроме северной Германии), весь Балканский полуостров с Грецией, всюМалую Азию (территория современной Турции), Палестину (включая современные Сирию и Иорданию), Египет, и всю северную Африку.
В указанный период (50 лет) на троне империи побывали 29 «законных» монархов. Из них только один умер естественной смертью — погиб в бою. Все остальные убиты приближенными в результате заговоров1.
Причиной происходящих беспорядков была римская армия, вышедшая из-под контроля государственной и общественной власти. Армия ставила угодных ей императоров и устраняла неугодных. То есть римская армия, призванная защищать государство от внешних врагов и реализовать государственную политику под контролем верховной власти, стала управлять государственной властью, т.е. повела себя не как объект, а как субъект управления.
Смутное время в России в период с 1610 по 1613 гг. В это время Москва и Смоленск находились под властью поляков. В Великом Новгороде и на новгородском Севере хозяйничали шведы. На Юге России власть захватили «казаки» (в те времена это были просто шайки бандитов). Центральной власти не было. Казалось, Россия прекратила свое существование2.
В это время начинается процесс самообъединения купеческих городов северного Поволжья с формированием народного ополчения. Этот процесс побуждается и вдохновляется священноначалием Русской православной церкви: патриарх свт. Гермоген рассылает письма из Москвы во все русские города, письма рассылают монахи Троице-Сергиевой Лавры.
В результате земские люди поволжских городов начинают объединяться: купец Минин добровольно берет на себя труды по организации и сбору финансирования ополчения; князь Пожарский становится полководцем; русские города посылают представителей к формируемому ополчению, возникает импровизированный Земский собор, который затем объявляет себя таковым и избирает первого русского царя из династии Романовых — Михаила В этих событиях мы видим примеры самоорганизации, эффективного поведения организации как субъекта управления, обладающей организационной культурой, в которой представлены все вышеперечисленные признаки.
Проанализируем исторические примеры.
В Римской империи армия на тот момент единственная мобильная группа людей, обладающих:
· пониманием уникальности обстоятельств, в которых необходимо было проявить самоорганизацию;
· возможностью осуществлять власть, т.е. насилие: у них были вооружение, четкая организационная структура, компактность, подготовка и выучка;
· тесными межличностными связями и чувством братства внутри
воинских единиц: римский легион — это солдаты-братья, равные
между собой;
· возможностью принимать общее решение — четкая иерархическая воинская структура обеспечивала возможность иерархии представительства, а военная равность подразделений по численности равенство представителей на одном иерархическом уровне;
· понятностью целей действий и общностью корпоративных интересов — солдаты-легионеры никому в обществе, кроме самих себя, не нужны и вынуждены были сами о себе заботиться.
В условиях кризиса управления армия стала решать проблему своего выживания, а солдаты — проблему самообеспечения через противопоставление себя обществу, осуществляя односторонний контроль государственной власти. Социально-исторические последствия такой самоорганизации носят негативный характер. Организация решала собственные проблемы, не учитывая общегосударственных.
Поведение римской армии как субъекта управления — негативный пример самоорганизации.
Вторую из приведенных выше ситуаций можно определить как позитивный пример самоорганизации.
Русское государство юридически распалось. Города северного Поволжья стали компактным сосредоточением людских и материальных ресурсов, имели свои торговые интересы. Им ничто не мешало
создать что-то вроде торгового союза и не участвовать в дальнейших событиях.
Главной объединяющей силой в России явилась общность православной веры и единая Церковь, выступавшая в данном случае не как властная организация, а как носитель русской национальной организационной культуры. Она сумела выработать и довести до глубинных народных масс мотивацию объединения.
Стимулом к объединению послужили воззвания Русской Православной Церкви к народу.
В основе механизмов объединения — торговые связи североволжских городов и хорошее знание купцами и городскими обывателями своих товарищей в других городах.
Исполнителями самообъединения стали русские православные люди, которым было больно и обидно за свою страну. Они по своей свободной воле начали действовать и формировать ополчение, не желая ничего для себя лично.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский, имевший опыт руководства земским ополчением, и земский староста Кузьма Минин, исполнив свою историческую миссию, сложили властные полномочия. После избрания царем Михаила Романова в России еще долгие годы принимал решения Земский собор, т.е. в момент самоорганизации осуществлялась Соборная власть.
Рассмотренные выше примеры показывают: чтобы организация стала эффективным субъектом управления, необходимо располагать как минимум четырьмя условиями:
1. возможностью осуществлять совместные самостоятельные действия (в случае с Римом — армейский военный аппарат и сила; в примере с Российской историей — общность веры и единая Церковь);
2. наличием объединительной идеи, общей цели и общих потребностей как основе мотивации активных действий;
3. готовностью рядовых исполнителей активно действовать;
4. наличием организационных механизмов самоорганизации (представительность власти или самовыдвижение руководящего центра);
5. эмоционально насыщенными призывами Церкви и уставшего от
смуты населения.
Приведенные выше примеры наглядно демонстрируют, что организационная культура —- это подлинный стержень, скелет организации, источник ее активности, в том числе и самоактивности. На эту основу наращиваются властные отношения, централизуемые у руководителя как лица, принимающего решения.
Эффективность организации как субъекта управления определяется содержанием организационной культуры в ее потенциальной способности стимулировать самоактивность организации. Если организационная культура противопоставляет одну часть организации другой, это приводит организацию к гибели (пример: римские легионы против римского народа; в результате эта система — самоуправляющаяся римская армия — существовала недолго).
Если организационная культура является потенциально объединяющей организацию (пример: православная вера и Церковь в Смутное время), то эта организация жизнеспособна.
Выводы:
1.Изначально организация создается как объект управления.
2.Постепенно, с ростом организованности персонала, уровня его профессионализма, способности принимать коллективные решения она становится субъектом управления.
3.После создания организации в период ее роста формируется организационная культура, определяющая степень жизнеспособности организации в будущем.
4.Задача субъектности организации — решение вопросов выживания, обеспечения устойчивости системы, сохранения собственного яйца и основных особенностей во времени и в пространстве. Признаки субъектности организации проявляются в ее организационной культуре
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
1.Дайте определение организации.
2.Назовите основные характеристики организации.
3.Примените знания по философии для показа объектно-субъектной сущности организации.
4.Перечислите позитивные формы самоуправления.
5.Перечислите негативные формы самоуправления.
6.Перечислите условия, при которых организационная культура становится эффективной.
7.Как Вы понимаете выражение древнекитайского военного теоретика и полководца Сунь-цзы (VI-V вв. до н.э.): «В целом искусство управления многими такое же, как и управления немногими. Это вопрос организации».